Консорция (этнология)
- 1 year ago
- 0
- 0
Этноло́гия ( греч. ἔθνος «народ» + λόγος «учение, наука ») — наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов , а также других этнических общностей . В современной российской науке термин, как правило, употребляется наряду с более традиционным названием дисциплины этнография . В западной науке зачастую этнография представляется как описательная, региональная дисциплина, а этнология — как теоретическая, обобщающая наука .
По одному из пониманий этнология — это социологическое направление антропологического исследования, включающее социальную грань в сравнении бытия , фольклора , верований , культурного и исторического развития различных этносов и обществ .
Среди целей этнологии — реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов , таких как предполагаемое табу кровосмешения и изменение культур, а также формулировка обобщений о «человеческой природе», концепции, которая критиковалась с XIX века различными философами ( Гегель , Маркс , структурализм , и т. д.) .
Этнология («наука о народах») тесно связана с понятиями этнография («описание народов»), народоведение , культурная антропология .
По сравнению с этнографией, которая исследует отдельные этносы через прямой контакт с их культурой, этнология более академична , начинает с исследований, собранных этнографами, затем сравнивает и противопоставляет различные культуры, чтобы развить это в исследовательских работах и изложить в учебниках .
В США данная наука обозначается как « культурная антропология », а в Великобритании — как « социальная антропология », однако этнология — это не только раздел антропологии. Этнология возникла как научная дисциплина с конца XVIII века и может применяться к любому сравнительному исследованию человеческих групп.
К этнологии довольно близка антропология: для той и другой общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по планете, изменения физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, антропологического состава этносов. Но нельзя ставить знак равенства между понятиями «этнология» и «антропология», так как предметом антропологии никогда не были проблемы этногенеза, этничности, демографических процессов; антропология была и остаётся наукой о биологической и физической природе человека. Этнология значительно шире по своему предметному полю, чем антропология, что не позволяет говорить об их тождестве.
Термин «этническая психология» ( нем. Völkerpsychologie) был предложен во второй половине XIX века немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом , пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 году журнала «Психология народов и языкознание» ( нем. Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft), что язык , религия , право , искусство , наука , быт , и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума , воли , чувств, характерa , темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.
В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Он отказался от неопределённого понятия «дух целого» и придал психологии народов более реалистичный вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев — своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов — это описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоёв» духовной жизни людей. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.
Вопросы этнической психологии разрабатывал Г. Шпет , выступивший в 1920-х годах с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) и пытавшийся обосновать своё понимание этнической психологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля .
Школа психологии народов послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы.
В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии первобытных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль , немецкий учёный Р. Турнвальд и др.).
Соединение этнологии и педагогики положило начало новому направлению научной деятельности — этнопедагогика . Термин этнопедагогика был введён советским педагогом Г. Н. Волковым .
В XV веке « открытие Америки » имело важную роль в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей». Таким образом, цивилизация была в дуальной манере противопоставлена варварам в классической оппозиции, возникшей из обычно даже более разделённого этноцентризма .
Продвижение этнологии, например вместе со Клода Леви-Стросса , привело к критике концепций линейного прогресса, или псевдооппозиций между «обществами с историями» и «общества без историй», была осуждена также зависимость от ограниченного представления об истории как о накапливаемом росте.
Леви-Стросс часто упоминал очерки Монтеня о людоедстве как ранний пример «этнологии»; он преследовал цель через структурный метод обнаружить универсальные инварианты в человеческом обществе, в качестве которых он принимал запрещение кровосмешения . Однако требования такой культурной универсалии критиковались различными социальными мыслителями XIX и XX веков, среди которых были Маркс, Ницше и другие.
Наибольший вклад в российскую этнологию внесли Л. Н. Гумилёв ( пассионарная теория этногенеза ) и академик Ю. В. Бромлей .
В процессе развития этнологии (культурной и социальной антропологии) и смежных с нею дисциплин возникали различные направления и концепции, некоторые из них к настоящему моменту полностью потеряли своё влияние в науке, другие, наоборот, и сегодня являются актуальными. Концепции некоторых школ и направлений не противоречили друг другу, а рассматривали различные аспекты существования, развития, возникновения этносов, другие же, наоборот, являлись несовместимыми.
Школы: