Interested Article - Беликов, Михаил Александрович

Михаил Александрович Бе́ликов ( укр. Михайло Олександрович Бєліков ; 1940 2012 ) — советский и украинский кинорежиссёр, сценарист и кинооператор. Народный артист Украины (2000) .

Биография

В 1963 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. И. Волчека ).

В 1973 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров , режиссерскую мастерскую И. А. Фрэза .

Работал на Харьковской студии телевидения.

С 1963 года работал оператором и режиссёром Киевской киностудии имени А. Довженко .

С 1986 года секретарь правления СК СССР .

В 1989―1991 годах избран Народным депутатом СССР от Союза кинематографистов СССР .

Умер 27 марта 2012 года .

Похоронен в пгт Козин Обуховского района Киевской области .

Мировоззрение

Михаил Александрович утверждал, что культура — это не только кинематограф, живопись и театр, но это ещё и основа общества. Это категория, которая определяет уровень экономики и политики, а также характер отношений между человеком и обществом в целом. И в этом плане он считал, что ответственность лежит на интеллигенции. С одной стороны вечная социальная тема "в долгу перед народом", с другой — примеры преданного служения народу во времена сталинских репрессий, Голодомора и диссидентского движения. Кроме того, режиссёр напоминал и о случаях, когда интеллигенция себя дискредитировала, была носителем вредных идей, ведь Сталин создал творческие союзы, чтобы руками интеллигенции её же и уничтожить как классового врага. И многие представители интеллигенции подхватили эти лозунги и с удовольствием расправились со своими коллегами. Хвылевой , Шумский , Курбас - жертвы тридцатых годов, это "работа" творческих союзов. Досталось от них и народу, поскольку призыв к ликвидации "куркулей" был излюбленным призывом многих творческих лидеров, что нанесло непоправимый вред обществу и привело к огромным потерям. Из этого Михаил Александрович делал вывод об опасности политизации творческой интеллигенции, когда она становится носителем определенной идеологии, а в творчестве господствует диктатура идей. Режиссёр был уверен, что творческие союзы в том виде, в котором они были, должны исчезнуть и что в их функции не должны входить ни контроль над содержанием фильмов, ни направление творческих процессов в определённое русло.

Фильмография

Режиссёр

Сценарист

  • 1975 — Ральф, здравствуй
  • 1981 — Ночь коротка
  • 1985 — Как молоды мы были
  • 1989 — Распад
  • 1997 — Святое семейство
  • 2002 — Золотая лихорадка

Оператор

Актёр

  • 1981 — — гость Жени (не указан в титрах)

Призы и награды

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. Ігор Шаров. 100 сучасників: роздуми про Україну. — К.: АртЕк, 2004. ISBN 966-505-163-6 (укр.)
  3. от 1 июля 2019 на Wayback Machine (укр.)

Ссылки

Источник —

Same as Беликов, Михаил Александрович