Дом, милый дом (фильм, 1973)
- 1 year ago
- 0
- 0
Дом Адамини — здание в Санкт-Петербурге на углу Марсова поля и набережной реки Мойки , памятник архитектуры федерального значения.
Адрес : Марсово поле, 7 / Аптекарский переулок , 8 / набережная р. Мойки, 1.
Самое южное из зданий квартала на западной границе Марсова поля и самое первое по нечётной стороне Набережной реки Мойка. По имени основателя купца Антонова здание иногда называют домом Антонова , а общепризнанное название дом Адамини получил от имени его архитектора, Доменико Адамини . Трёхэтажный доходный дом был построен на трапециевидном участке, купленном Антоновым у семьи Степана Апраксина . Большее основание трапеции выходит на Марсово поле, меньшее — на Аптекарский переулок . Выходящие на Марсово поле (восточный) и набережную Мойки (южный) фасады здания оформлены центральными ризалитами , вторые и третьи этажи которых украшены восьмиколонными портиками . Южный фасад замыкает перспективу канала Грибоедова от Невского проспекта , вид был частично перекрыт после постройки Спаса на Крови . Юго-восточный угол здания скруглён, 2 верхних этажа украшены пилястрами . По периметру здания проходит пышный лепной фриз , на портиках и юго-восточном угле — с грифонами . Первый этаж южного фасада Антонов собирался использовать для торговли, и потому он оформлен аркадой .
Одним из первых жителей дома стал учёный Павел Шиллинг (мемориальная доска). В нём он изобрёл электромагнитный телеграф , который здесь же демонстрировал заинтересованной публике, в том числе Николаю I . Передающее и принимающее устройства телеграфа располагались в разных концах дома.
В начале XX века здание принадлежало Удельному ведомству , получив название дома Уделов . В книге 1913 года историк архитектуры Владимир Курбатов с сожалением сообщал о его грядущем сносе . Однако в следующие годы здание не только не было уничтожено, но и стало центром культурной жизни столицы. В 1914 году второй этаж заняло «Художественного бюро Добычиной ». Здесь проходили вернисажи « Союза русских художников », « Союза молодежи », « Ослиного хвоста », « Голубой розы », « Мира искусства », фотогафа Мирона Шерлинга .
Культурную элиту столицы с весны 1916 года также можно было встретить в подвале дома, где Борис Пронин открыл кабаре «Привал комедиантов» взамен закрытой властями годом ранее « Бродячей собаки » на Михайловской площади . Художники Борис Григорьев , Сергей Судейкин , Василий Шухаев и Александр Яковлев расписали стены и потолки заведения. В 1919 году «Привал комедиантов» был закрыт, роспись была уничтожена наводнением 1924 года .
В послереволюционный годы по несколько месяцев в доме Адамини жили писатель Леонид Андреев и поэтесса Анна Ахматова , поселившаяся в квартире своей подруги Ольги Судейкиной . Позже в доме жили искусствовед Эрнст Липгарт , архитектор Николай Баранов , писатели Юрий Герман (мемориальная доска), Вера Панова (мемориальная доска) и Леонид Рахманов (мемориальная доска).
Во время Великой Отечественной войны днём 26 ноября 1941 года в здание попали две фугасные бомбы. Одна разрушила внутренние конструкции восточной части здания, а вторая уничтожила центральную часть южного фасада. Дом Адамини был восстановлен в 1946 году по проекту архитектора Александра Гинцберга .
В настоящее время здание имеет статус объекта культурного наследия, однако в 2023-м году КГИОП узаконил дверь, прорубленную в фасаде, историчность которой не подтверждена .