Остров летнего лагеря
- 1 year ago
- 0
- 0
Скульптурное оформление Летнего сада насчитывает 92 мраморные скульптуры (5 скульптурных групп, 38 статуй, 48 бюстов и 1 герму) . Большая часть была выполнена итальянскими мастерами конца XVII — начала XVIII веков. В число скульптурных произведений Летнего сада включаются также 29 терракотовых рельефов, украшающих фасад Летнего дворца Петра I .
Коллекция была создана по инициативе Петра I , который не только интересовался изобразительными искусствами, но и стремился к тому, чтобы превзойти Версальское собрание скульптуры короля Франции. Произведения изящных искусств Пётр рассматривал также как средство образования своих подданных, как средство продвижения новых идей и нового европейского образа жизни. Возможно, что и понятие относительно воздействия скульптурных произведений, доступных широкой публике, он сформировал, познакомившись именно с версальским собранием. Составление коллекции Летнего сада велось не хаотическим образом: Пётр поручил купцу и дипломату, представлявшему его в Риме и Венеции, Савве Рагузинскому , составить программу украшения парков. Впоследствии именно по ней приобретались и размещались скульптуры Летнего сада. Рагузинский разделил все произведения на четыре группы: парная скульптура, главным образом, на темы « Метаморфоз » Овидия ; аллегорические фигуры; боги античности ; короли и римские императоры с супругами. В полном соответствии с этой программой, собрание скульптуры Летнего сада формировалось прежде всего как имеющая назидательное и образовательное значение, а сами изваяния размещались тематическими группами .
Уже в 1710 году в саду насчитывалось около тридцати статуй и бюстов. В последующие годы количество их увеличивалось и к 1728 году достигло уже более ста, основная часть была приобретена к 1721 году. В 1732 году собрание Летнего сада пополнилось статуями из сада при дворце А. Д. Меншикова на Васильевском острове — Меншиков, как и Ф. М. Апраксин увлекся садовой скульптурой по примеру Петра. Со смертью Петра интерес к садовой скульптуре в России угас и возродился только с воцарением его дочери, Елизаветы Петровны .
С самого начала царь Пётр намеревался сделать не просто «огород» (так в XVIII веке называли сады), а нечто большее. По свидетельству Я. Штелина Пётр, однажды, призвав садовника, сказал ему: «Я желал бы, чтоб люди, которые будут гулять здесь по саду, находили бы в нём что-нибудь поучительное». Садовник ответил шуткой: «Прикажите разложить по местам книги, прикрывши их от дождя, чтобы гуляющие, садясь, могли их читать» . Но царь приказал сделать в саду «Эзопов лабиринт»: расставить статуи, изображающие персонажи басен Эзопа с поучительными надписями. Фигуры сделали из позолоченного свинца в Голландии по заказу Б. И. Куракина . Образцы для свинцовой скульптуры брались из гравированного издания 1695 года, представлявшего скульптуру Версаля . Некоторая часть была выполнена скульптором Б. К. Растрелли Старшим . Так в Санкт-Петербурге, в Летнем саду возник первый музей под открытым небом (скульптуры не сохранились) .
В 1707—1716 годах в качестве военных трофеев Северной войны из окрестностей Львова и Варшавы, а затем из Италии, по распоряжению царя Петра I «со смыслом, по списку» привозили мраморные скульптуры: бюсты («грудные штуки») и статуи, изображающие античных богов и богинь, героев древности, а также аллегорические фигуры, служившие «просвещению». С 1716 года приобретением скульптур в Италии для Санкт-Петербурга занимались С. Л. Рагузинский и Ю. И. Кологривов . Помимо знаменитой « Венеры Таврической » С. Л. Рагузинский вывез из Италии более двадцати скульптур, некоторые (девять статуй и два бюста) он заказал П. Баратта и его помощникам. Баратта получил прозвание «скульптора Московии». Скульптуры были также заказаны Джованни Бонацца , Антонио Тарсиа , Альвизе Тальяпьетра , Антонио Коррадини и другим. Безусловным шедевром Летнего сада является знаменитая «Нимфа Летнего сада» работы фламандского скульптора Томаса Квеллинуса .
Последним заказом Рагузинского для Летнего сада (1723) стала серия скульптур во славу победы России в Северной войне, скульптуры были доставлены в Петербург в 1726 году. Впоследствии две скульптуры из этой серии — «Воинская доблесть» и «Слава» по приказу Елизаветы Петровны были отправлены в Царское Село .
Самыми ранними по времени создания являются рельефные украшения Летнего дворца — терракотовые панели, покрытые охрой с мифологическими сюжетами морской тематики. Двадцать девять рельефов выполнены по распоряжению Петра , эскизы для них, вероятно, выполнил Андреас Шлютер . Историк искусства Ж. А. Мацулевич подразделяла рельефы Летнего дворца, отличающиеся по степени мастерства исполнителей, на три группы. В первую включаются пять наиболее монументальных панелей (шестая находится внутри дворца) с амурами на морских животных. Вторая группа — изображения Минервы с военными трофеями «мастерского, но малохудожественного» исполнения. Из-за мелкого рисунка эти панели, расположенные достаточно высоко, плохо читаются . По предположению Мацулевич, рельефы второй группы могли выполнить либо берлинский формовщик Люрберг, либо автор статуй для Грота Конрад Осснер. К третьей группе Мацулевич отнесла «ремесленные доделки», выполненные, вероятно, по эскизам Шлютера очень невысокого качества . Согласно относительно недавним данным рельефы выполнены по гравюрам немецкого художника А. Фукса, повторяющим в зеркальном изображении итальянские оригиналы А. Майоли XVI века. Рельеф над входом выполнен из кирпичной крошки на цементе скульптором Морбергом по рисунку Г. И. Маттарнови .
В 1720 году в галерее (самой большой из трёх галерей сада) на берегу Невы была установлена купленная в Риме античная статуя Венеры, найденная при раскопках в Италии в 1719 году. У скульптуры была отбита голова, отсутствовали руки. Кологривов тайно (так как в Риме действовал папский запрет на вывоз древностей из города) отдал её для реставрации в мастерскую Легри. Однако до властей Рима дошёл слух о ценной находке, и Венера была конфискована, её испытали (по обычаю того времени ударами долота в трёх разных местах) и признали древней работой. Последовали сложные дипломатические переговоры, к которым был привлечён известный своей ловкостью Рагузинский. В конце концов Климент XI согласился обменять античную статую на мощи святой Бригитты — военный трофей русских войск при взятии Ревеля . Однако в официальной бумаге причиной передачи скульптуры было названо обещание Петра I содействовать католическим миссионерам, отправлявшимся в восточные страны . Превосходная по качеству выполнения римская копия с греческого оригинала III века до н. э. (существуют иные датировки) привлекала в XVIII веке особое внимание посетителей Летнего сада как одна из главных его достопримечательностей. Теперь эта статуя, которая называется « Венера Таврическая », находится в собрании Государственного Эрмитажа .
Вместе со статуей Венеры Рагузинскому удалось вывезти из Рима ещё десять античных скульптур и портретных бюстов, среди них изображения Луция Вера , Вителлия , Марка Аврелия , Нерона . Возможно они были установлены внутри Грота в нишах .
Большая часть скульптурных произведений Летнего сада подписана исполнителями.
В коллекции представлены работы:
Скульптурное убранство Летнего сада в XVIII веке дополняли многочисленные, главным образом свинцовые, позолоченные изваяния, украшавшие его фонтаны, впоследствии утраченные.
По тематике скульптуру Летнего сада можно разделить на три большие группы: исторического, аллегорического и мифологического содержания. Среди них имеются отдельные небольшие серии, связанные единством содержания: такова серия, изображающая различное время суток, аллегорические статуи, олицетворяющие науки и искусства, и т. п.
Интересны скульптурные портреты исторических деятелей — Александра Македонского , Марка Аврелия , польского короля Яна Собесского , а также статуи, аллегорически изображающие Архитектуру, Славу, Мореплавание, Правосудие и персонажей античной мифологии — Минерву, Беллону, Немезиду, Евтерпу, Терпсихору, Флору, Меркурия, Вакха и др. Некоторые являются подражанием античным оригиналам. Большая часть скульптур неоднократно подвергалась реставрации.
В 1974 году во время археологических раскопок в районе хозяйственного двора в земле была найдена скульптурная герма «Вакх» (неизвестный скульптор, Италия, XVIII в., мрамор). Находится в павильон «Голубятня» (боскет «Птичий двор»), является экспонатом Археологической экспозиции.
За годы своего существования в столице России мрамор под воздействием сырого климата стал разрушаться. Неоднократные попытки закрывать статуи вначале деревянными «шкафами» на зимнее время, а затем и другие способы защиты и консервации не давали желаемого результата. В процессе первого этапа комплексной реставрации и реконструкции Летнего сада статуи были отреставрированы и перемещены в помещения Михайловского замка в Санкт-Петербурге на постоянное хранение (в 1991 году Михайловский замок вошёл в состав Государственного Русского музея). Исключение составили герма «Вакх», являющаяся экспонатом постоянной экспозиции, посвящённой истории археологических изысканий в Летнем саду, развёрнутой в Музее археологии Летнего сада, и скульптурная группа «Мир и Победа» («Аллегория Ништадтского мира»). С 2012 года в Летнем саду находятся копии, выполненные из искусственного мрамора . В общей сложности были изготовлены 90 копий скульптур (статуи, бюсты, скульптурные группы) и 152 пьедестала и подставки под бюсты .
Порфировая ваза полностью отреставрирована и установлена в мае 2012 года на своё прежнее историческое место в Летнем саду .
В списке-галерее представлена информация обо всех находящихся в Летнем саду скульптурах: это два оригинала (группа «Мир и Победа», герма «Вакх») и девяносто копий. Также приведены их изображения по состоянию на осень 2021 года. Названия скульптур, фамилии авторов и даты создания произведений приведены так, как они указаны в информационных табличках Государственного Русского музея , установленных возле скульптур. Список-галерея состоит из четырёх разделов: скульптурные группы, статуи, бюсты и скульптурная герма.
№ | Название | Скульптор(ы) | Страна | Дата создания | Месторасположение | Координаты | Изображение | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Скульптурные группы | ||||||||
1 | Амур и Психея | Школа Д. Бернини | Италия | Конец XVII в. | Лебяжья канавка, у каменной террасы | 59°56′41″ с. ш. 30°20′03″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
2 | Мир и Победа Аллегория Ништадтского мира | П. Баратта | Италия | 1725 г. | Партер у северного фасада Летнего дворца | 59°56′51″ с. ш. 30°20′09″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
3 | Похищение сабинянки 1 | Неизвестный скульптор | Италия | XVIII в. | Парадный партер, северная часть | 59°56′47″ с. ш. 30°20′00″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
4 | Похищение сабинянки 2 | Неизвестный скульптор | Италия | XVIII в. | Парадный партер, северная часть | 59°56′46″ с. ш. 30°20′01″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
5 | Сатир и вакханка | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Парадный партер, южная часть | 59°56′44″ с. ш. 30°20′02″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
Статуи | ||||||||
1 | Аврора | Д. Бонацца | Италия | 1717 г. | Главная аллея, четвертая площадка | 59°56′44″ с. ш. 30°20′06″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
2 | Аллегория архитектуры | П. Баратта , мастерская | Италия | Около 1722 г. | Главная аллея, вторая площадка | 59°56′47″ с. ш. 30°20′04″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
3 | Аллегория искренности | М. Гропелли | Италия | 1717 г. | Главная аллея, третья площадка | 59°56′46″ с. ш. 30°20′05″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
4 | Аллегория истины | М. Гропелли | Италия | 1717 г. | Главная аллея, третья площадка | 59°56′46″ с. ш. 30°20′05″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
5 | Аллегория красоты | Д. Зорзони | Италия | Около 1719 г. | Школьная аллея | 59°56′48″ с. ш. 30°20′01″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
6 | Аллегория милосердия | П. Баратта | Италия | 1717 г. | Главная аллея, третья площадка | 59°56′45″ с. ш. 30°20′05″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
7 | Аллегория мореплавания | П. Баратта , мастерская | Италия | До 1722 г. | Главная аллея, вторая площадка | 59°56′47″ с. ш. 30°20′04″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
8 | Аллегория правосудия | П. Баратта | Италия | 1719 г. | Главная аллея, третья площадка | 59°56′45″ с. ш. 30°20′06″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
9 | Аллегория сладострастия | Неизвестный скульптор | Италия | Около 1722 г. | Школьная аллея | 59°56′48″ с. ш. 30°20′01″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
10 | Антиной | Ф. Кабианка , мастерская | Италия | 1722 г. | Школьная аллея | 59°56′49″ с. ш. 30°20′00″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
11 | Аполлон копия с античной статуи | П. Трискорни | Италия | Начало XIX в. | Главная аллея | 59°56′43″ с. ш. 30°20′07″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
12 | Беллона | А. Тальяпьетра | Италия | Около 1718 г. | Главная аллея, первая площадка | 59°56′49″ с. ш. 30°20′03″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
13 | Вакх | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Школьная аллея | 59°56′49″ с. ш. 30°20′00″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
14 | Вертумн | Ф. Кабианка | Италия | 1717 г. | Главная аллея, вторая площадка | 59°56′47″ с. ш. 30°20′05″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
15 | Диана копия с античной статуи | П. Трискорни | Италия | Конец, XVIII в. | Главная аллея | 59°56′43″ с. ш. 30°20′07″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
16 | Женщина с гирляндой роз | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Школьная аллея | 59°56′46″ с. ш. 30°20′02″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
17 | Закат | Д. Бонацца | Италия | 1717 г. | Главная аллея, четвёртая площадка | 59°56′44″ с. ш. 30°20′07″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
18 | Минерва | Т. Квеллинус | Фландрия | 1690-е гг. | Главная аллея | 59°56′49″ с. ш. 30°20′02″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
19 | Немезида | А. Тарсиа | Италия | 1716 г. | Главная аллея, первая площадка | 59°56′48″ с. ш. 30°20′04″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
20 | Нереида | А. Коррадини | Италия | Около 1717 г. | Боскет «Крестовое гульбище» | 59°56′47″ с. ш. 30°20′02″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
21 | Нимфа воздуха | Дж. и П. Гропелли | Италия | Около 1717 г. | Школьная аллея | 59°56′44″ с. ш. 30°20′03″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
22 | Нимфа Летнего сада | Т. Квеллинус | Фландрия | 1690-е гг. | Школьная аллея | 59°56′45″ с. ш. 30°20′02″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
23 | Ночь | Д. Бонацца | Италия | 1717 г. | Главная аллея, четвёртая площадка | 59°56′44″ с. ш. 30°20′06″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
24 | Полдень | Д. Бонацца | Италия | 1717 г. | Главная аллея, четвёртая площадка | 59°56′45″ с. ш. 30°20′06″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
25 | Помона | Ф. Кабианка | Италия | 1717 г. | Главная аллея, вторая площадка | 59°56′47″ с. ш. 30°20′04″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
26 | Рок | А. Тарсиа | Италия | Около 1716 г. | Главная аллея, первая площадка | 59°56′48″ с. ш. 30°20′03″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
27 | Сатурн | Ф. Кабианка | Италия | 1716 г. | Главная аллея, первая площадка | 59°56′49″ с. ш. 30°20′03″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
28 | Сивилла Дельфийская | Д. Бонацца | Италия | 1719 г. | Невская аллея | 59°56′51″ с. ш. 30°20′08″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
29 | Сивилла Европейская | Дж. Зорзони | Италия | 1717 г. | Невская аллея | 59°56′50″ с. ш. 30°20′05″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
30 | Сивилла Ливийская | Дж. Зорзони | Италия | 1717 г. | Невская аллея | 59°56′50″ с. ш. 30°20′05″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
31 | Слава | П. Баратта | Италия | Около 1718 г. | Главная аллея | 59°56′49″ с. ш. 30°20′03″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
32 | Талия, Муза комедии | Дж. и П. Гропелли | Италия | Около 1719 г. | Школьная аллея | 59°56′44″ с. ш. 30°20′04″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
33 | Терпсихора, Муза танца | Дж. и П. Гропелли | Италия | Около 1722 г. | Школьная аллея | 59°56′44″ с. ш. 30°20′03″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
34 | Флора | Генрих Мейринг | Италия | 1717 г. | Главная аллея, вторая площадка | 59°56′47″ с. ш. 30°20′05″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
35 | Церера | Т. Квеллинус | Фландрия | 1690-е гг. | Главная аллея, вторая площадка | 59°56′47″ с. ш. 30°20′05″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
36 | Эвтерпа, Муза лирической поэзии | Дж. и П. Гропелли | Италия | Около 1722 г. | Школьная аллея | 59°56′44″ с. ш. 30°20′03″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
37 | Юность | А. Тарсиа (?) | Италия | Около 1722 г. | Школьная аллея | 59°56′45″ с. ш. 30°20′02″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
38 | Юноша | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Школьная аллея | 59°56′47″ с. ш. 30°20′01″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
Бюсты | ||||||||
1 | Александр Македонский | П. Баратта | Италия | Около 1720 г. | Главная аллея, первая площадка | 59°56′48″ с. ш. 30°20′03″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
2 | Аллегория весны | Неизвестный скульптор | Италия | Около 1717 г. | Школьная аллея | 59°56′46″ с. ш. 30°20′02″ в. д. | Объект культурного наследия № 7810447121 | |
3 | Аллегория дня (?) | А. Тарсиа (?) | Италия | Начало XVIII в. | Дворцовая аллея | 59°56′49″ с. ш. 30°20′06″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
4 | Аллегория изобилия | П. Баратта | Италия | Начало XVIII в. | Главная аллея, вторая площадка | 59°56′47″ с. ш. 30°20′04″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
5 | Аллегория мира | П. Баратта | Италия | Около 1719 г. | Главная аллея, первая площадка | 59°56′49″ с. ш. 30°20′04″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
6 | Аллегория осени (Вакх) | П. Баратта | Италия | Около 1717 г. | Партер, южная часть | 59°56′44″ с. ш. 30°20′09″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
7 | Аллегория скоротечности жизни | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Главная аллея | 59°56′45″ с. ш. 30°20′05″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
8 | Аллегория солнца (Аполлон) | П. Баратта | Италия | Около 1717 г. | Главная аллея, четвёртая площадка | 59°56′44″ с. ш. 30°20′06″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
9 | Аллегория чистоты | Неизвестный скульптор | Италия | 1700-е гг. | Главная аллея | 59°56′46″ с. ш. 30°20′05″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
10 | Амазонка | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Дворцовая аллея | 59°56′49″ с. ш. 30°20′06″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
11 | Аполлон | О. Маринали | Италия | Около 1717 г. | Партер, южная часть | 59°56′45″ с. ш. 30°20′10″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
12 | Аристотель, древнегреческий философ | Орацио Маринали | Италия | Начало XVIII в. | Партер, северная часть | 59°56′46″ с. ш. 30°20′01″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
13 | Вельможа (?) | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Партер, южная часть | 59°56′48″ с. ш. 30°20′04″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
14 | Веспасиан, римский император | Ф. Кабианка | Италия | Около 1717 г. | Дворцовая аллея | 59°56′49″ с. ш. 30°20′06″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
15 | Гераклит, древнегреческий философ | Орацио Маринали | Италия | Начало XVIII в. | Парадный партер, северная часть | 59°56′47″ с. ш. 30°20′00″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
16 | Двуликий Янус | Неизвестный скульптор | Италия | XVIII в. | Парадный партер, северная часть | 59°56′48″ с. ш. 30°19′59″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
17 | Демокрит, древнегреческий философ | Орацио Маринали | Италия | Начало XVIII в. | Парадный партер, северная часть | 59°56′47″ с. ш. 30°20′00″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
18 | Диоген, древнегреческий философ | Орацио Маринали | Италия | Начало XVIII в. | Парадный партер, северная часть | 59°56′46″ с. ш. 30°20′00″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
19 | Женщина в серой драпировке | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Школьная аллея | 59°56′44″ с. ш. 30°20′03″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
20 | Камилла | П. Баратта | Италия | Начало XVIII в. | Главная аллея | 59°56′46″ с. ш. 30°20′05″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
21 | Коринна | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Главная аллея, четвертая площадка | 59°56′44″ с. ш. 30°20′07″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
22 | Курфюрстина Бранденбургская, жена Фридриха I | Неизвестный скульптор | Германия | Начало XVIII в. | Партер, южная часть | 59°56′45″ с. ш. 30°20′12″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
23 | Мария-Каземира, жена Яна Собеского | Неизвестный скульптор | Польша | Конец XVII в. | Дворцовая аллея | 59°56′50″ с. ш. 30°20′09″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
24 | Марс, бог войны | Орацио Маринали | Италия | Около 1717 г. | Главная аллея | 59°56′43″ с. ш. 30°20′07″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
25 | Марцелл Марк Клавдий" (?) | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Главная аллея | 59°56′48″ с. ш. 30°20′04″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
26 | Марция Фурнилла, жена императора Тита Веспасиана | Ф. Кабианка | Италия | Около 1716 г. | Главная аллея, первая площадка | 59°56′48″ с. ш. 30°20′03″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
27 | Молодая женщина (римлянка) 1 | Пьетро Баратта | Италия | Начало XVIII в. | Партер, южная часть | 59°56′45″ с. ш. 30°20′09″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
28 | Молодая женщина (римлянка) 2 | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Школьная аллея | 59°56′47″ с. ш. 30°20′01″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
29 | Молодая женщина в розовой драпировке | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Партер, южная часть | 59°56′45″ с. ш. 30°20′10″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
30 | Нерон, римский император | Ф. Кабианка , мастерская | Италия | Начало XVIII в. | Главная аллея | 59°56′45″ с. ш. 30°20′06″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
31 | Петрония Прима | А. Коррадини , мастерская | Италия | 1717 г. | Аллея России | 59°56′44″ с. ш. 30°20′05″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
32 | Римлянка в чалме | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Школьная аллея | 59°56′44″ с. ш. 30°20′03″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
33 | Римский император | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Дворцовая аллея | 59°56′49″ с. ш. 30°20′06″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
34 | Сенека, древнеримский философ | Орацио Маринали | Италия | Начало XVIII в. | Парадный партер, северная часть | 59°56′46″ с. ш. 30°20′00″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
35 | Сивилла Самосская | Б. Модоло | Италия | Начало XVIII в. | Невская аллея | 59°56′50″ с. ш. 30°20′07″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
36 | Сивилла Эритрейская | Б. Модоло | Италия | Около 1717 г. | Главная аллея | 59°56′43″ с. ш. 30°20′07″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
37 | Скрибония, жена императора Августа | А. Коррадини , мастерская | Италия | Начало XVIII в. | Аллея России | 59°56′44″ с. ш. 30°20′05″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
38 | Тиберий, римский император | Ф. Кабианка | Италия | Около 1717 г. | Невская аллея | 59°56′49″ с. ш. 30°20′01″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
39 | Тит, римский император | Ф. Кабианка | Италия | Около 1717 г. | Дворцовая аллея | 59°56′49″ с. ш. 30°20′07″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
40 | Траян, римский император | Ф. Кабианка , мастерская | Италия | Начало XVIII в. | Невская аллея | 59°56′50″ с. ш. 30°20′04″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
41 | Флора (?) | П. Баратта (?) | Италия | Начало XVIII в. | Главная аллея, вторая площадка | 59°56′47″ с. ш. 30°20′04″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
42 | Фридрих I, курфюрст Бранденбургский, король Пруссии | Неизвестный скульптор | Германия | Начало XVIII в. | Партер, южная часть | 59°56′45″ с. ш. 30°20′11″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
43 | Царь Мидас | Орацио Маринали | Италия | 1717 г. | Главная аллея, четвёртая площадка | 59°56′44″ с. ш. 30°20′07″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
44 | Эскулап, легендарный врачеватель | Орацио Маринали | Италия | Начало XVIII в. | Парадный партер, северная часть | 59°56′46″ с. ш. 30°20′00″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
45 | Юлий Цезарь | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Главная аллея, первая площадка | 59°56′49″ с. ш. 30°20′04″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
46 | Юноша | П. Баратта | Италия | Начало XVIII в. | Главная аллея, четвёртая площадка | 59°56′44″ с. ш. 30°20′05″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
47 | Юноша | Неизвестный скульптор | Италия | Начало XVIII в. | Дворцовая аллея | 59°56′49″ с. ш. 30°20′07″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
48 | Ян Собеский, польский король | Неизвестный скульптор | Польша | Конец XVII в. | Дворцовая аллея | 59°56′50″ с. ш. 30°20′08″ в. д. | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида) | |
Скульптурная герма | ||||||||
1 | Вакх | Неизвестный скульптор | Италия | XVIII в. | Боскет «Птичий (зверовый) двор», павильон «Голубятня» | 59°56′45″ с. ш. 30°20′04″ в. д. |