Тарнавский, Мирон Емельянович
- 1 year ago
- 0
- 0
Мирон Григорьевич Харлап ( 12 января (25 января) 1913 , Лодзь — 17 ноября 1994 , Москва ) — российский музыковед и стиховед.
Родился в Польше в семье фармацевта. С 1914 года жил в Москве. Музыке начал обучаться под руководством Д. Шора и Л. Оборина .
В 1931 году окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В. Н. Аргамакова .
В 1935—1973 годах концертмейстер классов дирижирования, во время войны работал в эвакуации в Саратове, в 1945—1950 годах также старший научный сотрудник Научно-исследовательского кабинета Московской консерватории.
В основании научной концепции М. Г. Харлапа - идея создания новой дисциплины - музыкально-исторической поэтики /исторической теории музыки /. Для этого им выдвигается и подробно разрабатывается на огромном материале фундаментальная гипотеза о стадиальном характере развития ритмики, как основы структурной организации всех временных искусств. 1 стадия-стадия т.н. интонационного ритма устного, в своей основе коллективного, и потому анонимного архаического фольклора. 2 стадия - стадия т.н. квантитативного ритма устной, но уже авторской литературы, или мусического искусства. 3 стадия - акцентная /для музыки - акцентно-тактовая/ ритмика ставших самостоятельными стихового и музыкального искусства. Первая стадия наиболее сложна для анализа и интересна тем, что, как показали тщательные и тонкие исследования М.Г. Харлапа, лад как феномен рождается из недр первичного интонационного ритма, с его арсисно-тезисной структурой.
На этой стадии само понятие ритма требует своего полного переосмысления.
Первая и вторая стадии объединены устным и синкретическим характером /единство стиха, жеста и музыкальной формы/. При этом особенностью собственно 2 стадии является то, что музыкальная сторона синкрезиса /т.е.ритм и лад/ является количественной, дискретной формой для фиксации, стабилизации авторского варианта устного произведения /напр.поэм Гомера, арабских или индийских авторских устных поэм и пр./, которые только благодаря этой функции ладо-метрических структур и сохранялись в течение столетий в их устной форме. Эта фундаментальная мнемоническая функция музыкальной формы аналогична той функции, которую позднее будет выполнять письменность.
После своего появления письменность, как фундаментальный мнемонический конкурент, постепенно снимает с квантитативной музыкальной /ритмической и ладовой / структуры функцию стабилизации и фиксации произведений устного профессионального творчества. Так зарождается 3-я, исключительно письменная стадия, в которой как стиховая, так и музыкальная форма полностью освобождаются друг от друга и начинают выражать не статичный этос, а динамический аффект. При этом используется акцентная ритмическая структура, в которой жесткие количественные временные отношения отступают на второй план. Сложность заключается в том, что в полной мере этот путь превращения 2 стадии в 3-ю прошла только западноевропейская культура / в силу уникальных условий своей эволюции /, в то время как великие классические литературы древности и некоторые современные нам неевропейские культуры достигли своего апогея именно на 2-й стадии - стадии квантитативного ритма. Драму зарождения новой независимой стиховой и музыкальной формы, в особенности того, что в западной традиции принято называть "абсолютной"/т.е.чисто инструментальной/ музыкой, М.Г. Харлап описывает как драму диффузии и взаимного влияния церковной письменной и светской устной культуры в эпоху Средневековья и Ренессанса. С этой точки зрения оказывается, что причиной чрезвычайно кратковременного периода чисто квантитативного ритма в Зап. Европе /модальная музыка XIII-начала XIV вв./ было именно наличие активной письменной культуры, которая с самого начала стала размывать квантитативную устную форму, творимую христианизированными народами Зап. Европы на своих языках, так как методично "отнимала" у нее функцию фиксации текста. Но окончательный разрыв со 2-й стадией произошел после изобретения книгопечатания, когда массовость письменной формы фиксации привела к изменению самой формы и структуры стихового и музыкального мышления. В основе этого мышления лежит уже не дискретная, а континуальная временная форма, структурированная внутренней акцентной метрической сеткой, форма которой задается на письме. При этом метрическая форма образуется не складыванием дискретных, пропорциональных и, в основном, неравных отрезков на основе метрического "кванта" - хронос протос или мора /квантитативная ритмика/, а делением аффективного континуума на условно равные части /акцентно -тактовая ритмика /.
М.Г. Харлап в своих работах дает подробное, поражающее своей тщательностью описание каждой из указанных стадий. При этом он постоянно подчеркивает, что стадиальная структура как теоретическая абстракция и как реальная историческая ткань - вещи совершенно разные. Реальность образуется из стадиальных пересечений и взаимодействий, что и порождает сложности в изучении каждой конкретной эпохи .
М.Г. Харлап дает тонкий и гибкий аппарат исследования как структурных, так и генетических особенностей музыкальных явлений, помещая при этом весь материал в контекст культуры, понятой как сложный исторический организм, где все, в конечном счете, оказывается взаимосвязанным. В результате в его лице гуманитарная мысль имеет создателя прекрасно аргументированной концепции, фактического автора новой теоретической дисциплины. Характерной, но не единственной особенностью этой дисциплины является то, что проблемы генезиса и эволюции как стиховой, так и музыкальной формы рассматривается в их структурной и генетической связи. Принципиально новое здесь то, что многие проблемы стиховедения оказываются проблемами разрешаемыми только музыковедческим анализом, но на материале, традиционно принадлежащем стиховедению и наоборот. Эта ситуация создает определенные сложности как для сообщества стиховедов, так и для сообщества музыкантов - теоретиков: для решения этих проблем исследователь обязан одинаково совершенно владеть материалом и методами как того, так и другого типа анализа.
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Анна Михайловна Гришина, жена.
Указом президента Республики Польша Александра Квасьневского 32 человека из стран бывшего СССР награждены Крестом Ордена Заслуги Речи Посполитой Польши «за выдающийся вклад в раскрытие и документирование правды о политических репрессиях в отношении польского народа». Польской государственной награды посмертно удостоены следующие члены «Мемориала»: Гришина Анна Михайловна, Москва
Лора Григорьевна Харлап (1923—?), сестра, литературовед.