Дом, милый дом (фильм, 1973)
- 1 year ago
- 0
- 0
Дом Рафаиловича — старинный особняк в Таганроге ( ул. Фрунзе , 20). Находится между Домом Караспасова и Домом Дросси . Памятник архитектуры 1860 -х годов, входит в число объектов культурного наследия народов Российской Федерации регионального значения. Считается одним из самых красивых особняков старого Таганрога .
Дом по адресу ул. Николаевская, 22 был построен в 1860-х годах .
В первые годы как и рядом стоящий дом под номером 18 в сегодняшней нумерации, принадлежал сначала купцу Михаилу Караспасову, затем турецкому подданному Панаш Константиниди .
В конце 1880-х годов здание приобрела супруга австрийского подданного Екатерина Антоновна . Её муж Николай Иванович Рафаилович ( 1850 — 1912 ), купец 2-й гильдии , скоропостижно скончался 9 января 1912 года на 62 году жизни. Дочь Николая Ивановича Зинаида, 18-летняя красавица, по настоянию отца обручилась и обвенчалась с 54-летним Николаем Николаевичем Алафузовым, брак с которым однако оказался недолговечным и был расторгнут . Вместе со своим вторым мужем Максимовым, сыном богатого ростовского капиталиста, Зинаида уехала за границу с целью побывать во Франции и повидать её столицу. В 1895 году её второй муж после смерти отца П. Р. Максимова получил по наследству 65 тысяч рублей. В связи с Октябрьской революцией Зинаида и её муж в Россию больше не вернулись . У Николая Ивановича Рафаиловича кучером работал Александр Михайлович Недодаев, который жил вместе со своей семилетней дочерью Анастасией в цокольном этаже хозяйского дома. Её Николай Иванович устроил в женскую гимназию, по окончании которой она работала у него секретарем-машинисткой .
В 1890 году , согласно «Описи и оценке недвижимых имуществ г. Таганрога для раскладки государственного налога и других сборов на 1890 год», этот дом принадлежал турецкому подданному Панаи Константиниди и оценивался в 1600 рублей .
В 1919 году , во время нахождения в Таганроге Ставки Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России А. И. Деникина (с 8 августа по 27 декабря 1919 года), в доме Рафаиловича жил начальник французской военной миссии генерал Шарль Манжен . С 1920 по 1924 год в доме был расположен политотдел Конупраформа (формирование частей Первой конной армии ), редакция газеты «Листок красноармейца», штаб частей особого назначения , боровшихся с бандитизмом и занимающихся сбором продовольственного налога с населения близлежащих деревень и сел . С 1925 года — жилой дом .
В 1925 году в Таганроге была проведена всеобщая «муниципализация» частных домов, имевших общую площадь свыше 100 кв. м. Бывшим владельцам либо предоставлялось небольшое помещение в бывшем собственном доме, либо их переселяли в другие квартиры. В рамках этой «муниципализации» в 1925 году особняк Рафаиловича был поделён на коммунальные квартиры . Без должного ухода он быстро потерял свою внешнюю и внутреннюю красоту. Руинированный фасад нуждается в сложном реставрационном ремонте .
В ноябре 2009 года при разборке слежавшегося хлама во дворе Дома Рафайловича жильцами была обнаружена ржавая ручная граната времён ВОВ . Граната была изъята сапёрами ОМОН и вывезена на полигон для уничтожения .
В 2011 году по соседству с Домом Рафайловича, на территории бывшей Таганрогской кондитерской фабрики , развернулось масштабное строительство частного торгово-развлекательного комплекса «Европейский квартал» . По замыслу проектировщиков из «Приазовского строительного центра» и при поддержке главного архитектора Таганрога Андрея Максименко , новый частный переулок «Европейского квартала» должен был выходить с Петровской улицы на улицу Фрунзе через жилой двор дома Рафайловича . Также через этот двор проектировщиками планировался въезд в подземные гаражи, запроектированные под «Европейским кварталом» . Благодаря протестам жителей и поддержке прессы, эти намерения застройщиком не были реализованы.
В 2012 году в Ростовском государственном строительном университете была защищёна дипломная работа «Реставрация одноэтажного жилого дома», написанная по материалам обследования Дома Рафаиловича . Цель дипломной работы — профессиональное исследование здания с точки зрения архитектурной и инженерной сохранности, изучение возможностей для воссоздания былого облика, расчёт сметы реставрации .
В 2020 году дом Рафайловича по решению администрации Таганрога был включён в программу капитального ремонта Ростовской области . На 2023 год в соответствии с «Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014–2049 годы» запланирован ремонт электроснабжения, газоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, подвала, фундамента, фасада, крыши .
Состояние фасада дома на текущий момент остаётся удручающим .
Выполнен в стиле « эклектика » . В декоре присутствуют элементы, свойственные как классицизму , так и стилизованные под барокко . Также архитектурный стиль, в котором выполнен дом Рафаиловича, некоторые искусствоведы определяют как «необарокко» . Особняк одноэтажный, но кажется выше благодаря высокому цоколю и архитектурному убранству крыши. На парапетных столбах установлены сужающиеся кверху вазы, придавая зданию стройность.
Фасад дома Рафаиловича отличается обильной пластической обработкой и заполнен растительным орнаментом, медальонами со скульптурными женскими, мужскими и детскими головками, вольно трактованными гермами , фигурными замковыми камнями . Фасад дома скомпонован с использованием трёх ризалитов , в одном из которых, левом, для удобства планировки размещён входной блок. С правой стороны фасад уравновешен ризалитом с укрупнённым двойным оконным проёмом с богатым лепным декором .
Характерной чертой дома Рафаиловича является его усложнённый силуэт, создаваемый аттиками , декоративными вазами и закреплёнными в парапетных тумбах металлическими решётками барочного рисунка .
Дверной проём оформлен портиком и чугунным литым длинным навесом, опирающимся на две легкие литые чугунные опоры, вынесенные через весь тротуар к проезжей части улицы. В литой орнамент навеса вписан вензель «НР», по имени владельца Николая Рафаиловича. Крыльцо имеет пять каменных ступеней. Под прямоугольными окнами — ниши с геометрическим рисунком. Центром архитектурной композиции является фронтон , украшенный горельефом мужской головы. Под ним с двух сторон окна расположены две изящные скульптуры женщин, туловища которых состоят из разных листьев. Скульптурные элементы фасада — работы таганрогского скульптора Л. Е. Егорова ( 1848 — 1890 ).
Преподаватель русского языка Алексеевской женской гимназии , священник Митрофаниевской церкви , а потом Александр Баландин так описывал архитектурный облик здания: «Десять красивых античных амфор над воротами и над домом, в самом верхнем медальоне голова античного философа, по стене пять женских головок, три головы Сатира — духа лесов, две — недоделанных книзу кариатиды без обычного их архитектурного назначения, и два рога изобилия. Дом несколько суров, но красив» .