Кондуктор (железная дорога)
- 1 year ago
- 0
- 0
Конду́кт ( позднелат. conductus ) — средневековая песня на латинском языке, в основном на духовную (христианскую) тему. Расцвет жанра — во Франции во второй половине XII и в первой половине XIII веков. Авторы музыки и текстов кондуктов как правило неизвестны; среди известных по имени поэтов — Филипп Канцлер и Вальтер Шатильонский . На ранней стадии развития преобладали одноголосные кондукты, позднее появилось многоголосие. Специфическая черта композиции многоголосных кондуктов — отсутствие в теноре известной заданной мелодии (в отличие от органума и мотета , где cantus firmus был основой полифонической композиции).
Термин встречается в нотных рукописях и музыкально-теоретических трактатах преимущественно французского происхождения, в XII — XIV веках. Несмотря на прозрачную этимологию (от лат. conduco стягивать, сводить), вывести из неё специфику кондукта проблематично. На поверхности лежит связь термина с техникой многоголосной композиции. Однако, эта этимологическая концепция не объясняет существование сотен одноголосных кондуктов. Согласно Б. Гиллингему (см. список литературы) conductus следует понимать в смысле сокращения, «стяжения» поэтической формы, установившейся в качестве нормативной для (более ранних по времени) секвенций и гимнов . Наиболее распространено опосредованное понимание термина как указателя на некое «совместное действие» (например, на совместное пение в литургической процессии).
Существительное conductus в средневековых текстах склоняется по второму (мн.ч. conducti) либо по четвёртому (мн.ч. conductus) склонению.
Кондукты функционировали как правило вне рамок канонического богослужения, хотя по содержанию и связаны с ним (см. Паралитургическая музыка ). Кондукты могли петь в ходе литургических процессий — на Рождество и во время других церковных празднеств. Кроме того, сохранились литургические драмы (которые также исполнялись в церкви), где кондукт составлял часть формальной структуры. Функционирование целого ряда кондуктов на тексты светской тематики (особенно сатирических, «антеклерикальных», философских, «мифологических», элегических и мн. др.), исполнение которых за богослужением представить себе невозможно, остаётся неясным, представляет «огромную лакуну» (М. Эверист) в современном «кондуктоведении».
Характерное отличие многоголосного кондукта от органума и мотета (других важнейших жанров Ars antiqua ) — сочинение новой музыки на новосочинённый текст (а не обработка cantus prius factus ). С этой точки зрения показательно также почти полное отсутствие в кондуктах (как одноголосных, так и многоголосных) контрафактуры , её примеры в кондуктах единичны.
Тематика кондукта весьма разнообразна, большинство текстов — духовные стихи, парафразирующие Св. Писание, в том числе содержащие прямые обращения к Деве Марии и Христу. Около 10 процентов парижского корпуса кондуктов написаны на мемориальные и «окказиональные» тексты, откликающиеся на события тогдашней светской и церковной истории . В кондуктах встречаются сатирические («антиклерикальные»), нравоучительные, элегические и даже философские (богословские) тексты. Примерное представлении о стихе кондукта (с рефреном) даёт Luto carens et latere (автор текста — Филипп Канцлер ; показаны первые 2 строфы ):
I. Luto carens et latere
Transit Hebreus libere Novo novus charactere. (R.) In sicco mente munda Transit Hebreus libere Baptismi mundus unda. |
1. Отринув грязь пленения,
Еврей свободно шествует, С печатью обновления, Дорогой очищенья Еврей свободно шествует, Омыт волной Крещенья. |
II. Sortis tributum misere,
Transit Hebreus libere Culpe recluso carcere. (R.) In sicco mente munda Transit Hebreus libere Baptismi mundus unda. |
2. Презрев судьбу ничтожную,
Еврей свободно шествует, Покинув тьму безбожную, Дорогой очищенья Еврей свободно шествует, Омыт волной Крещенья . |
Ранние кондукты одноголосны, написаны в
строфической форме
, иногда с
рефреном
(такие кондукты также называются
ронделями
— rondellus); стихи — рифмованная силлабика или силлаботоника, способ распева
силлабический
. Вершина жанра — многоголосные кондукты в
старогомофонной
(моноритмической) фактуре, созданные в
школе Нотр-Дам
. По статистике сохранилось 439 одноголосных и 428 многоголосных кондуктов; последние преимущественно двухголосные (236 пьес) и трёхголосные (136); примеры четырёхголосных кондуктов единичны (11)
. Авторы музыки кондуктов как правило неизвестны; исключение составляют несколько кондуктов, приписываемых
Перотину
.
В развитых многоголосных кондуктах часто встречаются разделы с нотированным ритмом (оригинальный термин — cauda, букв. «хвост»). Кондукты с такими разделами по-латыни именовались cum caudis («хвостатые»), без таковых — sine caudis («бесхвостые»). В «каудах»-вокализах распевался один (обычно первый или последний во фразе) слог текста; по этой причине такие разделы в старинной терминологии именовались термином лат. sine littera («бестекстовые»). В остальных разделах формы (где текст распевался силлабически) ритм, как правило, нотирован условно — графемами квадратной нотации , без систематического использования лигатур .
Местоположение кауд-вокализов показано на примере двухголосного кондукта «Luget Rachel iterum» (кауды выделены полужирным начертанием):
Lu
get Rachel iterum
Cuius dampnat uterum Filiorum orbitas. Lap so tabernaculo Quondam plena populo Sola sedet civi tas . Lan guent Syon filiae Coditie Affligentes animam Cum non sit qui faciat, Nec veniat, Ad paschalem vic timam... |
Снова плачет
Рахиль
,
чья утроба обречена на бездетность. С падением Храма город, некогда полный людей, пребывает в одиночестве. День ото дня увядают дщери Сиона , сокрушая свои души, ибо никто не совершает пасхальной жертвы. |
Интерес к кондуктам угас во второй половине XIII века, вероятно, в связи с бурным развитием конкурирующих жанров: в «высокой» музыке — мотетов , в куртуазной и «низкой» — песен на французском языке ( баллада , рондо́ , виреле , строфическая шансон ). Последние яркие образцы (одно- и многоголосных) кондуктов — в поэтико-музыкальном сборнике « Роман о Фовеле » (составлен около 1317). Популярные образцы кондуктов: анонимные «Verbum patris humanatur», «Orientis partibus» (приурочен к Празднику осла ), «Redit aetas aurea», кондукт Перотина «Beata viscera».
Для идентификации кондуктов в научной литературе принято использовать каталог Гордона Андерсона, опубликованный им в 1972-73 годах . Уникальный идентификатор состоит из прописной буквы латинского алфавита и арабской цифры, следующей без пробела, например, «Salve sancta parens patrie» (J58).
Расшифровка кондуктов представляет значительные трудности с точки зрения корреляции стихового и музыкального метра . В отношении ритмической интерпретации мнения музыковедов разделились. Повод для возникновения научной полемики дала типичная для многих многоголосных кондуктов форма, в которой сочетаются силлабические и мелизматические (с «каудами») разделы.
Группа исследователей-ревизионистов (Эрнест Сандерс, Кристофер Пейдж , Марк Эверист и др.) полагает, что мелизматические разделы следует расшифровывать «метрически», по законам модальной ритмики , а силлабические разделы предлагает интерпретировать как «неметрические ритмы» ( англ. non-metrical rhythms ) . Неопределённость понятия соответственно выражается и в неопределённости ревизионистской расшифровки: «неметрические ритмы» транскрибируются черными нотными головками без штилей (подобно принятым издавна расшифровкам григорианского хорала ). Проблема ритма, таким образом, перекладывается на музыкантов-исполнителей, которые вынужденно выполняют подобные «транскрипции» в меру собственного понимания средневековой ритмики . На практике ревизионистские интерпретации силлабических разделов кондуктов реализуются как «декламационно-рапсодические» (особенно в одноголосных произведениях, где не требуется синхронизации голосов по вертикали), либо в двухдольном метре.
Группа исследователей-консерваторов (Гордон Андерсон, Ганс Тишлер, Джанет Кнапп и др.) считает, что многоголосный кондукт можно интерпретировать целиком в системе модальной ритмики. Аргументом для их позиции служит регистрация очевидного факта — кондукты включены в сборники других многоголосных сочинений Ars antiqua — метризованных органумов и мотетов, модальная интерпретация которых несомненна. Кроме того, они указывают на то, что все теоретики XIII века (анонимный Discantus positio vulgaris , Иоанн де Гарландия , Аноним IV, Аноним св. Эммерама и др.) очевидно ставят многоголосный кондукт в один ряд с (модально ориентированными) органумом и мотетом. Отсутствие модально-ритмической нотации в «проблемных» кондуктах адепты «консервативной» интерпретации объясняют также «общекультурным» аргументом: в истории западноевропейской музыки письменная (теоретическая) фиксация правила появляется позже, чем памятники музыкальной нотации, имплицирующие использование этого правила.
Подзаголовок первой части Пятой симфонии Г.Малера «Wie ein Kondukt» не имеет отношения к средневековому кондукту (хотя здесь используется то же слово); вся фраза означает «в духе пышных похорон».