Райзман, Юлий Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Дави́д Я́ковлевич А́йзман ( 14 (26) марта 1869 , Николаев — 26 сентября 1922 , Детское Село ) — русский прозаик и драматург.
Родился в еврейской семье. Отец его, торговец по роду занятия, был любителем и хорошим знатоком книг, автором нескольких статей в еврейских газетах. В доме часто говорили о Бокле , Бюхнере, цитировали Писарева. Один из братьев — писатель , владевший в Николаеве книжной лавкой и читальней и одно время редактировавший местную либеральную газету «Южанин».
Давид Яковлевич окончил ( 1886 ), учился в Одесской рисовальной школе , с 1896 года в Парижской высшей школе изобразительных искусств. По возвращении в Россию, не имея постоянного «права на жительство», скитался, а для пребывания в Петербурге использовал фиктивный патент приказчика . В 1907 году уехал в Италию , два года спустя вернулся в Россию.
Похоронен на Казанском кладбище в Детском Селе.
С конца 1880-х годов печатал очерки и рассказы в газете «Южанин» и «Одесском вестнике». Подлинным дебютом считал очерк «Немножечко в сторону» ( «Русское богатство» , 1901 , № 5) о судьбе типичного еврейского идеалиста. Первый сборник «Чёрные дни» вышел в 1904 году (издательство «Русское богатство», СПб.).
В период 1905 — 1907 годов примыкал к писателям- реалистам , связанным со сборниками «Знание». Часто обращался к общерусской, нееврейской тематике. Однако внимание Айзмана привлекала прежде всего еврейская среда; его повести и рассказы : «Ледоход», «Чёрные дни» ( 1904 ), «Кровавый разлив» ( 1908 ), «Враги», «Светлый бог» и другие — беллетристическая интерпретация так называемого «еврейского вопроса» (бесправное положение евреев в Российской империи, их взаимоотношения с окружающим населением и т. д.), выдержанная в либерально - народническом духе.
Обычный герой его произведений — ассимилированный еврей-интеллигент в непростых отношениях и с еврейской, и с русской средой. Специфически айзмановским считается характерный образ русского еврея в эмиграции, страдающего от ностальгии и мечтающего о возвращении на родину.
Айзман по ряду признаков был близок к группе писателей (самым ярким её представителем является С. Юшкевич ), которая разрабатывала условный «русско-еврейский» стиль, стремясь оттенить строй еврейской речи . Он мастерски воспроизводил русскую речь полуобразованного, ещё не вполне освоившегося в русской языковой среде еврея. Критики называли Айзмана «специалистом по еврейскому вопросу» и «еврейским Чеховым».
Автор трагедии «Терновый куст» ( 1905 ), пьесы «Жёны» ( 1906 ), пьесы-сказки «Светлый бог» ( 1914 ), комедии «Консул Гранат» ( 1923 ).