Капро́м
или
капроманти́зм
или
капиталисти́ческий романти́зм
—
архитектурный стиль
, сложившийся в странах бывшего
СССР
в начале 1990-х и процветавший до 2008 года, характеризующийся как «
постсоветский
постмодернизм
»
. Здания, которые относятся к этому стилю, часто получают негативную оценку современников как «кричащие и аляповатые»
.
Описание
Термин «капром» сформулировали архитектор Даниил Веретенников, дизайнер Александр Семёнов и урбанист Гавриил Малышев
. Они описывают капром как контекстуальный стиль, сложившийся на фоне сразу нескольких факторов: градостроительные и охранные нормы в России после
распада СССР
практически некому было контролировать, возникли частные архитектурные бюро, оформление определяли свободный рынок и вкусы новых частных заказчиков. Здания, возникшие в период с 1991 по 2008, отражают ситуацию в стране: запрос на перемены, романтизацию досоветского времени
. Период 1990-х и 2000-х годов сопровождался тяжёлыми общественными потрясениями, нестабильностью, но и одновременно сильным ростом экономики, открытием России остальному миру и верой в будущее, сочетающейся с идеями досоветского
реваншизма
. Всё это находит отражение в архитектуре, такой же демонстративно яркой, противоречивой и непостоянной
. Главная черта капрома — стремление выразить индивидуальность каждого отдельного здания. Малышев назвал это реакцией на строгое навязывание унифицирующих архитектурных норм в СССР, выделяющихся своими серыми тонами и строгими геометрическими формами и где здания всегда выступали частью гармоничного архитектурного ансамбля
. Напротив, все капром-здания создавались как главные и конкурирующие друг с другом архитектурные доминанты
. Другая отличительная черта капрома — низкое качество отделки, здания этой эпохи созданы из некачественного материала и быстро разрушаются
.
Мировой финансовый кризис 2008 года
принято считать условно окончанием эпохи капрома, но это касается прежде всего столичных городов, здания в данном архитектурном стили продолжали возводиться в провинциальных городах и к 2020-м годам
.
Из-за выраженного индивидуализма сложно назвать одну-две определяющие черты капрома, речь идёт об эпохе, диктующей моду на индивидуализм. Тем не менее был выделен ряд архитектурных элементов, ставших определяющими для капрома — это наличие
ордеров
, в частности
ионических
, зачастую расположенных непоследовательно и приобретающих форму «кружева» здания, заимствование архитектурного стиля постмодерниста
Майкла Грейвса
, использование зеркального стекла, создание «зеркальных саркофагов» и т. д.
.
Восприятие
Критики называют капром «диким
китчем
»
, который распространился по стране на волне финансового
кризиса
и имел цель выглядеть «в первую очередь богато». Здания в этом стиле называют не просто безвкусными, но и аморальными, потому что они своей вызывающей дороговизной диссонировали с массовой нищетой россиян в начале 1990-х
. Хотя исторический контекст объединил эти постройки в стилистическую общность, в них нет интеллектуального замысла и глубинной смысловой нагрузки
.
По мнению Веретенникова, Семёнова и Малышева, капром, «который ненавидят (почти) все», включает в себя элементы из широкого диапазона стилей и является самым толерантным в архитектуре
. Защитники стиля апеллируют к его исторической и
антропологической
ценности, по их мнению, он отражает народное настроение и вкусы той эпохи и имеет важность как артефакт своего времени
, в качестве доказательства своей правоты они приводили в пример здания в стиле
модерн
, также в своё время вызывавшие отвращение у многих современников, но позже признанные архитектурными шедеврами
.
Капром в России
Для капрома было свойственно развитие множества региональных направлений, некоторые из которых можно выделить в отдельные ответвления архитектурного направления
:
В
Москве
принято выделять так называемый «
лужковский стиль
», сложившийся в период нахождения у власти мэра столицы
Юрия Лужкова
. По характеристике искусствоведа Елизаветы Лихачёвой, отличительная особенность капрома — это избыток украшений из разных направлений архитектуры, «башенки,
минаретики
, облицовка кафелем, яркие цвета»
. Другие капром-здания подражали
сталинскому ампиру
.
В
Петербурге
стиль капром-зданий в целом отличался большей сдержанностью из-за строгих охранных законов и активного сопротивления
градозащитников
, тем не менее это не помешало развиться в нём отдельному направлению — т.н. «стаканизму»
, для него был свойственен акцент на максимальное остекление, это позволяло выделить новостройки на фоне исторической архитектуры. Данные здания также строились с округлыми стенами и башнеподобными структурами, в итоге облик зданий напоминал огранённые стаканы
. Закатом эпохи стаканизма и в целом питерского капрома принято считать отмену строительства
Охта-Центра
.
В
Саранске
здания капрома особо выделяются своей яркостью и смелостью архитектурных решений
, за счёт чего сам город называют памятником капромовской
архитектуры
. Это один из немногих городов, где капром сформировал главную и градообразующую архитектурную ткань города, так как основная стройка пришлась на 2000-е годы. Для мордовского капрома свойственно использовать яркие тона, сочетание белых и красных цветов, сочетать
ампир
,
хай-тек
с национальными мотивами
.
В
Казани
в данный период начал процветать французский архитектурный стиль
бозар
, в котором строились многие новые здания. Соответственно здания этой эпохи стали называться «татар бозар»
.
В
Грозном
здания в стиле капиталистического романтизма сочетали характерные для стиля элементы и стремление подражать форме
вайнахских башен
.
В
Нижнем Новгороде
сформировалось оригинальное архитектурное направление «зелёного неомодерна» из-за обилия зелёных красок в зданиях или их архитектурного стиля более схожего с
модерном
.
В
Екатеринбурге
формой капрома стало стремление к строительству небоскрёбов
.
Галерея
Бизнес-центр «Чайка Плаза» на
Лесной улице
, Москва, 2000