Экзитпол
- 1 year ago
- 0
- 0
Яж (также иногда ял ; там. யாழ் ) — тамильский струнный щипковый музыкальный инструмент, угловая арфа , либо лютня .
По данным Ананды Кумарасвами , яж просуществовал в Индии лишь до конца правления Гуптов (VI век), однако имеются упоминания яжа, датированные VII веком, а также описание инструмента в трактате XII века . В целом содержит неоднократные упоминания яжа, в том числе он описан в поэзии , в том числе в двух великих эпосах .
В одном из них, Шилаппадикараме , о яже говорится, что это инструмент с деревянным резонатором, изогнутой рамой, покрытой кожей, к которой прикрепляются жильные струны . Там имеются инструкции по настройке, а также сведения о том, что у этого инструмента была подвижная кобылка и кожаные лады , что позволяет предположить, что яж — не арфа, а лютня . В Шилаппадикараме упоминаются яжи с 7 («сенготти»), 14 («сагода»), 19 («макара») и 21 («перияж») струнами, которые настраивались по-разному . 14-струнный яж предлагается настраивать диатонически, от до большой октавы до си малой . Его покрывали яркой тканью .
Ранние произведения, такие как Тируккурал , описывают яж как светский инструмент, на котором играют барды, профессиональные музыканты-женщины и их гости и любовники, а поздние помещают его в религиозный контекст . Яж часто аккомпанировал песням, как сольно, так и в составе ансамблей, в которые входили также флейты-кужал и лютни . Самое позднее упоминание исполнения на яже находится в тексте IX века, написанном святым по имени Маниккивашакар . В этот период яж уже вытеснен цитрами типа ( ) вины .
Вместе с этим сохранилось всего два изображения арфистов, оба в округе Пудуккоттай , в местечках Малайядипатти и Тирумайям . Изображения очень похожи, они оба изображают арфистов- садху с длинными дредлоками , сидящих в группе божеств, которые обступили Брахму . По всей видимости, многие арфисты использовали плектр -палочку, которой проводили по открытым струнам, а второй рукой заглушали те струны, которые не должны были звучать .
Яжу посвящена книга , написанная философом в 1947 году.
В XXI веке предпринимаются попытки реконструировать яж, в частности, мастер Тхарун Секар производит современные яжи с 2019 года .