Марков, Геннадий Евгеньевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Евге́ньевич Ма́рков ( Марков Второй/2-й ) ( 2 [14] апреля 1866 , Симферополь или село Александровка , Курская губерния — 22 апреля 1945 , Висбаден ) — русский политик ультраправых взглядов , публицист и писатель, потомственный дворянин из рода Марковых , коллежский советник , инженер-архитектор.
Один из учредителей , которая впоследствии вошла в Союз русского народа . Депутат III и IV Государственной думы от Курской губернии . Монархист , один из лидеров черносотенцев , радикальный антисемит . С 1910 года председатель главного совета Союза русского народа.
После Октябрьской революции 1917 года — участник Белого движения . С 1920-х годов находился в эмиграции, продолжив политическую деятельность в православно-монархическом русле. Выступал сторонником фашистских политических режимов. После прихода Гитлера к власти нацистский режим предоставил Маркову «почти государственную службу» редактора антисемитского журнала «Мировая служба», политической деятельностью на страницах которого Марков занимался до своих последних дней. Как соредактор (вместе с генералом Красновым ) «Казачьего вестника», выходившего в 1943—1945 в Берлине , поддерживал войну Гитлера против СССР .
Потомственный дворянин из рода Марковых . Отец — Евгений Львович Марков (1835—1903) — был известен как литератор, педагог и государственный деятель. По данным историка Михаила Смолина , далёкий предок Николая Маркова принимал участие в Куликовской битве . По отцовской линии родственник религиозной мыслительницы теософского направления Елены Блаватской и писательницы Веры Желиховской (соответственно и матери указанных личностей — Елены Ган ), а также публициста Ростислава Фадеева . Родной дядя — — был беллетристом .
Историки и приводят две версии дворянского происхождения Маркова Второго: либо от литовского шляхтича , получившего с переходом на службу к русскому царю в XVII веке поместье недалеко от Курска; либо от валаха Марко Росса, поступившего на службу в Великое княжество Московское во второй половине XV века .
Сам Николай Евгеньевич Марков утверждал, что его род по отцовской линии ведётся от Марка Толмача, который во времена Ивана III получил поместье в Московском княжестве. Также, он упоминал, имели место и немецкие корни .
Родился 2 апреля 1866 года. Данные о месте его рождения противоречивы: одни источники называют Симферополь , где его отец служил директором гимназии и народных училищ Таврической губернии , другие — село Александровка Щигровского уезда Курской губернии .
Детство провёл в родовом имении Патепник Щигровского уезда Курской губернии. Мать — Надежда Николаевна Маркова (урожд. Дятлова) умерла рано, в связи с чем воспитанием в основном занималась мачеха Анна Ивановна Сидоренко (урожд. Познанская) . Среднее образование, по одним данным, получил в Курской гимназии , по другим — в 8-й Московской гимназии . Окончил Московский кадетский корпус в 1883 году , в 1888 — Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Учился на одном курсе с известными архитекторами Львом Кекушевым , Илларионом Ивановым-Шицем и Виктором Величкиным . После окончания ИГИ служил инженером на железной дороге, работал на строительстве Курско-Киевской железной дороги. По архитектурной специальности отметился только участием в проектировании собора в Конотопе . Других серьёзных проектов за этим не последовало; в конце концов Марков ушёл и с работы в должности инженера .
После смерти отца унаследовал участок земли в 368 (по др. данным — 250/360 ) десятин в селе Охочевка Щигровского уезда Курской губернии. В этот же период Марков занялся сельским хозяйством, избирался гласным Щигровского уездного и Курского губернского земских собраний, членом Щигровской уездной, а затем и Курской губернской земской управы. В 1905 году в чине коллежского советника Николай Марков оставил службу.
Политической деятельностью стал заниматься с начала 1900-х годов, как сторонник самодержавия . В 1904 году вступил в кружок консервативно настроенных курских дворян, который сложился вокруг графа Владимира Доррера . Выступил одним из учредителей (создана 5 сентября 1904, оформлена организационно в сентябре 1905 года ), заняв пост вице-председателя Щигровского отдела партии. В 1906 году партия вошла в состав Союза русского народа на правах её курского отделения, Николай Марков стал членом Совета этого отдела. Также основал Щигровский уездный отдел партии, которым руководил до февраля 1912 года.
В декабре 1904 года направил адрес Николаю II , в котором подчеркивалась необходимость сохранять незыблемость самодержавного строя .
В числе курских дворян 20 июня 1905 года участвовал в депутации к Императору. Вновь подчеркнул в ней свою приверженность к самодержавию, а также отстаивал сословные начала организации выборов .
В мае 1906 года вошёл в Совет по организации съезда уполномоченных дворянских собраний. С 1905 года и до 1910-х годов Марков был постоянным участником съездов Объединённого дворянства . Входил в комиссию по еврейскому вопросу при Постоянном Совете Объединённого дворянства .
В этот же период начал заниматься публицистической деятельностью. Издавал газету «Курская быль», с 1907 по 1909 год сотрудничал с газетой «Свет», носящей правомонархический характер. Через некоторое время Марков стал одним из постоянных авторов «Вестника Союза Русского Народа». Печатался под псевдонимами « Буй-Тур » и « Гой », также имели место публикации под именами «Tante Ivette», «Муринов». Также активно участвовал в работе « Земщины », издателем которой он стал в 1915 году.
На выборах во II Государственную Думу Марков был избран выборщиком в губернское избирательное собрание, однако в Госдуму не прошёл. В 1907 году избран депутатом III Государственной думы от Курской губернии , переизбирался в IV созыв . Поскольку в составе депутатов Думы был его двойной тёзка, старший по возрасту (1841 года рождения) октябрист Николай Львович Марков , в думских материалах и прессе Николай Евгеньевич официально именовался «Марков Второй». В Думе был членом совета фракции правых, где был лидером умеренного крыла. Работал в комиссиях: по государственной обороне, по Наказу, бюджетной, финансовой, о путях сообщения, финляндской, по исполнению государственной росписи, по военным и морским делам, по обсуждению вопроса об участии Думы в праздновании 300-летия дома Романовых .
Первая русская революция 1905—1907 годов заметно изменила характер Маркова. Из застенчивого интеллигента, робевшего перед большой аудиторией, он превратился в активного и напористого оратора , а после избрания в Государственную Думу снискал скандальную славу дебошира, драчуна и дуэлянта. По общему количеству замечаний и взысканий за недостойное статусу депутата поведение (1302 раза) Марков занимал прочное второе место (первое занимал его соратник Пуришкевич , исключавшийся из Думы 10 раз, в общей сложности на 52 заседания) . В роли политика Марков активно спекулировал на возможностях сформировать политический и визуальный образ через прессу. Прозвище «Медный Всадник», основанием которого были усики, завитые Марковым «под Петра I», не прижилось, в отличие от «курского зубра » — животного, с которым хотели ассоциировать себя правые национал-шовинисты. Но самым эпатирующим зрелищем были дуэли — зрелище, постановочность которого высмеивали сами депутаты.
20 июня 1908 года Марков вызвал на дуэль еврея Пергамента — депутата от партии кадетов , которого соратники Маркова — черносотенцы безнаказанно травили по всей России стишками типа «Жид Пергамент / Попал в парламент / Сидел бы дома, / Ждал погрома» . По воспоминаниям московского генерал-губернатора В. Ф. Джунковского , « …во втором часу ночи масса автомобилей катила по направлению к Удельному парку. Катили автомобили с журналистами, с фотографами, репортёрами. Одним словом, были все принадлежности французских парламентских дуэлей, о которых знали заранее все подробности… Прибыла и санитарная карета с врачом ». Как только секунданты свершили таинство подготовки поединка, « из кустов появился пристав Лесного участка и от имени градоначальника заявил, что дуэль допущена быть не может, отобрал пистолеты, положил их в ящик и, заперев его, взял ключ с собой. Затем появилось до 40 пеших и конных городовых, и все разъехались по домам. Разочарованная публика также ». На следующий день пресса сообщила, что дуэль якобы состоялась в другом «конспиративном» месте, и что якобы оба стрелявших друг в друга депутата-дуэлянта промахнулись .
После того, как СРН покинул Владимир Пуришкевич , Марков вошёл в состав Главного совета партии. В августе 1909 года возглавил курский отдел СРН , став, таких образом, одним из ключевых деятелей курского черносотенного движения. Также Марков Второй принимал активное участие в Русском собрании .
В 1909 году в СРН произошёл раскол, в результате которого оформилось два течения. Первое возглавлял председатель СРН Александр Дубровин , который выступал против либерализации политической системы и реформ Петра Столыпина . Второе возглавлял Марков Второй, примирившийся с политическими реформами. — это течение взяло курс на сотрудничество с правительством, активно поддерживая проводимую в то время аграрную реформу . В результате противостояния руководящую роль в СРН занял Марков («земско-соборническое», или «обновленческое» крыло), дубровинцы же создали Всероссийский Дубровинский Союз Русского народа . Важным моментом, послужившим укреплению Маркова в роли главы Главного Совета, стал ссора с Борисом Никольским , который поддерживал Дубровина. Скандал имел финансовую почву, Марков Второй уличал сторонника Дубровина в воровстве средств, в результате чего последний был исключён из « Русского собрания », а роль «курского зубра» в СРН возросла в той мере, в которой позволяла сместить «дубровинцев» из руководства партией .
В 1914 году активно участвовал в учреждении и работе Всероссийского Филаретовского общества народного образования.
В годы Первой мировой войны участвовал в организации и финансировании лазаретов для раненых, в частности, лазарета в Петрограде на Каменном острове .
Если до войны Марков указывал на выгодность сотрудничества с кайзеровской Германией , то с началом военных действий политическая риторика активно приобрела антинемецкий характер, указывая на постоянную связь германства с еврейством .
В 1915 году Марков Второй включён в состав Особого совещания по обороне . Он отстаивал необходимость значительного увеличения артиллерийских парков (больше требований со стороны совещания) . В целом во время войны требовал усиления государственного контроля и установления диктатуры.
В 1915 году был создан Совет монархических съездов , который смог сгладить противоречия марковцев и дубровинцев в целях объединения против растущей роли антимонархических сил.
22 ноября 1916 произнёс думскую речь, в которой обрушился на Владимира Пуришкевича, что стало реакцией на недавно произнесённую последним речь, где лидер РНСМА подверг жёсткой критике деятельность Правительства. Марков Второй выступил в защиту власти, обозначив Пуришкевича «новоявленным прогрессистом», а также оскорбил председателя Парламента Михаила Родзянко , назвав его «мерзавцем», это привело к удалению депутата на 15 заседаний, что являлось высшей мерой. В результате этого роль Маркова в правых кругах возросла (благодарность была получена и от министра внутренних дел Алексея Хвостова ) . Однако возглавляемая им фракция правых раскололась, из 53 депутатов покинули фракцию 34 (35 ) человека, которые проявили несогласие с позициями Маркова.
Политическая деятельность Николая Маркова Второго в большой степени носила антисемитский характер. В своих речах он с черносотенных позиций постоянно указывал на своего рода «еврейскую угрозу», которая, по мнению политика, имела целью разрушение самодержавия. Практически всегда указывал на связь разного рода противников действующего политического режима, и тех, кого он считал таковыми, на связь с еврейством .
После Февральской революции в России вёл конспиративную работу, для этого сменил внешность (коротко остригся и отпустил бороду). Между 27 мая и 9 июня 1917 года был арестован на территории Финляндии и доставлен в Петроград для дачи показаний ЧСК , однако комиссия не нашла состава преступления и отпустила его.
Летом того же года принял участие в создании подпольной организации «Великая единая Россия», которая ставила своей целью спасение Царской семьи . Однако организация провалила цель, по поводу чего Марков Второй испытывал глубокую вину .
Летом 1918 года Марков был обер-офицером для поручений Военно-гражданского управления в создаваемой германцами на оккупированных русских территориях северо-запада России ( Псковская губерния ) русской добровольческой Северной армии (позднее из её зачатков образовался Северный корпус ) .
В 1919 году находился в армии Николая Юденича . Участвовал в Белом движении под именем «Льва Николаевича Чернякова». В 1918—1919 годах Николай Марков являлся членом «Братства Белого креста Великой единой России», редактировал выходившую в Ямбурге газету « Белый крест », вскоре запрещенную генералом Александром Родзянко за монархическую ориентацию . В этот же период на территории Эстонии создан промонархический «Союз верных», в котором Марков Второй принял активное участие, сотрудничал с Советом обороны при Фёдоре Келлере .
После поражения армии Юденича под Петроградом весной 1920 года бежал в Германию , где вскоре создал «Русское общественное собрание» с целью объединения правых монархистов. В конце того же года создал Берлинское монархическое объединение, которое сплотило немалое число эмигрантских монархических группировок. Также в этот момент редактировал журнал «Двуглавый орёл» (1920—1922 — в Берлине , 1926—1931 — в Париже )) .
C 1922 связан с семьёй Великого Князя Кирилла Владимировича , после его смерти в 1938 году — безусловный сторонник его сына Великого Князя Владимира Кирилловича . Проявлял большой и последовательный интерес к фашизму и нацизму , утверждая, что во многом эти учения имели черносотенный характер, в связи с чем указывал на позитивность сотрудничества с политическими режимами и движениям, основанными на этих идеологиях.
В Германии встретился с Александром Римским-Корсаковым , вместе с ним участвовал в съезде монархистов в Бад-Райхенхалле , избран председателем Высшего монархического совета (1921—1926, по другим данным до 1927). В рамках совета проводил консервативную линию, при этом активно дистанцировался от Белого движения. Полагал, что возрождение России начнётся с Земского Собора, который призовёт нового монарха. После оставления поста руководителя ВМС переехал в Париж .
По данным современного историка , организовал «Чёрный блок» (объединение депутатов Государственной Думы и членов Государственного Совета, стоявших на платформе СРН), однако другой историк — — подверг критике утверждение о «Чёрном блоке» и указал на то, что такой структуры никогда не существовало .
Также Марков Второй был участником церковного Всезарубежного Собора, проходившего в 1921 году в городе Сремски Карловцы . Был ревностным сторонником РПЦЗ .
В эмиграции от сходства с Петром I , которого он добивался в годы депутатства в Думе подстрижкой усиков, бывший Марков Второй отказывается, выращивая окладистую бороду и видоизмененяя прежде «кучерявую» причёску .
В 1931 году Николай Марков председательствовал на монархическом съезде в Париже. На этом съезде он признавал права на Царский Престол Князя Кирилла Владимировича (с его семьёй Марков был связан ещё с 1922 года, что вызвало противостояние большинства делегатов съезда и членов ВМС). В результате этого противостояния он покинул ВМС (после смерти Кирилла Владимировича признал право на Престол его сына — Владимира Кирилловича). Кроме того, в конце 1920-х — начале 1930-х годов Николай Марков участвовал в работе Русской монархической партии, Комитета призыва к объединению вокруг главы Императорского Дома (кирилловцы), Союза «За Веру, Царя и Отечество», общества «Российское Согласие», Российского Имперского Союза-Ордена.
Однако черносотенный историк Михаил Назаров уверен, что Марков не поддерживал кирилловцев внутренне, а был вынужден подчиниться решению верхушки РПЦЗ , которая поддерживала Князя Кирилла.
Привлекался в качестве эксперта в Бернском процессе на стороне защитников версии достоверности протоколов сионских мудрецов .
После прекращения выхода издания «Двуглавый орёл» Марков остался без постоянного заработка и сильно нуждался. Ситуация изменилась после прихода к власти Гитлера, когда нацистский режим предложил Маркову работу .
В 1935 году в Эрфурте вступил в русскую секцию нацистской « » («Вельтдинст»), так называемого « антисемитского интернационала».
Начиная с 1936 года, получил хорошо оплачиваемую работу редактора русского выпуска антисемитского еженедельника «Мировая служба. Международная корреспонденция по просвещению в еврейском вопросе» ( нем. Welt-Dienst. Internationale Korrespondenz zur Aufklärung über die Judenfrage ), который издавался . По согласованию с главным редактором, русский раздел еженедельника под руководством Маркова занимался только антисемитской пропагандой. Эта работа отнимала много времени, но позволяла не отвлекаться на поиск дополнительных заработков . Марков участвовал также в создании антисемитской энциклопедии «Сегила Вери», где планировалось собрать всё, что «думают и знают о евреях арийцы» .
В 1938 году принял участие во РПЦЗ .
На протяжении 1930-х годов опубликовал в Германии книги и статьи антисемитского, антимасонского содержания. Наиболее известными можно обозначить такие труды, как «Войны тёмных сил» (первая часть книги появилась ещё в 20-х годах XX в.; также, согласно материалам Бахметьевского архива , была написана третья часть книги в 1931 году, которая не вышла в печать из-за финансовых трудностей и возможной пропажи рукописи ), «История еврейского штурма России», «Лик Израиля».
После нападения нацистской Германии на Советский Союз продолжил агитационно-публицистическую деятельность, продолжая получать содержание как редактор Welt-Dienst и гонорары за издаваемые им статьи. В 1943—1945 гг. являлся, вместе с генералом Красновым , соредактором выходившего в Берлине «Казачьего вестника» . В статьях на немецком языке «Еврей — паразит сельских имений» («Der Jude ist der Parasit des Bauerntums», 1944) ; «Die Rolle des Judentums in Russland seit seinem Erscheinen im 17. Jahrhundert bis zu seiner Machtergreifung 1917» (1944), написанных им за год до смерти, Марков выступил поборником « окончательного решения еврейского вопроса » и сторонником войны Гитлера против СССР .
С 1939 года в связи с переездом редакции «Мировой службы» перебрался вместе с семьёй во Франкфурт . Жил в гостиничном номере на Брентаноштрассе, 15, во время бомбардировок города в 1944 году жильё сгорело. После этого семья перебралась в Висбаден , где они проживали на Карлштрассе, 16 .
Там же Николай Евгеньевич Марков и умер на 80-м году жизни за две недели до окончания Второй мировой войны в Европе, на тот момент город уже был занят американцами. Похоронен на православном кладбище церкви св. Елизаветы в Висбадене , могила расположена недалеко от горы , где указана дата смерти — 22 апреля 1945 года .
Жена — Надежда Владимировна Маркова (урожд. Бобровская) (1868—1954; обвенчались в 1890 году), она также вместе с мужем участвовала в политической жизни, активный участник « Русского собрания ». От этого брака было 5 дочерей: Надежда; Евгения; Татьяна; ; Наталья.
Согласно материалам Бахметьевского архива , Надежда обучалась в Педагогическом институте в Петрограде , после революции жила в Бессарабии , где работала сельским учителем. Подвергалась психологическому прессингу за то, что была дочерью видного черносотенного деятеля .
Евгения окончила бестужевские курсы , в годы Первой мировой войны работала сестрой милосердия , умерла в 1929 году в Севастополе, оставив сиротой годовалую дочь Магдалину .
Татьяна также окончила бестужевские курсы , в годы Первой мировой её послали в Лондон в составе русской комиссии. Там она жила до 1920 года, после чего воссоединилась с семьёй в Берлине . Жила вместе с родителями до их смерти, после чего, заболев манией преследования , попала в одну из германских богаделен .
не стала эмигрировать. В Советской России она фиктивно вышла замуж, взяв фамилию Шишелова . Участвовала в «буддийской религиозной секте», увлекалась оккультизмом , была сподвижником Александра Барченко . Сотрудничала с ОГПУ СССР , в частности, с Глебом Бокием , который также увлекался буддистской мистикой, была лаборанткой Научно-энергетической лаборатории ВИЭМ . Арестована 26.5.1937 года после ареста Г. И. Бокия и др. сотрудников Спецотдела ГУГБ НКВД СССР. Внесена в Сталинский расстрельный список от 22.12.1937 г. («Москва-центр» по 1-й категории («за» Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов ). Расстреляна в «особом порядке» 30 декабря 1937 года и захоронена на спецобъекте НКВД « Коммунарка ». Реабилитирована посмертно Прокуратурой СССР в 12.1989. г. .
Наталья в раннем возрасте вышла замуж за большевика, в результате чего исчезла из семейного круга .
Старший брат — (1862—1936) — был известен как предводитель дворянства Щигровского уезда Курской губернии . Помимо этого, у Николая Маркова был младший брат — Ростислав, а также сёстры — Елизавета и Екатерина .
Родной племянник (сын Льва Маркова) — Анатолий Марков , участник Белого движения , после поражения «белых» в эмиграции примкнул к русскому фашизму , был членом ВФП , возглавлял египетский очаг (отделение) партии.
На протяжении всей жизни оставался сторонником православной самодержавной монархии , придерживался уваровского принципа-триады — « православие, самодержавие, народность ». Поддержку конституционалистской и столыпинской политики он обосновывал тем, что на это была воля монарха, однако уже на допросе ЧСК давал негативную оценку политике Столыпина . Активно выступал за усиление лидирующей роли русского народа в Российской империи , в частности, выступал за ослабление автономного статуса (вплоть до его лишения) Финляндии в составе России .
Несмотря на сотрудничество и поддержку фашизма и национал-социализма, оставался преданным монархистом, указывая на то, что эти политические строи для России неприемлемы и что в рамках должна возродиться именно самодержавная монархия (право на престол оставлял за Кириллом Владимировичем и его потомками), а национал-социализм критиковался им за антихристианский , оккультный и проязыческий оттенок. При этом указывал на преемственность этих идеологий от идей черносотенного движения начала XX века . Различными исследователями и в разных источниках также указывается влияние идей Маркова на фашизм и национал-социализм .
К большевизму и другим леворадикалам /умеренным левым относился отрицательно и был их последовательным критиком. Ещё до революции предрекал, что русский народ пойдёт скорее за левыми силами, нежели за либеральными . На открытии Рейхенгалльского съезда он признавал заслуги Белого движения, при этом предлагал дистанцироваться от него, равно как и от большевизма, заняв «третью позицию» . На съезде русской эмиграции в Париже (1926 год) он повторил эти мысли, предложив самоопределение «синие» (по цвету российского триколора , который стоит посредине между белым и красным цветом). До конца жизни выражал надежду на скорое свержение советского режима, так как, по его мнению, народ в стране Советов не тянулся к советским ценностям .
Причины победы большевизма в России видел в специфике самого русского народа. В частности, были указаны такие свойства, как анархизм, тяга к шири, бескрайности, безначалию, неуважение к правилу, закону, порядку, меже, границе, чужому и своему труду, к чужой и своей собственности, склонность к лени. По его мнению русский народ, как народ с восточным менталитетом, всегда был предрасположен к большевизму .
Выражал надежду, что вождистские режимы впоследствии придут к монархическому строю. Подобную мысль он распространял не только на фашистские/национал-социалистические режимы, но и на сталинский СССР . Считал, что гитлеровская Германия должна сама перейти к монархическому правлению и помочь прийти к таковому в России .
Поддержал нацистскую Германию в их планах нападения на СССР , как необходимость «болезненной операции» с «социалистическим интернационализмом», но указывал, что эти действия будут своего рода «резанием живого мяса» .
В плане еврейского вопроса во времена Российской империи активно выступал за сохранение черты оседлости , говоря об опасности её ослабления. Согласно концепции Маркова Второго, евреи с целью установления мирового господства претворяют в жизнь доктрину «иудейского мессианизма», сформулированную талмудическим иудаизмом . Также в трудах «курского зубра» использовался кровавый навет на евреев . Как и многие писатели черносотенного и антисемитского толка, утверждал о связи масонства с еврейством (наиболее всего эту связь он рассматривал в одном из своих трудов — «Войны тёмных сил»). Антисемитизм Маркова Второго имел православный окрас, утверждая, что связка иудейства, масонства и их приспешников ставит своей целью уничтожение Христианской Церкви различными способами. Некоторые современные историки православно-монархического толка (напр., Дмитрий Стогов) обвиняют его в необоснованном (с православной точки зрения) использовании Священного Писания (в части Ветхого Завета ) для критики еврейства и талмудического иудаизма (такой подход выразился в статье «Лик Израиля»), при этом Марков не отрицал священности Ветхого Завета, нежели некоторые другие деятели черносотенного толка (например, Николай Жевахов ). Однако Марков критиковал антихристианский настрой антисемитизма в гитлеровском национал-социализме .
Марков Второй настаивал, что «Протоколы сионских мудрецов» подлинны, и что они воплощаются в жизнь. В своей статье «История еврейского штурма России» Марков говорит о том, что рукопись «Протоколов» была изъята в 1897 году во время конгресса сионистов в Швейцарии из портфеля Теодора Герцля , а «изъятие» произвёл агент российской тайной полиции . При этом на Бернском процессе использовал тактику, согласно которой точно не указывался автор, а больше обращалось внимание на факт «исполнения сказанного в протоколах».
После революции активно поддерживал РПЦЗ . В 1926 году осудил деятельность таких церковных деятелей, как епископы Евлогий и Платон , за раскольническую деятельность, чему посвятил свою статью «Правда о смуте церковной». Осуждал деятельность Московской патриархии во главе с митрополитом Сергием (Страгородским) , обвиняя её в подчинении «богоборческой власти» .
Упоминался в трудах Владимира Ильича Ленина свыше 40 раз, в основном в негативном контексте .
Русский националист и публицист Михаил Меньшиков назвал Маркова Второго «лучшим оратором» Думы.
Курский губернатор Николай Муратов дал «курскому зубру» следующую характеристику:
Это был несомненно умный, даже очень умный человек, с большим характером, твердой волей, убежденный, искренний, упорный в достижении цели, но не добрый, не мягкий, а, напротив, злобный и мстительный. Политически развитый, с достаточной эрудицией, доктринер, как всякий парламентский деятель, но не сухой, а с большой способностью к концепции, хороший оратор, с иронией в речах, всегда умных, тонких, порой очень остроумных и всегда интересных, Марков был политическим бойцом первого сорта, и Дума была его сферой… Если бы в наших четырёх думах было побольше деятелей, подобных ему, правое дело не было бы в таком загоне.
—
Политический оппонент Маркова и противник черносотенного движения Иван Ильин дал ему следующую характеристику: «Марков человек умный, волевой и патриотичный» . При всём этом в 1926 году в своей «Записке о политическом положении» (октябрь 1923), направленной генералу Петру Врангелю , Ильин негативно обрисовывает Николая Маркова:
Атмосфера Высшего Монархического Совета — есть атмосфера Маркова. Он силен волею и темпераментом, грубо умен и грубо хитер, интрига его топорна; очень властолюбив и малообразован; одержим антисемитизмом и масонобоязнью; в экономике не понимает ничего и творческих идей не имеет; духовная культура за пределами православия для него почти не существует; это не вождь и не строитель, а трибун и демагог с чёрным блеском в зрачке.
—
В советском фильме « Возвращение Максима » роль Маркова Второго сыграл актёр Георгий Орлов. Текст этой роли, в которой Марков выступает за подавление рабочего движения средствами социального и физического террора, примерно соответствует смыслу и риторике реальных думских речей этого черносотенного депутата . Также выведен в фильме « Доверие » (в роли Всеволод Кузнецов ).
Советский политический карикатурист Борис Ефимов нарисовал несколько карикатур на Маркова Второго. На одной показан черносотенец с озверелым лицом, усиками а-ля Пётр Первый и пудовыми кулачищами на фоне толпы столь же диких соратников с транспарантами «Боже царя храни» и «Бей ж…[идов]»; текст последнего полуприкрыт фигурой самого Маркова . На другой, опубликованной в 1936 году, нацист со свиноподобным лицом в форме и рогатой каске и склонивший навстречу ему свои рога Марков Второй в образе зубра, на спине которого укреплены два флага, нацистский со свастикой, и черносотенный с надписью «Союз Михаила Архангела», обмениваются нацистским приветствием .
Упоминается в различного рода литературных произведениях, посвящённых временам активного действия черносотенных организаций, например, в романе Валентина Пикуля « Нечистая сила ».
Прижизненные
Фамилия Маркова значится в числе участников утверждённого в 1896 году проекта перестройки главного дома городской усадьбы Владимира Думнова — Николая Маркова (Москва, Калашный переулок , 6, стр. 1) , а также производственного корпуса и общежития для рабочих (1897, Москва, улица Льва Толстого , 23, стр. 3, 5) ;