Кобринец, Николай Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Серге́евич Арсе́ньев (16 ( 28 ) мая 1888 , Стокгольм , Швеция — 18 декабря 1977 , Си Клифф, близ Нью-Йорка ) — русский религиозный философ , славист , историк религии и культуры, поэт , белый эмигрант , коллаборационист , общественный и политический деятель русского зарубежья , деятельный сторонник экуменизма .
Родился в 1888 году в Стокгольме в семье дипломата Сергея Васильевича Арсеньева и Екатерины Васильевны Шеншиной (1858—1938). Внук Василия Сергеевича Арсеньева .
Окончил Московский Императорский лицей Цесаревича Николая (1905? ; золотая медаль) и историко-филологический факультет Московского университета ( 1910 ) . Совершенствовался в Мюнхенском университете , Фрайбургском университете , Берлинском университете .
С 1912 года работал при кафедре западноевропейской литературы Московского университета ; приват-доцент кафедры западноевропейских литератур Московского университета ( 1914 ).
Во время Первой мировой войны служил уполномоченным Красного Креста ( 1914 — 1916 ).
С сентября 1916 года возобновил работу в Московском университете, в 1917 году входил в редакционный комитет издательства преподавателей университета. Одновременно читал курсы по культуре и литературе средних веков и эпохи Возрождения на Высших женских курсах и в Народном университете им. А. Л. Шанявского .
В 1917 году в период октябрьского вооружённого восстания в Москве поехал на Дон торопить казаков идти на выручку законной власти . Во время формирования Добровольческой армии на Дону входил в состав отделения Политического отдела при штабе генерала М. В. Алексеева , в котором занимался агитацией за армию и пропагандой её целей. В феврале 1918 года , в момент вынужденного ухода армии из области Войска Донского в поход, названный Ледяным , военные старались не брать с собой гражданских, и Арсеньеву 24 февраля пришлось покинуть Новочеркасск. Через Царицын он со спутниками ( П. Б. Струве , Г. Н. Трубецким и его сыном Константином) пробрался к началу марта в Москву . После — профессор кафедры романо-германской филологии Саратовского университета (1918—1920), читал курсы также по кафедре философии. По его инициативе была образована кафедра сравнительной истории религий.
В 1919 году был дважды арестован. Опасаясь очередного ареста, в марте 1920 года нелегально перешёл польскую границу. После недолгого пребывания в Варшаве и Берлине обосновался в Кёнигсберге . Делегат Российского Зарубежного съезда 1926 года. В 1933 году выкупил у властей СССР свою мать и сестёр . До 1944 года был профессором по русской культуре и истории русской духовной жизни Кёнигсбергского университета . Выступал с лекциями в Русском научно-исследовательском институте и в Религиозно-философской академии в Берлине. Во время Второй мировой войны давал у себя приют бывшим военнопленным, гражданам СССР, оказавшимся в Кёнигсберге .
Одновременно в 1926 — 1938 годы занимал должность профессора православного богословского факультета Варшавского университета . Читал лекции в Оксфордском , Кембриджском , Лондонском университетах . Сотрудничал в качестве автора в основанном Н. А. Бердяевым журнале « Путь », а также других периодических изданиях.
27-28 октября 1931 года участвовал в православно-старокатолической конференции в Бонне, где представлял Польскую православную церковь .
Участвовал в экуменическом движении . Член Палаты Всемирного союза христианских церквей. Сотрудничал с католическим центром « Восточно-христианский очаг » в Брюсселе и действовавшем при нём русскоязычным издательством « Жизнь с Богом », где были опубликованы его книги: «Единый поток жизни» (1973. 298 с.), «О Достоевском» (1972. 64 с.) и «О жизни преизбыточествующей» (1986. 277 с.).
Совместно с Ириной Михайловной Посновой и протопресвитером Валентом Роменским участвовал в подготовке и трансляции радиопередач для советских радиослушателей « Мир и свет жизни » выходивших на частотах Монте-Карло . Преподавал в католических учебных заведениях: Русском центре имени Владимира Соловьёва при Фордемском католическом университете , а также в Парижском и Монреальском католических университетах. Состоял в переписке с иезуитом Станиславом Тышкевичем . Документы об этом имеются в архивном фонде при центре « » в Сериате , Италия .
Сотрудничал с властями Третьего рейха: в 1941—42 годах Арсеньев служил переводчиком с русского на немецкий в чине зондерфюрера в Кёнигсберге . До 1944 года преподавал историю русского богословия на Теологическом факультете Кёнигсбергского университета и служил под ведомством немецкого Имперского министерства науки, воспитания и народного образования .
В 1945 — 1947 годах жил в Париже , читал лекции в Сорбонне и Католическом университете . Также преподавал в Богословском институте Святого Дионисия .
В 1947 году обосновался в США при помощи Толстовского фонда (тем самым избежал выдачи СССР), преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии , при Колумбийском университете в Нью-Йорке , читал лекции по истории церкви в Монреальском университете. Был председателем Русской академической группы в США в 1971 — 1977 годах и одним из основателей « ».
В течение 2011—2012 годы Совет по культуре при губернаторе Калининградской области несколько раз обсуждал макет мемориальной доски, которую было предложено разместить на доме 3 по ул. Чапаева в Калининграде. В декабре 2012 году текст надписи на доске был утверждён: «В этом доме с 1933 по 1944 год жил философ, культуролог и поэт Николай Сергеевич Арсеньев (1888—1977)».
К этому времени многие детали биографии Арсеньева уже были известны прежде всего благодаря его книге воспоминаний «Дары и встречи жизненного пути» . В мемуарах Арсеньев ничего не рассказал об обстоятельствах своей жизни в Кёнигсберге при нацистах. Однако в январе 2013 году историк Игорь Петров опубликовал в своём блоге архивные документы, свидетельствующие о том, что Н. С. Арсеньев осенью 1941 году в качестве добровольца поступил на службу вермахта . В своём отчёте о посещении лагеря для военнопленных (Дулаге) в посёлке Волосово под Ленинградом сотрудник айнзацштаба Вундер упоминает о службе Арсеньева как зондерфюрера (переводчика). По всей видимости, вскоре после встречи с Вундером Арсеньев вернулся в Кёнигсберг, где продолжил работу в университете. Также были опубликованы копии документов, свидетельствующие о том, что профессор Н. С. Арсеньев числился зондерфюрером в вермахте по крайней мере до весны 1942 г.
Позднее И.Петровым была опубликована также учётная карточка Арсеньева из архива рейхсминистерства науки, воспитания и народного образования, из которой становится известно, что он ещё в июле 1933 вступил в штурмовой отряд (СА) и состоял кандидатом в штурмовики по февраль 1934 г.
После этих публикаций в региональных СМИ появилась информация о том, что исполнение решения об установке мемориальной доски Н. С. Арсеньеву было приостановлено вплоть до выяснения обстоятельств пребывания учёного в Кёнигсберге.
Дискуссия о целесообразности увековечения памяти Арсеньева в Калининграде далека от своего завершения. Тема получила освещение не только в региональных , но и в федеральных средствах массовой информации.
Автор около 40 книг и множества статей по богословию, философии, истории религий, античности, средним векам, эпохе Возрождения и современности.