Interested Article - Геннадий (архиепископ Новгородский)

Архиепи́скоп Генна́дий (в схиме — Галактио́н , предположительное прозвище (фамилия) — Гонзо́в ; ок. 1410 , Москва 4 декабря 1505 ) — святой русской Православной церкви, епископ Русской православной церкви ; архиепископ Новгородский ; организатор первого полного перевода Библии на церковнославянский язык, автор «Посланий».

Почитается как святитель , память совершается (по юлианскому календарю): 10 февраля ( Собор святителей Новгородских ), 4 (17) декабря , в 3-ю неделю по Пятидесятнице ( Собор Новгородских святых ), в воскресенье перед 26 августа ( Собор Московских святых ), в субботу между 31 октября и 6 ноября ( Собор Карельских святых ).

Биография

Вероятно, происходил из московского боярского рода Гонзовых.

В 1470-х — начале 1480-х был архимандритом московского Чудова монастыря .

12 декабря 1484 года хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа .

В спорах между Иваном III и митрополитом Московским Геронтием поддерживал великого князя . В наказание в 1479 году был брошен Геронтием в ледник, откуда выпущен по приказу великого князя.

Архиепископ новгородский Геннадий, литография, 1890 г.

В 1484 году был назначен новгородским архиепископом для проведения промосковской политики в недавно присоединённом Новгороде. Вскоре вступил в конфликт с великим князем из-за земельных владений архиепископской кафедры.

Вместе с Иосифом Волоцким вёл борьбу против ереси жидовствующих , пользовавшейся до начала XVI века покровительством великокняжеского двора. Геннадий, настаивая на казни еретиков, писал в 1490 году московскому митрополиту Зосиме : «Смотри, франки по своей вере какую крепость держат! Сказывал мне при проезде через Новгород посол цесарский про шпанского короля, как он свою землю очистил, и я с тех речей и список тебе послал». Геннадий советовал митрополиту Зосиме поставить деятельность «шпанского короля» Фердинанда и испанских инквизиторов в пример Ивану III. После осуждения и анафемы им на Поместном соборе 1490, еретиков били кнутом, а затем отослали к новгородскому епископу. Геннадий устроил еретикам позорный въезд в Новгород. За 40 километров от города их посадили в шутовской одежде на коней «хребтом к глазам конским», то есть задом наперед, на головы им надели берестяные шлемы с надписью «Се есть сатанино воинство» и в таком виде возили по городу. В заключение на их головах были сожжены берестяные шлемы. Некоторых еретиков, как рассказывает летопись, по требованию Геннадия сожгли на Духовском поле, а других он послал в заточение.

Митрополит Московский Симон и архиепископ Новгородский Геннадий освящает церковь архистратига Михаила

В 1492 году архиепископ Новгородский Геннадий уступил Пермской епархии Вологду .

Геннадий покровительствовал Корнилию Комельскому и навещал его в пустыни, когда тот жил рядом с Новгородом.

На Соборе 1503 года в Москве, совместно с Иосифом Волоцким, решительно воспротивился планам Ивана III упразднить монастырское землевладение.

В 1504 году ему и его сподвижникам удалось добиться полного осуждения еретиков; но сам Геннадий в июне того же года, по воле великого князя, был смещён с кафедры и умер в опале.

Скончался 4 декабря 1505 года в Чудовом монастыре; погребён на месте, где прежде лежало тело святителя Алексия до обретения его мощей.

Сочинения

Творчество представлено в основном его посланиями, написанными в 1480-х — начале 1490-х годов; большинство этих посланий имеет целью убедить Московского митрополита в необходимости решительно и беспощадно расправиться с еретиками.

При посредничестве дипломата Юрия Траханиота приказал записать со слов германского имперского посла и отослать в Москву «Речи посла цесарева» об учрежденной в Испании инквизиции .

В послании митрополиту Симону ратовал за создание училищ для духовенства. Послания написаны разговорным языком, с просторечными оборотами и введением прямой речи упоминаемых в посланиях лиц.

В состав литературного кружка, собравшегося вокруг Геннадия в Новгороде, входили дьякон Герасим Поповка, его брат, переводчик и дипломат Дмитрий Герасимов , сподвижники великой княгини Софии Палеолог : братья Юрий и Дмитрий Траханиотовы и монах-доминиканец Вениамин.

При дворе Геннадия было написано «Слово кратко» в защиту церковных имуществ (первоначальное название — «Събрание на лихоимцев»), введение к Пасхалии, рассуждение «О летах седмыя тысячи», сделан ряд переводов и составлен первый в России полный библейский кодекс — «Геннадиевская Библия» ( 1499 ).

Почитание

3 февраля 2016 года решением Архиерейского собора Русской православной церкви был канонизирован для общецерковного почитания в числе других подвижников, которые почитались, но не были прославлены общецерковно .

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Дата обращения: 18 марта 2017. 5 декабря 2021 года.

Литература

  • Августин (Никитин), архим. Геннадьевская Библия 1499 года и её западные библейские источники. // Известия библейских комиссий. — 1991. — № 2. — С. 24—69 (то же в: Переводы Библии и их значение в развитии духовной культуры славян. — СПб., 1994. — С. 52—68).
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1892. — Т. VIII. — С. 339—341.
  • // Русский биографический словарь : в 25 томах / Издание Императорского Русского Исторического Общества. — М. : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1914. — Т. 4: Гааг — Гербель. — С. 396—402.
  • Макарий (Веретенников) , архимандрит. // Исторический вестник. — № 6. — 2000.
  • Архим. Макарий (Веретенников), Печников М. В., Ромодановская В. А., Я. Э. З. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. X : « Второзаконие — ». — С. 588—598. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-016-1 .
  • Цуркан, Р. К. . — СПб., 2001. — С. 188—210;
  • Freidhof, G. Vergleichende sprachliche Studien zur Gennadius-Bibel (1499) und Ostroger Bibel (1580/81). Die Bücher Paralipomenon, Esra, Tobias, Judith, Sapientia und Makkabäer. — Frankfurt a. M., 1972. — (Osteuropastudien der Hochschulen des Landes Hessen. Reihe III. Frankfurter Abhandlungen zur Slavistik, 21).
  • Wimmer E. Novgorod — ein Tor zum Westen? Die Übersetzungstätigkeit am Hofe des Novgoroder Erzbischofs Gennadij in ihrem historischen Kontext (um 1500). — Hamburg: Verlag Dr. Kovac, 2005. — 230 S. — (Hamburger Beiträge zur Geschichte des östlichen Europa, 13).

Ссылки

  • на сайте Русское Православие
  • Православный календарь
Источник —

Same as Геннадий (архиепископ Новгородский)