Interested Article - Грёнинг, Бруно

Бруно Грёнинг ( нем. Bruno Gröning , 30 мая 1906 , близ Данцига 26 января 1959 , Париж ) — известный немецкий целитель , основной период активности которого пришелся на 1950-е годы.

Бруно Грёнинг объявил себя посланником Всевышнего для провозглашения «великого преобразования».

Последователи называют его «чудесным доктором» за якобы имевшие место необычные исцеления на проведенных им массовых сеансах на публике и по радио. Оппоненты Бруно Грёнинга считают его шарлатаном, который ни при жизни, ни после смерти не заслужил признания ни у священнослужителей, ни у врачей. Учение Бруно Грёнинга было сформулировано в основном его последователями, которые позволяли себе искажать и фальсифицировать его идеи и высказывания.

Ранняя биография

Бруно родился 30 мая 1906 года близ Данцига (с 1945 года — Гданьск) в Западной Пруссии ( Германская империя ) в бедной семье Грёнковски и был одним из семерых детей . По мнению отца, ребёнок был слишком некрасив и беспокоен, так что это дало ему повод сказать: «В мою семью пришел сатана». Эта фраза, пожалуй, предвосхитила всю дальнейшую жизнь Бруно.

После окончания школы он занимался разным неквалифицированным трудом (подсобным рабочим и т. п.). Законченного профессионального образования Грёнинг не получил. Вначале он учился на коммерсанта, затем — на плотника, но всегда бросал учёбу без получения аттестации. Дважды Грёнинг был женат. В первом браке с Гертрудой Кон (с 1928 г.) у него родились двое детей — Харальд и Гюнтер, которые умерли в возрасте 9 и 8 лет. В 1936 г. супруги сменили фамилию Грёнковски на Грёнинг.

В период Второй мировой войны Грёнинг старался избежать службы в немецкой армии, но был призван в войска в 1943 г. В 1945 г. Бруно Грёнинг оказался в советском плену . Возвратившись из плена, он поселился в Западной Германии ( Дилленбург , земля Гессен ). До 1947 г. Грёнинг трудился в сельском хозяйстве, краткий период работал представителем фирмы по продаже краски. Это ему быстро наскучило, и с 1949 г. он полностью занимается только «целительской» деятельностью.

«Чудеса» Бруно Грёнинга

Последователи Бруно Грёнинга окружили его биографию различными таинственными мифами, волшебными сказками. Впрочем, и сам Грёнинг в своих автобиографиях утверждал, что он c самого детства имел необыкновенные таланты, например, способность общаться с животными на их языке, или мог успокаивающе действовать на людей своим присутствием. Период наибольшей активности Бруно Грёнинга пришелся на 1949—1951 гг. В марте 1949 г. в одной газетной заметке появилась информация о имевшем место случае исцеления мальчика Дитера Хюльсмана ( нем. Dieter Hülsmann ) в Херфорде , которая вызвала большой интерес и привлекла на сеансы «целителя» массы людей. В газетном материале сообщалось, что мальчик, страдавший мышечной атрофией , смог ходить после сеанса Грёнинга. Позднее Дитер Хюльсман в возрасте 16 лет скончался от этой самой болезни . Специалист по истории медицины Ингрид Гойпель ( нем. Ingrid Geupel ) в своей диссертации, посвященной деятельности Бруно Грёнинга, называет «массовой истерией» эффект воздействия лжецелителя на современное ему общество. И этот успех был бы невозможен без средств массовой информации, постоянно «подогревавших» интерес общественности к курьезному методу лечения и его автору, который проводил свои сеансы на ломанном немецком. В период преобладания печатных СМИ именно они сделали из Грёнинга «звезду».

Многочисленные факты исцеления излагаются в рассказах последователей, которые опубликованы силами различных организаций. Большую симпатию вызывал обычай Грёнинга отказываться от оплаты за лечение. Однако известно, что он получал много пожертвований. Существовала плата за участие в сеансах исцеления. В одном из полицейских протоколов от июня 1950 г. сообщается, что посетители вносили деньги в размере от 25 до 2500 марок. Больших расходов требовала печать тиражей листовок, сообщавших о проведении сеансов. В своих автобиографиях Грёнинг признает факт поступления больших сумм денег, в частности, от пациентов по почте, но заявляет, что большая часть средств разворовывалась недобросовестными сотрудниками.

Наряду с данными об исцелении известны случаи, когда по совету Бруно здоровье отдельных людей серьезно пострадало, как, например, у женщины, которую он убедил отказаться от введения инсулина . Последователи культа Бруно Грёнинга утверждают, что различная помощь (в материальной форме, в виде излечения болезней) оказывается и в наше время при мысленном обращении к Бруно Грёнингу и специальной медитации, которая напоминает практики индуистов и сторонников различных учений в духе «Новой эры ( New Age )».

Медицинская теория Бруно Грёнинга

Болезнь тела Грёнинг объяснял болезнью духа . По его словам, человек заболевает, когда сам принимает в своё тело болезнь, беспорядок. Грёнинг утверждал, что человек не может вылечиться из-за того, что не верит в возможность исцеления, а также, что Богом человеку изначально предназначено крепкое здоровье, и больному для излечения достаточно просто стать готовым принять то, чего он достоин. Поскольку никакого научного объяснения действия методики Грёнинга не существуют, сам «целитель» и его последователи всегда апеллировали к якобы имевшим случаям исцеления у других людей, и особенно на случаи интереса к данной практике со стороны отдельных врачей. Критики ссылаются на то, что такой способ рекламы лечебной практики противоречит немецкому законодательству о рекламе. Сегодня распространяемые последователями Грёнинга печатные материалы противоречат положениям (ст.24 и др.) федерального закона РФ «О рекламе». Известно утверждение Бруно Грёнинга о том, что «нет неизлечимых людей». Последователи целителя утверждают о якобы имевших место случаях излечения по методу Грёнинга от СПИДа , большинства видов онкологических заболеваний , болезни Альцгеймера , различных наследственных заболеваний (например, Болезнь Хантингтона ), параплегии и др.

Лечебная практика «хайльштром»

Бруно Грёнинг объявил себя транслятором невидимой целительной силы — «струящейся божественной силы», которая передается ему непосредственно от Бога . Грёнинг назвал эту силу «Хайльштром» ( нем. Heilstrom ) и утверждал, что она может предаваться через него другим людям при общении с ним, нахождении на массовых сеансах целительства, при прослушивании его выступлений по радио. Среди его последователей, считается нормальным, когда после обращения к лечебной практике состояние здоровья человека ухудшается, появляются сильные боли. Эти явления Грёнинг называл «Регелюнген» ( нем. Regelungen ). В распространяемой последователями учения литературе утверждаются, что болезненные явления со временем проходят. Среди последователей Грёнинга имеется тенденция называть любое недомогание или болезнь нем. "Regelung" . Так утверждается идея о том, что члены общества вообще ничем не болеют.

Учение Бруно Грёнинга и христианство

Бруно Грёнинг полагал, что его учение полностью согласуется с католической верой . Во многих своих выступлениях он обращается к личности Христа , как, например, в обращении в декабре 1956 г. в Пирмазенсе, приуроченном к Рождеству и озаглавленном «Христос — наш брат» , и даже сравнивает себя с ним. Так, Грёнинг любил повторять высказывание Христа о том, что «нет пророка в своем отечестве» ( Мф. , Лк. ). Однако в остальном ничего общего с христианством учение Бруно Грёнинга не имеет. Медитации под музыку, которые проводятся на встречах членов общества, сближают её с восточными религиозными конфессиями. Бруно никогда не поощрял посещения христианских храмов, обращение к таинствам и проч., не рассуждал о необходимости спасения души. Представители христианских церквей в Германии и в других странах критикуют учение Бруно Грёнинга и деятельность его последователей. В организации с неформальным названием «Круг друзей Бруно Грёнинга» в последние годы стараются не афишировать факт полемики Грёнинга с христианством. Есть несколько причин этому. Во-первых, члены организации избегают лишнего внимания со стороны церкви, подчеркивая «оздоровительный» характер своего учения. Во-вторых, влияние церкви в традиционно христианских странах уже не так существенно, как во время жизни Грёнинга, так что цитаты из Евангелия вызывают сочувствие далеко не у многих. В-третьих, лидеры организации стремятся распространять свою практику и среди нехристианского населения, а также в азиатских странах, где упоминание личности Христа может вызвать отторжение.

Личная жизнь

Биографы Бруно Грёнинга, включая его последователей, не останавливаются подробно на аспектах его личной жизни, которую он держал скрытой от посторонних. Первый брак с Гертрудой Кон ( нем. Gertrud Cohn ), в котором родились умершие в раннем возрасте дети Харальд и Гюнтер, фактически распался уже в 1949 г. Главной причиной этому считается то, что Гертруда отказывалась признавать у мужа какие-либо сверхъестественные способности и была недовольна тем, что он уделяет своей целительской практике слишком много времени. Об этом Грёнинг пишет в автобиографии, утверждая, что Гертруда видела в нём лишь главу семейства и кормильца и мешала ему оказывать помощь другим людям в свободное время. Бруно же со своей стороны не желал следовать «мелкобуржуазному» пути. Тем не менее, официально развод супругов был оформлен только в 1955 г. В этом же году Бруно Грёнинг женился на своей секретарше француженке Жозетт Дюфоссэ ( фр. Josette Dufossé ), которая до этого времени была женой его бухгалтера.

Судебные процессы против лечебной практики Бруно Грёнинга

Практики Бруно Грёнинга вызывали определенный интерес со стороны отдельных представителей медицины , но в целом медики относятся к нему, как к шарлатану . Бруно Грёнинга за нелицензированное целительство привлекали к суду. В первый раз это имело место в судебном процессе 1951-52 гг., по итогам которого ему запретили врачебную деятельность. Бруно Грёнинг пытался получить официальное разрешение на целительскую практику, однако, его просьба была отклонена в связи с отсутствием у заявителя соответствующей квалификации. В 1955 г. Бруно Грёнинга снова обвинили в нарушении закона о лечебной практике, ему также было предъявлено обвинение в непреднамеренном убийстве в 1949 г. 17-летней девушки, больной воспалением легких . Суд первой инстанции приговорил Грёнинга к штрафу в 2000 марок за незаконную медицинскую деятельность, признав его невиновным в смерти девушки. Однако суд второй инстанции не согласился с этим решением, признал за «целителем» вину , и он был условно приговорен к лишению свободы на 8 месяцев, а также к новому штрафу в 5000 марок. . Нынешние руководители организаций последователей Бруно Грёнинга, помня о его печальном опыте и часто сталкиваясь с вопросом о причине смерти его детей, подчеркивают, что пропагандируемая ими лечебная практика не заменяет хирургическое и медикаментозное лечение, не призывают членов общества отказываться от назначенных официальным врачом лечения и лекарств. Тем не менее, нельзя не исключать возможности, что отдельные адепты, утвердившиеся в вере в чудотворное влияние «хайльштром», могут сами отказываться от этих лекарств и процедур по собственному желанию или запрещать их применение своим недееспособным или несовершеннолетним родственникам. Это может не только приносить вред здоровью, но иметь даже смертельный исход.

Неудачи с партнерами

В своих автобиографиях Бруно Грёнинг много жалуется на окружавших его людей, по его словам, которые пытались делать из его лечебной практики бизнес и обогащаться. Грёнинг сообщает, что такая деятельность «так называемых менеджеров, секретарей, „помощников“ и прочих тёмных личностей» наносила ему большой вред и заставляла часто переезжать. Первым в качестве этих «злодеев» упоминается отец первого якобы исцеленного Грёнингом ребёнка — Дитера Хюльсмана. Как сообщает Бруно, Хельмут Хюльсман превратился в «ярого предпринимателя» и по своей инициативе ввел плату за личный сеанс Грёнинга в размере 500 марок. Не менее корыстным оказался последующий партнер Грёнинга — предприниматель из Вангероге Отто Мекельбург, который в благодарность за излечение своей жены основал «Общество по изучению лечебных методов Грёнинга». Мекельбург извлек из этой деятельности немалую выгоду, в то время как Грёнинг был ограничен договором с ним. Все обвинения в коммерческом характере своей деятельности, а также известные факты наживы Грёнинг списывает на своих корыстных партнеров. Грёнинг признается в автобиографии: «Железная дорога, федеральная почта, индустрия общественного питания, гостиницы, посредники, менеджеры и проч. заработали на мне миллионы».

Болезнь и смерть Бруно Грёнинга

Несмотря на известность целителя, Бруно Грёнинг сам не отличался крепким здоровьем. На поздних фотографиях обращает на себя внимание огромный зоб у Грёнинга, появление которого объяснялось его адептами как форма проявления целительной силы. По некоторым данным такой же зоб позднее образовался у одной из ближайших последовательниц Грёнинга.

Скандально знаменитый немецкий «целитель» умер под скальпелем хирурга, удалявшего злокачественную опухоль (по разным данным: гортани или толстого кишечника ) в Париже 26 января 1959 года .

Последователи Бруно Грёнинга

В 1958 г. Бруно Грёнинг основал организацию «Объединение по улучшению душевно-духовных и естественных жизненных основ в Германии», от которой в 1979 г. откололась новая организация «Круг друзей Бруно Грёнинга», официально зарегистрированная под названием «Круг для духовной психокоррекции». Если судить по размещенным на сайте организации почтовым адресам, она действует примерно в 50 странах мира (в основном, в европейских). На других континентах она представлена меньше (в регионах Африки, Латинской Америки, Азии адреса местных организаций представлены в небольшом числе стран — от 4 до 7). В России координация деятельностью общества осуществляется из Санкт-Петербурга. В этом городе и его окрестностях проживает основное число членов российской ветви организации. Согласно статистике Alexa.com, сайт «Круга друзей» www.bruno-groening.org больше популярен среди посетителей женского пола (с большим перевесом). Деятельность российского отделения направляется лидерами организации из штаба в Германии.

Кроме «Круга друзей Бруно Грёнинга» действуют также другие организации, пропагандирующие культ личности Грёнинга и его целительскую практику. Объединения различаются своими целями, методами, интерпретацией биографии Бруно.

Духовные практики последователей Бруно Грёнинга

В центре духовной жизни «Круга друзей» — почитание личности Бруно Грёнинга. Утверждается, что при мысленном или молитвенном обращении к Грёнингу человек может получать помощь в бытовых делах, в работе, в здоровье. В качестве святыни рассматриваются сами фотографии Грёнинга, которые активно распространяются среди последователей. Ещё при жизни «целителя» лечебные свойства приписывались оловянным шарикам размером с голубиный глаз, якобы заговоренным Грёнингом или содержащим остатки его волос, крови, ногтей или спермы . Адепты Грёнинга продолжают «настраиваться» на «хайльштром» при мысленном обращении к Грёнингу, в групповых медитациях с использованием успокаивающей музыки и фотографий Бруно. Некоторые члены организации утверждают, что «хайльштром» можно физически ощущать во время медитации в виде теплового ощущения в ладонях (это очень напоминает практики других оккультистов). Медитацию ( нем. "Einstellen" ) рекомендуют проводить ежедневно. Для Германии рекомендованным временем для таких медитаций является 9:00 и 21:00. В сообщениях последователей учения говорится о якобы имевших место случаях исцеления животных, растений, восстановления работы электроприборов с помощью нем. Heilstrom .

Отношение к другим религиям

Последователям культа Бруно Грёнинга не воспрещается посещение церкви, мечети или других религиозных учреждений. Утверждается, что данная лечебная практика не противоречит любым вероучениям. Поэтому, например, в Германии члены общества из христиан продолжают крестить своих детей. Вместе с тем строго рекомендуется воздерживаться от общения с людьми (даже родственниками), критикующими Бруно Грёнинга и его последователей или не принимающими положений этого учения. Это вполне согласуется со словами самого Грёнинга, который говорил, что полезный эффект лечебной практики теряется из-за вредного влияния близких людей. .

См. также

Примечания

  1. (нем.) // / Hrsg.: , — 6 — Gütersloh: , 2006. — S. 412–425. — 1167 с. — ISBN 978-3-579-03585-7
  2. (нем.) : Leben, Werk und Nachwirkung des Wunderheilers Bruno Gröning (1906-1959) // Franz Steiner Verlag , 2008. — вып. 92. — S. 35–64. — ISSN ;
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118697986 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Bruno Gröning Freundekreis (BGF) — 2005 // Handbuch Religiöse Gemeinschaften und Weltanschauungen / Hrsg.: Hans Krech, Matthias Kleiminger, 2006
  5. . Spiegel (1959). Дата обращения: 16 января 2014. 11 февраля 2013 года.
  6. Ingrid Geupel: Bruno Gröning — das Phänomen eines Wunderheilers. Dissertation Med. Fakultät der TU München, 1988
  7. . Bruno Gröning Stiftung. Дата обращения: 16 января 2014. 9 октября 2013 года.
  8. . Moskauer Deutsche Zeitung, 15.12.2008. Дата обращения: 16 января 2014. 25 августа 2013 года.
  9. . Bruno Gröning Stiftung. Дата обращения: 16 января 2014. 9 октября 2013 года.
  10. . Bruno Gröning Stiftung. Дата обращения: 16 января 2014. 9 октября 2013 года.
  11. от 6 октября 2013 на Wayback Machine , 5 октября 1957
  12. . Дата обращения: 20 сентября 2014. 19 августа 2014 года.
  13. . Evangelische Informationsstelle. Дата обращения: 19 января 2014. 15 января 2013 года.
  14. от 6 октября 2013 на Wayback Machine , 21 декабря 1956
  15. . WDR.de. 28 марта 2008 года.

Литература

  • // Der Spiegel. — 1959. — № 6 .
  • .
  • Ingrid Geupel: Bruno Gröning — das Phänomen eines Wunderheilers. Dissertation Med. Fakultät der TU München, 1988
  • Bruno Gröning Freundekreis (BGF) - 2005 // Handbuch Religiöse Gemeinschaften und Weltanschauungen / Hrsg.: Hans Krech, Matthias Kleiminger. — 6. — Gütersloh: Gütersloher Verlagshaus, 2006. — С. 412-425. — 1167 с. — ISBN 9783579035857 .

Ссылки

  • (нем.)
  • (нем.)
  • (нем.)
  • (нем.)
  • (англ.)
  • (нем.)
  • (рус.)
  • (англ.) (нем.)
  • (нем.)
Источник —

Same as Грёнинг, Бруно