Пушкин, Александр Александрович (1833)
- 1 year ago
- 0
- 0
Граф Адам Васильевич Олсуфьев ( 1 (13) февраля 1833 — 1 (14) октября 1901 ) — генерал-лейтенант (1881), генерал-майор Свиты Его Императорского Величества (1868), музыкант-любитель, климатолог . Владелец подмосковной усадьбы Никольское-Горушки . Приятель Л. Н. Толстого .
Происходил из графской (с 1856 года) линии рода Олсуфьевых . Второй сын графа Василия Дмитриевича и Марии Алексеевны Спиридовой, дочери адмирала Алексея Григорьевича Спиридова .
Окончил Пажеский корпус (имя записано на мраморную доску), был выпущен из камер-пажей в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка . 17 апреля 1855 года пожалован во флигель-адъютанты . 30 августа 1868 года на основании манифеста произведён в генерал-майоры с назначением в Свиту Его Императорского Величества. Состоял при 1-й гвардейской пехотной дивизии .
Вместе с братом Александром , другом и адъютантом цесаревича Александра Александровича , входил в число постоянных участников септета великого князя, образованного в 1869 году. Братья играли на корнетах . Кроме них ансамбль включал: принца Александра Петровича Ольденбургского ( альтгорн ), генерала (альтгорн), полковника Александра Александровича Берса ( бас ). Последний в своих воспоминаниях писал: « Проводя раннюю весну в Царском Селе , его высочеству, как я упомянул выше, вдруг приходило желание поиграть на чистом весеннем воздухе: нам рассылали телеграммы, и мы все являлись в Царское Село. Для игры мы устраивались обыкновенно в саду, где-нибудь в тени. Медные инструменты звучали на воздухе мягко; прохожие и проезжие останавливались и прислушивались к звукам. Это тешило великого князя, а нас заставляло играть лучше .»
30 августа 1881 года произведён в генерал-лейтенанты. В 1882 году вышел в отставку ,после чего большую часть времени проводил в имении Никольское-Горушки, полученном в приданое.
Ещё одним из увлечений графа Олсуфьева была климатология . В имении Никольское-Горушки он создал климатологическую станцию и на основании многолетних наблюдений написал несколько книг , в том числе: «Метеорологический дневник для сельских хозяев» (Санкт-Петербург: тип. Э. Арнгольда, 1880), «Климатология Николо-Горушкинской метеорологической станции, находящейся в Дмитровском уезде Московской губернии» (Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1893).
Интересовался Олсуфьев и другими науками. Так, летом 1887 года в Никольском жили члены экспедиции Русского физико-химического общества во главе с профессором Н. Г. Егоровым , собравшиеся для наблюдения полного солнечного затмения 7 августа . Готовясь осуществить свой знаменитый полёт, Д. И. Менделеев посетил Никольское, чтобы, со слов супруги Анны Ивановны, узнать, « нельзя ли во время поднятия сделать ещё какие-либо наблюдения какие, может быть, ему не приходили в голову. Хозяин Обольянова А. В. Олсуфьев любезно предложил Дмитрию Ивановичу карманный анероид , показывающий высоту до 2 верст . С членами комиссии Дмитрий Иванович обсуждал также подробности относительно фотографирования ».
Много времени и сил Олсуфьевы уделяли обустройству имения и заботе о жителях. «Большая и богатая усадьба» была предоставлена в пользование «также и большого её населения. Скотный двор, фруктовый сад, конюшни и прочие угодия обслуживали не только семью владельцев, но и многочисленных больных с медицинским персоналом, большие семьи служащих: учителей, садовников, приказчиков, престарелых служащих и многих других жителей Никольского .» Художник П. И. Нерадовский , бывавший в Никольском, вспоминал, что «жизнь семьи Олсуфьевых была не совсем обычной для аристократической среды: она была тесно связана с жизнью их бывших крестьян». Хозяева выстроили и содержали больницу и школу, где преподавало молодое поколение Олсуфьевых, помогали наиболее способным ученикам получить среднее, а иногда и высшее образование. В имении был организован духовой оркестр, устраивались музыкальные вечера и домашние спектакли .
Олсуфьевы жили широко, и двери их дома были открыты для родственников и друзей. « В Никольское круглый год съезжались многие известные интересные люди: ученые, врачи, писатели, художники, музыканты — люди самого разнообразного общественного положения .» Особенно близок с семьёй своей четвероюродной сестры Анны Михайловны был Лев Толстой . Он любил гостить у них в особняке на набережной Фонтанки и в имении. Софье Андреевне Лев Николаевич сообщал: «Я здесь пилю и колю дрова — я чувствую себя совсем бодрым и сплю прекрасно». В Никольском он работал над повестью « Смерть Ивана Ильича », рассказом « », романом « Воскресение ». 19 февраля 1896 года Толстой писал В. Г. Черткову : «Они такие простые, очень добрые люди, что различие их взглядов с моими — и не различие, а непонимание того, чем я живу, не тревожит меня». Сообщая об оставшейся незаконченной драме «И свет во тьме светит», Лев Николаевич писал дочери Маше: «Мы с Таней дожили до нынешн[его] дня, 9, субботы, и нынче едем. Было очень хорошо. Хотя я мало подвинулся в своей работе. Очень доброты много во всех Олсуф[ьевых]. Неохота писать .»
Случившаяся в 1898 году смерть дочери потрясла Олсуфьевых. Подруга Лизы, Татьяна Толстая , писала: «Родители жалкие, старые, потерявшие с нею всю радость и веселье жизни .» Ещё через год умерла Анна Михайловна.
Граф Адам Васильевич Олсуфьев скончался в 1901 году и был похоронен на семейном кладбище возле Никольского храма. В письме к брату Сергею Николаевичу Толстой писал: « Умер А. В. Олсуфьев, утром ходил, за 10 минут говорил, знал, что умирает, прощаясь со всеми, давал советы детям и часто повторял „Я никак не думал, что так легко умирать“. У него была сахарная болезнь , которая понемногу изводила его .»
Жена — Анна Михайловна Обольянинова (10.10.1835 —1899), фрейлина двора, дочь полковника Михаила Михайловича Обольянинова (1795—1856). Она приходилась племянницей канцлеру А. М. Горчакову и внучатой племянницей генерал-прокурору П. Х. Обольянинову . От отца унаследовала имение Никольское-Горушки . По словам графа С. Д. Шереметева, графиня Анна Михайловна была дама с большими претензиями на ученость и на оригинальность. Она внесла в патриархальную семью мужа новый элемент — отрицательный, ибо была не только вольнодумной, а просто-напросто была женщиной весьма опасной, и вкрадчивой, и властной, и совершенно без всякой религии. Она много повредила своим влиянием, в особенности когда была молода и довольно красива .
Анна Михайловна типичная bas bleu говорила с увлечением о французской революции, о Луи Блане , разыгрывала роль хозяйки политического салона, которого у ней не было. Она жила в высших сферах и, как говорила, владела абстрактом. Муж её, прекрасный человек, был далек от этих интересов. С серьгой в ухе, как все Олсуфьевы, и постоянным посвистыванием, он производил впечатление постороннего человека в доме. Главой в доме была графиня, а руководил ею и жизнью в доме доктор Дубров...
В браке имела детей: