Авраменко, Антон Данилович
- 1 year ago
- 0
- 0
Георгий-Антон Данилович Скалон (1720—1777) — генерал-поручик из дворянского рода Скалонов . Отличился в Семилетнюю войну и во время Пугачёвского восстания , позже командовал Сибирским корпусом. Принимал участие в создании первого русско-казахского разговорника.
Антон Данилович из французского дворянского рода Скалонов . Его дед Жорж де Скалон был гугенотом из Лангедока . После отмены Нантского эдикта он с семьёй эмигрировал в Швецию и поселился в Гётеборге . После смерти Жоржа, в 1710 году его сыновья вместе с матерью и тремя сёстрами перебрались в Российскую империю . Перейти на русскую службу их побудили льготы для иностранцев, предоставленные Петром I . В России братьев стали называть Степаном и Даниилом Юрьевичами Скалонами, но уже без приставки «де». Старший сын Жоржа Степан умер бездетным. Младший же стал родоначальником русской ветви Скалонов .
Даниил Юрьевич Скалон состоял при русском посольстве в Копенгагене, флигель-адъютантом при князе Иване Трубецком , а после служил подполковником в Киевском драгунском полку . Его сын Антон родился в 1720 году . Мальчик был крещён 28 августа ( 8 сентября ) 1720 года в Риге .
Антон служил пажом при генерале Людвиге Вильгельме Гессен-Гомбургском . В довольно юном возрасте принял участие в Польском и Крымском походах , отличился при штурме Перекопской линии и битвах под Бахчисараем и Карасёве. В 1737—1739 годах сражался в Молдавии в звании подпоручика. Во время отличился при взятии турецкого ретраншемента .
За время Семилетней войны Антон Скалон вырос в звании от премьер-майора до полковника . Он принимал участие в сражениях при реке Прегель, Дрезине, Фридрикберхе, Грос-Егерсдорфе , Цорндорфе и взятии Берлина . Согласно характеристике его начальства, Скалон «храбро и неустрашимо поступал». Был пленён 19 июня 1761 года в бою при Кастьянах. Вернулся в строй спустя полгода после обмена военнопленными .
В 1763 году был переведён в распоряжение Сибирского корпуса. Первоначально служил командиром драгунского полка, а в 1766 году стал командиром драгунской бригады. В её состав входили Вологодский , Луцкий и Суздальские полки. Также Скалон принимал участие в проектировании и создании Колывано-Кузнецкой линии , служившей для защиты от китайской агрессии. Под его руководством была модернизирована система укреплений. Скалон основал Ануйскую и Катунскую крепости и приказал перенести Семипалатинскую и Ямышевскую .
Во время восстания Пугачёва генерал-майор Скалон под руководством Ивана Деколонга организовал борьбу с повстанцами. После отбытия Деколонга на Оренбургскую линию для борьбы с пугачёвцами, Скалон оставался командующим войсками на Сибирской линии . Выполняя приказ Деколонга, в январе 1774 он отправил двенадцатую и тринадцатую лёгкие полевые команды на помощь Челябинску . Для умиротворения крестьян Исетской провинции и Сибирской губернии , 13 марта 1774 года Скалон разослал объявление к населению, в котором обещал прощение сдавшимся повстанцами и призывал их доставлять властям нераскаявшихся товарищей. Однако данное объявление не имело успеха среди населения и волнения продолжились . В начале апреля по инициативе Скалона было разослано «Увещевание находящимся в Оренбургской и Сибирской губерниях башкирами, мещерякам и татарам», в котором от имени соплеменников, состоящих на службе на Сибирской линии, население призывалось к повиновению. Увещевание также не имело успеха. Александр Дмитриев-Мамонов связывал эту неудачу с одновременным распространением воззвания генерала Рейнсдорпа . Последний обещал награду за поимку Пугачёва, в то время как в увещевании говорилось, что самозванец уже пойман. Противоречия в объявлениях подрывали их авторитет и демонстрировали слабость власти в подавлении мятежа . После того как Пугачёв покинул Сибирь и спокойствие было установлено, генерал Деколонг решил отбыть в Омскую крепость . Он вызвал к себе генерала Скалона и 2 августа передал ему командование войском. Однако, в связи с появившейся информацией, что разбитый под Казанью Пугачёв планирует вновь вторгнуться в Башкирию, Деколонг решил временно остаться во главе войска . Известно, что Скалон получил войско в командование ещё до разгрома бунтовщиков у Солениковой ватаги .
За «усмирение пугачёвского бунта» генерал Скалон был награждён орденом Святой Анны I степени, а его восьмилетний сын Антон был зачислен рядовым в лейб-гвардии Преображенский полк . В 1777 году он был произведён в генерал-поручики и назначен командующим Сибирским корпусом. При нём продолжалось продвижение русских в Верхнем Прииртышье и в Верхнем Приобье, причём особое внимание он обращал на укрепление мирных и торговых отношений с казахскими кочевниками. Поощрял хозяйственное обустройство гарнизонов Сибирских укреплённых линий, способствуя превращению их в русские сёла и посёлки. Антон Скалон умер в 1777 году во время инспекции Усть-Каменогорской крепости , где и был похоронен с воинскими почестями .
При содействии Скалона в 1774 году был составлен рукописный «Русско-киргизский словарь». Он стал одним из первых русско-казахских разговорников . Создание словаря связывают с планами императрицы Екатерины II о создании «Сравнительного словаря всех языков и наречий». По мнению исследователя Алексеенко Н. В., Антон Скалон не мог быть автором словаря из-за своего французского происхождения и краткости пребывания в Сибири. Более вероятно, что книга была создана Иваном Андреевым по распоряжению генерала .
С именем Скалона связана первая попытка разведения пчёл на Алтае . В 1776 году он узнал от главного доктора Сибирских пограничных войск Беренса о желании местных поселенцев разводить пчёл. По приказу генерала казаки-башкиры доставили коменданту Усть-Каменогорской крепости 30 колод с пчёлами из Башкирии . Колоды были розданы жителям сёл Бобровское и Секисовское . Все пчёлы погибли зимой 1778/79 года из-за недостатка кормов, возникшего в связи с излишним изыманием мёда .
Антон Скалон является персонажем романа томского писателя Бориса Климычева «Кавалер де Вильнёв».
Антон Скалон был трижды женат и имел 13 детей. На своей последней жене, Каролине фон Эттинген , женился 24 февраля 1770 года . Известны имена трёх его сыновей: