Список логических символов
- 1 year ago
- 0
- 0
Шеди́м ( мн. ч. ивр. שֵׁדִים [ ʃ e d i m ]; ед. ч. שֵׁד [ ʃ e d ]) — персонажи еврейской мифологии , духи в еврейской демонологии , созданные из огня и ветра, которые могут как причинить вред, так и быть дружелюбными. Считается, что они обитают вблизи могил.
Древнееврейский термин заимствован из аккадского языка . Возможно слово происходит от глагола שדד («опустошать; грабить»), либо от аккадского Шеду . В русском синодальном переводе шедим передаётся как « бесы ».
В Танахе слово шедим («защитные духи») встречается дважды ( Втор. «приносили жертвы бесам , а не Богу , богам, которых они не знали, новым, [которые] пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши»; Пс. «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам ») и относится к не-богам, которым приносились человеческие жертвы . Тора ( Втор. ) прямо говорит о шедим как о не-богах, утверждая, что нет сверхъестественной силы, кроме единого Господа , Бога Израиля ( Втор. ) . Термин «не-боги» в Торе имеет намеренно саркастический подтекст .
Среди шедим , в числе прочих, выделяются сеири́м («волосатые», «косматые» ), что указывает на их зооморфный облик. На тождество сеирим и шедим указывается в Левит рабба 22. В синодальном переводе этот термин передаётся как « лешие » ( Ис. ) .
Согласно Мидраш [Мидраш/Шмот, стр.96-100, под ред. рабби Моше Вайсмана (в русском переводе)] у шедим есть крылья, как у ангелов , и они могут достичь пределов небес , чтобы услышать, что произойдет в будущем, но они также должны питаться, размножаться и умирать, как люди .
В позднейших преданиях шеды имеют птичьи лапы. Шедим вредоносны, они входят в людей, наводят безумие и порчу, учат колдовству . Согласно народным поверьям , они иногда считаются детьми Самаэля и Лилит , царицы демонов. По другому сказанию, шедим — дети Лилит от Адама . Согласно Аггаде шедим были сотворены в сумерки шестого дня творения. Бог создавал тела шедим , и они должны были быть подобны людям, но ещё до завершения их сотворения начался шаббат , а поскольку Бог в шаббат отдыхал, их души не были облечены плотью, тела так и не были завершены ( Абот 5, 6) . По некоторым апокрифам ими стали души исполинов , рождённых смертными женщинами от падших ангелов ( Книга Еноха 15, 8). По народным поверьям в шедим превращаются души нечестивцев .