Interested Article - Дом Половцова

Дом По́ловцова — особняк историка и мецената Александра Половцова в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице , 52. Особняк был построен в 1857 году на основе дома князя Сергея Гагарина , возведённого в 1836-м архитектором Александром Пелем . Неоднократно расширялся и перестраивался, отличается высокой художественной ценностью отделки и внутреннего убранства. Над интерьерами особняка Половцова в разные годы работали Николай Брюллов , Максимилиан Месмахер .

После революции здание национализировали, с 1934 года в нём располагается Санкт-Петербургское отделение Союза архитекторов России.

История

Портрет Надежды Михайловны Половцовой кисти Шарля Жалабера

Первые владельцы

Первые сведения об участке дома № 52 относятся к 1762 году — по купчей от 23 декабря французский купец Еган Даниэль Винтер приобрёл его у поручика Марка Васильева. В 1777 году новым владельцем земли стал действительный тайный советник Иван Семёнович Головкин, уже два года спустя участок перешёл к провиантмейстеру Николаю Максимилиановичу Походяшину, а в 1785-м его выкупил генерал-майор Василий Иванович Левашов. При нём был возведён усадебный комплекс, причём главный особняк был выше всех остальных строений на улице. Поскольку владелец часто отсутствовал, имением распоряжалась императрица Екатерина II , которая позволяла жить в нём некоторым иностранным гостям. Известно, что в 1787 году в доме Левашова три месяца жил Франсиско Миранда , в 1793-м — граф д’Артуа , а весной 1794-го — Екатерина Романовна Дашкова .

С начала XIX века участок сменил многих владельцев. В 1806 году, спустя два года после кончины Левашова, имение продали, а все вырученные средства разделили между его шестью внебрачными детьми. В 1809-м усадьбу передали Екатерине Александровне Пашковой, которая в 1816-м продала её генерал-адъютанту Павлу Андреевичу Шувалову. Через четыре года имение выкупила супруга статского советника Марья Донаурова, а в 1829-м — Надежда Сергеевна Толстая .

В 1835 году участок выкупил князь Сергей Гагарин , в 1836-м тогда ещё начинающий архитектор Александр Пель , недавно окончивший Академию Художеств, построил для него новый особняк по Большой Морской улице. Фасады здания были оформлены в стиле позднего классицизма . У особняка был повышен второй этаж, корпус со стороны Мойки надстроили третьим этажом, а первый — отделан рустом и замковым камнем . Парадный вход был перенесён на Большую Морскую улицу, над главной дверью Пель разместил оригинальный полуциркульный эркер . В 1844—1845 годах над интерьерами работал архитектор Р. И. Кузьмин, а в 1858-м Ф. И. Эппингер перестроил выходящий на Мойку корпус. Тогда был добавлен четвёртый этаж и переоформлены фасады .

Половцовы

Дом Половцова в 1860-х

В 1864 году у сына князя Гагарина особняк выкупил барон Александр Штиглиц для своей приёмной дочери Надежды Михайловны , в замужестве Половцовой . Супруг Надежды Александр Александрович был ценителем искусства, меценатом, внёс значительный вклад в учреждении и развитии Музея Штиглица . Желая разместить в доме свою значительную коллекцию картин и скульптур, он решил перестроить дом Гагарина, для чего в 1857-м пригласил архитектора Э. А Шмидта . По проекту Шмидта фасады были переоформлены в неоренессансном стиле и облицованы розовым тивдийским мрамором .

Интерьеры

Бронзовый зал, 2018
Роспись плафона будуара — стрижи в голубом небе, 2018
Потолок Бронзового зала, 2018

Переоформить внутреннее убранство Половцов поручил архитектору Николаю Брюллову . Основные работы прошли в 1870—1875 годах. Брюлло занимался не только декором, он полностью модернизировал канализацию, водопровод и отопительную систему . Летом 1874-го в особняке провели водяное отопление Сан-Галли . Поскольку владелец был ценителем искусства и страстным коллекционером, главным украшением интерьеров решено было сделать гобелены из его собрания. Среди них были «Китайские сцены» и «Русские игры» Бове, серии «История Товия», «Времена года», «Старые Индии» .

В 1880-х основной вклад в работу над внутренним убранством особняка внёс архитектор Максимилиан Месмахер. Под его руководством были переоформлены фасады со двора и Мойки, пристроен западный двухэтажный флигель, где разместились Бронзовый зал и Малая столовая, отделана Парадная галерея, Гостевые парадные залы второго этажа были решены в стиле рококо, а вестибюль и парадная лестница оформлены в стиле Людовика XIV .

Будуар перекрывал плафон с росписью, изображавший летящих в синем небе стрижей. Стены его были затянуты гобеленами .

Большой Бронзовый зал площадью 164,8 м² был одним из наиболее примечательных парадных помещений дворца и располагался на втором этаже западного крыла главного дома. Над его интерьером в 1888—1892 годах работал Максимилиан Месмахер. Зал был перекрыт металлическим фонарём с двойным слоем солнцезащитного стекла, оформленным золочёной сеткой с рельефными листьями и розетками. С росписью потолка рифмовался узор наборного паркета, сложенного из тёмного грецкого ореха, морёного дуба, липы, красного и чёрного эбенового деревьев, амаранта, палисандра и розы . Своё название зал получил из-за значительного количества бронзы в убранстве — ей были декорированы стены и потолок, оформлены зеркала, двери, светильники, гобелены. Кроме того, в облицовке использовались свыше 11 видов мрамора . Благодаря игре отражений на бронзе и зеркалах, архитектору удалось наполнить светом зал, не имеющий окон . По углам зала расположились бронзовые панно: «Музыка» с нотным альбомом, валторной, скрипкой, свирелью и маской, «Скульптура» с инструментами ваятеля и мужским профилем в центре, который является автопортретом Месмахера. Панно «Архитектура» с треугольником, транспортиром, отвесом, карандашами и кистями также включает план музея Штиглица . Одним из главных украшений зала стали четыре гобелена «Любовь Богов», сотканных в XVIII веке по эскизам Франсуа Буше на мануфактуре в Бове .

Также на втором этаже располагалась длинная узкая Портретная галерея, стены которой были полностью закрыты резными ореховыми панелями. В нишах размещались шесть семейных портретов Половцовых кисти французского живописца К. Дюрана .

Белый (Бальный) зал был оформлен эклектично — плафон потолка был исполнен в барочном стиле, а мелкие элементы — в рококо. Стены зала визуально делились нишами и пилястрами, в падугах были изображены играющие на музыкальных инструментах амурчики-путти . Интерьер этого зала также создал Месмахер, по его эскизам был выложен эффектный наборный паркет .

Бальный зал через арку соединялся с Большой Библиотекой (Дубовым залом). Над ней работы шли дольше всего, окончившись только в начале 1876 года. Резные дубовые панели для неё были заказаны во флорентийской мастерской и привезены в Россию в 1873-м. Установкой руководил художник Владимир Сверчков . Для зала из Италии также привезли камин XVI века , выполненный из разных пород мрамора. Над фронтоном камина находилась скульптурная композиция из двух женских фигур — Науки и Искусства . При Половцове в Дубовом зале проходили собрания Русского исторического общества .

Малая столовая первого этажа включало два зала — собственно столовую и буфетную. Буфет был отделан дубовыми панелями, обтянутыми тиснёной кордуанской кожей. Чтобы не навредить отделке, хозяева запрещали курить в столовой, для курения было отдельное помещение — фюмуар .

Александр Половцов был радушным хозяином и в доме на Большой Морской часто проходили балы и светские приёмы. В мемуарах Половцова упоминается: «приём был небольшой, человек на 300, из них к ужину остались всего 150». Под Рождество и на Новый год устраивали праздничные ёлки для детей .

Начало XX века

В 1909 Александр Половцов скончался, особняк унаследовала старшая дочь Половцевых Анна, в замужестве Оболенская . Распоряжаться имуществом она доверила своему брату Александру . Финансовые положение наследников оказалось непростым — чтобы убыточный Богословский горный округ стал прибыльным, требовались значительные инвестиции, а на уход и поддержание особняка также необходимы были значительные средства. Имение решено было продать, но предварительно на серии аукционов в Париже и Петербурге были распроданы коллекция книг и гобеленов, фарфор, скульптуры, бронза, ренессансная мебель . В 1915-м дом на Большой Морской был продан Л. П. Мошкевичу за полмиллиона рублей. В 1916-м у Мошкевича выкупил особняк (по некоторым источникам — снимал в нём квартиру) сахарозаводчик и фабрикант К. И. Ярошинский , гостями которого бывали Сергей Есенин и Николай Клюев .

После революции

В 1930 году в бывшем особняке Половцова была открыта школа профдвижения, которая была вскоре переименована в Высшую профессиональную школу культуры. Через четыре года особняк передали отделению Союза архитекторов России, с этого момента он стал называться Домом Архитектора. Благодаря такому назначению в значительной степени сохранились оригинальные интерьеры здания, а перепланировка внутренних помещений была минимальной .

Во время Второй мировой войны сильно пострадал Дубовый зал . В послевоенные годы Бронзовый зал переделали в Концертный, в южной части установили эстраду, а в Большой библиотеке (Дубовом зале) устроили аппаратную .

В 1970 году особняк получил статус памятника архитектуры, а в 1995-м был включён в реестр объектов культурного наследия .

XXI век

В 2011 на трёх стенах Бронзового зала были развешаны гобелены, выполненные выпускниками Российской академии художеств. Полотна «Дионис и Грации», «Аполлон и музы» и «Афродита и Арес» созданы в неоклассическом стиле по мотивам античных мифов .

В 2010-х в особняке прошла серия реставрационных работ. В 2012—2013 годах были отреставрированы дворовые фасады и укреплён фундамент, в 2014-м — восстановлены кровля, Парадная лестница и Дубовая гостиная, прошёл первый этап реставрации Белого и Бронзового залов. К 2016-му были окончены работы во всей Парадной анфиладе, а в 2017-м был разработан проект документации по реконструкции отделки кабинета и залов женской половины особняка .

23 мая 2018 года в особняке произошёл пожар, который уничтожил кожаные испанские панно . Пострадали также Дубовая гостиная, Каминный холл и Парадная лестница, ущерб был оценён в более чем 106 млн рублей .

Ссылки

  • ГТРК «Санкт-Петербург» о доме Половцова

Примечания

  1. . Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (24 января 2018). Дата обращения: 4 ноября 2020.
  2. , с. 152.
  3. , с. 26.
  4. , с. 33.
  5. , с. 37.
  6. , с. 63.
  7. , с. 39.
  8. , с. 55.
  9. , с. 46.
  10. , с. 94.
  11. , с. 38.
  12. . Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (23 мая 2018). Дата обращения: 12 ноября 2020.
  13. , с. 60.
  14. , с. 68.
  15. , с. 74.
  16. , с. 406.
  17. , с. 153.
  18. , с. 38—40.
  19. , с. 49.
  20. . «Фонтанка» (24 мая 2018). Дата обращения: 10 ноября 2020. 15 января 2021 года.
  21. . «Фонтанка» (27 июля 2018). Дата обращения: 10 ноября 2020. 23 сентября 2020 года.

Литература

  • Андреева В. И. // «Реликвия». — 2014. — Вып. 31 . — С. 32—40 . — ISSN .
  • Андреева В. И., Герасимов В. В. Дом Половцовых на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге: владельцы, архитекторы и основные строительные периоды//Месмахеровские чтения — 2023 : материалы междунар. науч.-практ. конф., 21–22 марта 2023 г. : сб. науч. ст. / Санкт-Петербург : СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2022. С. 30-41.
  • Герасимов В. В. // «Реликвия». — 2014. — Вып. 31 . — С. 41—49 . — ISSN .
  • Герасимов В. В. Кабинет А.А. Половцова в доме на Большой Морской улице в Петербурге. К истории создания и бытования «мавританского» интерьера для экспонирования предметов китайского искусства// Волшебство Востока. Искусство подражания или подражание как искусство: материалы научно-практической конференции. СПб., 2023. С. 63-80.
  • Житенева Н. В. Особняк А.А. Половцева: (Санкт-Петербургский дом Архитектора). — Алмаз, 1997. — 158 с.
  • Конева А. // Коммерсантъ. — 2012. — 11 сентября ( № 169 ). — С. 26 .
  • Лурье, Л. Л. // Град обреченный. Путеводитель по Петербургу перед революцией . — СПб. : БВХ-Петербург, 2017. — С. 152—154. — ISBN 978-5-9775-3656-1 .
  • Половцов А. А. Дневник государственного секретаря А. А. Половцова . — Наука, 1966. — Т. 2. — С. 78—406.
  • Тыжненко Т. Е. Максимилиан Месмахер / под рец. Славиной Т. А.. — Ленинград: Лениздат, 1984. — С. 63—68.
  • Харьюзов Л. С., Савченок А. И. // «Реликвия». — 2014. — Вып. 31 . — С. 54—64 . — ISSN .
Источник —

Same as Дом Половцова