Моресмо, Амели
- 1 year ago
- 0
- 0
« Амели́ » ( фр. Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain , с фр. — «Невероятная судьба Амели Пулен») — французская романтическая комедия 2001 года режиссёра Жан-Пьера Жёне . В российском прокате называлась по имени главной героини — «Амели» (в некоторых переводах также — «Амели с Монмартра»).
Фильм занял второе место в списке « 100 лучших фильмов мирового кинематографа не на английском языке », составленном в 2010 году журналом Empire .
Детские годы Амели Пулен проходят в вымышленном мире и одиночестве. У неё нет друзей, поэтому она постоянно фантазирует и разговаривает со своим воображаемым другом — крокодилом . Её отец уделял дочери недостаточно времени, вследствие чего при проведении ежемесячных медицинских обследований Амели сильно волновалась, поэтому отец решил, что у неё порок сердца. Из-за этой мнимой болезни её не пустили в школу и пришлось изучать науки дома с нервной и истеричной матерью, лишившись возможности найти друзей.
Мать Амели, Амандина Пулен, погибла, когда на неё с вершины собора Нотр-Дам упала туристка-самоубийца из Канады. В саду семейства Пулен отец сооружает миниатюрный мавзолей для праха погибшей. Даже там царит игрушечный, сказочный мир. Став взрослой, Амели покидает отчий дом. Она работает в кафе « Две мельницы » на Монмартре и несколько раз пробует завязать любовные отношения с мужчинами, но её попытки «оказываются неубедительными».
Амели весьма изобретательна и умеет находить удовольствие в маленьких повседневных радостях: опуская руку в мешок с фасолью, надламывая чайной ложечкой корочку крем-брюле и пуская « блинчики » по каналу Сен-Мартен . Но вечером 30 августа 1997 года , в день гибели принцессы Дианы , её жизнь меняется: случайно Амели находит в своей ванной комнате тайник, в котором лежит жестяная коробка с оловянными солдатиками, стеклянными шариками и прочими детскими сокровищами.
Всё это принадлежало неизвестному мальчику, жившему когда-то в её квартире. Сейчас ему уже больше 50 лет. Амели решает вернуть коробку владельцу и думает, что если удавшаяся задумка пробудит в ней какие-нибудь чувства, то она посвятит всю жизнь заботе о счастье других людей. Амели, хоть и с большим трудом, находит владельца этого тайника и ждёт его реакции. Сидя за стойкой бара в кафе, она слышит его признание, что он счастлив получить такую весточку из детства.
Отныне Амели вмешивается в жизнь других людей. После истории с возвратом «сокровищ» она помогает одной из сотрудниц «Двух мельниц» найти любовь в образе постоянного посетителя — мужчины с диктофоном (бывшего ревнивого ухажёра другой сотрудницы) и возвращает надежду женщине, живущей в одном доме с ней, подделав письмо от покойного мужа. Амели давно советовала своему отцу отправиться в путешествие по миру, но он всё не решается уехать, и тогда Амели похищает садового гнома отца (подарок сослуживцев) и просит знакомую стюардессу фотографировать этого гнома в разных городах на фоне достопримечательностей и отсылать ему получившиеся снимки. Опоздав на поезд после похищения гнома, Амели остаётся ночевать в метро.
Утром она замечает парня, Нино Кенкампуа, ищущего что-то под одной из фотокабинок. Обменявшись с ним взглядом, Амели убегает, а Нино продолжает рыться под кабинкой. Потом Амели встречает его снова, когда он продолжает искать что-то у фотокабинки, а потом, заметив кого-то, бежит за ним. По дороге он теряет альбом, который находит Амели.
В этом альбоме наклеены смятые и порванные фотографии — неудачные снимки, выброшенные недовольными клиентами фотокабинок и подобранные этим человеком. Там же часто встречается фото одного и того же человека, у которого как будто лицо без эмоций. Этими мыслями Амели делится со «Стеклянным человеком», одним из жильцов её дома. Вместе они решают разобраться, что за человек изображён на этих странных фотографиях. В конце концов выясняется, что это человек, который ремонтирует фотокабинки, а фото делает просто для проверки, после чего рвёт и выбрасывает его.
Как оказалось, Нино волнует тот же вопрос. Амели удаётся разгадать тайну, и она подбрасывает Нино подсказки-загадки: свою фотографию в маске Зорро, стрелки на асфальте и шарады. В результате они приводят его прямо к тому загадочному неживому человеку, изображённому на фотографиях. Нино и Амели наконец-то встречаются, зная, кто из них кто, и оказывается, что они созданы друг для друга.
Жан-Пьер Жёне хотел снять в главной роли британскую актрису Эмили Уотсон (отсюда имя главной героини — Амели), на которую он обратил внимание в фильме « Рассекая волны ». Актриса также хотела сыграть Амели, однако этого не случилось по двум причинам — она очень плохо говорила по-французски и, кроме того, уже была утверждена на роль в « Госфорд-парке » Роберта Олтмена (фильм вышел в 2001 году). От оригинального сценария, который писался в значительной мере под Уотсон, осталось её имя, переданное на французский манер. Национальность её отца (англичанин) и место его жительства ( Лондон ) были изменены .
Необычные истории, которыми изобилует фильм, большей частью имеют реальную основу и взяты из коллекции, которую Жёне собирал с 1974 года , записывая необычные воспоминания своих знакомых . Фотоколлекция, которую собирает Нино, также имеет реальный прототип: аналогичную коллекцию собирал друг режиссёра сценарист (в финальных титрах ему выражена благодарность); подлинную фотоколлекцию, однако, показать в фильме не удалось, поскольку закон Франции запрещает показывать в кинофильме случайных людей без их согласия; фотоколлекция была создана из фотографий актёров-статистов: актёров сажали перед фотоаппаратом и просили изобразить то или иное выражение лица, а зачастую просто говорили: «Ой, а у вас ботинок в мелу» или «А что это у вас на лбу?» и в этот момент нажимали на спуск фотоаппарата.
Основа истории с садовым гномом также из коллекции историй Жёне. Идея с путешествующим по всему миру садовым гномом принадлежала некоему австралийцу , который в середине 1980-х годов , путешествуя по миру, присылал своему соседу фотографии с изображениями садового гнома, которого он взял у него из сада. В 1990-е подобные розыгрыши стали весьма популярны в Великобритании и Франции . Идея с путешествующими гномами после выхода фильма стала ещё более популярна: она была использована в нескольких компьютерных играх, видеоклипах и сериалах, а также легла в основу рекламной кампании американской туристической фирмы .
Картины в комнате Амели, а также воображаемого крокодила, с которым дружит героиня, придумал и нарисовал художник ; благодаря фильму он получил широкую известность .
Фильм принёс известность и композитору Яну Тирсену , причём Жёне изначально планировал пригласить для написания музыки к фильму не его, а английского композитора Майкла Наймана , однако не мог с ним связаться .
Многие сцены снимались на улицах Парижа (особенно в районе Монмартра ), реальны и многие места, показанные в фильме: кафе « Две Мельницы », овощная лавка, железнодорожный вокзал. Отличие показанного в фильме от реальности заключалось в том, что все места съёмок были тщательно отмыты от граффити , грязи и пыли .
Бюджет фильма составил 77 млн франков (около 10 млн долларов США ).
Оригинальный саундтрек к фильму:
Вся музыка написана Яном Тирсеном .
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «J’y Suis Jamais Allé» | 1:34 |
2. | «Les Jours Tristes (instrumental)» | 3:03 |
3. | «La Valse D’Amélie» | 2:15 |
4. | «Comptine d'un autre ete - L'apres midi» | 2:20 |
5. | «La Noyée» | 2:03 |
6. | «L’Autre Valse D’Amélie» | 1:33 |
7. | «Guilty» | 3:13 |
8. | «A Quai» | 3:32 |
9. | «Le Moulin» | 4:28 |
10. | «Pas Si Simple» | 1:53 |
11. | «La Valse D’Amélie (orchestra version)» | 2:00 |
12. | «La Valse Des Vieux Os» | 2:20 |
13. | «La Dispute» | 4:15 |
14. | «Si Tu N'Étais Pas Là (fréhel)» | 3:29 |
15. | «Soir De Fête» | 2:56 |
16. | «La Redécouverte» | 1:13 |
17. | «Sur Le Fil» | 4:24 |
18. | «Le Banquet» | 1:31 |
19. | «La Valse D’Amélie (piano version)» | 2:39 |
20. | «La Valse Des Monstres» | 3:40 |
Авторство композиции Comptine d’un autre été: L’après-midi часто приписывают Рихарду Вагнеру под названием Die Hochzeit , «Свадебный марш» и др., а также Дмитрию Шостаковичу [ источник не указан 870 дней ] под названием «Босиком по мостовой» . Авторство данной композиции, как и всего альбома, принадлежит Яну Тирсену .
В своих комментариях по поводу того, что в кадр фильма (когда Амели посещает родителей лавочника Колиньона) попал Фольксваген «Жук» новой модели, которой не могло быть на улицах Парижа в сентябре 1997 года, Жёне сказал, что «…они круглые, а „Амели“ — это история, которая сглаживает углы. И пусть, что их ещё не существовало во время гибели Леди Ди!»
Главная героиня фильма, Амели Пулен, во Франции и во многих других странах (например, в Японии ) стала объектом поклонения — как и всё, что с ней связано. Родители стали называть именем Амели своих новорождённых девочек. В Париже стали выпекать новые булочки, названные в честь Амели. Кафе « Две мельницы », реально существующее на Монмартре по адресу , 15, стало после выхода фильма пользоваться огромной популярностью. Сильный рост цен на квартиры на Монмартре после 2001 года также в значительной степени связывают с популярностью фильма «Амели» .
Фильм « Взмах крыльев мотылька » был воспринят публикой и рекламировался прокатчиками как «Амели-2», хотя был снят ещё в 2000 году, то есть на год раньше «Амели» .
В 2007 году в зоологическом журнале Zootaxa было опубликовано описание нового вида лягушек (имеющих длину менее 2 см), обнаруженных в Эквадоре в дождевых лесах на горных склонах Анд . Этот вид живых существ из семейства стеклянных лягушек ( Centrolenidae ) был назван в честь Амели Пулен — («кохранелла Амели»). Как пояснили авторы публикации, вид был назван ими в честь героини «выдающегося фильма», в котором «мелкие детали играют важную роль в достижении радостей жизни — подобно тому, как стеклянные лягушки и все другие земноводные и пресмыкающиеся играют важную роль в здоровье нашей планеты» .
Экранизация Токийская невеста была переделана под сиквел к Амели, хотя сюжетно является спиноффом к Страх и трепет . В обеих книгах главную героиню зовут Амели, по имени автора Амели Нотомб написавшей о своей жизни в Японии.