Interested Article - Широкоформатный кинематограф

Не следует путать с Широкоэкранный кинематограф

Широкоформатный кинематограф — разновидность кинематографических систем , в основе которых лежит использование киноплёнки с шириной, превосходящей стандартную 35-мм . Широкоформатные киносистемы отличаются большой площадью кадра, не требующего сильного увеличения и позволяющего получать высококачественное изображение на больших экранах, превосходящих по размерам экран форматов с анаморфированием . Угловой размер изображения для зрителей при этом достигает 128° по горизонтали, приближаясь к полю бинокулярного зрения . Для системы IMAX этот же параметр превышает угловое поле зрения человека, делая границы экрана малозаметными.

Системы « Виставижн », « Технирама » и « Супер Технирама 70 » на 35-мм киноплёнке не считаются широкоформатными, несмотря на большую площадь кадра, превосходящую обычные системы кино . Термин «широкоформатный кинематограф», использующийся в советской и российской терминологии, отсутствует в других языках. За пределами СНГ кинематографические системы с аналогичными параметрами носят название «70-mm film». Наибольшее распространение получили широкоформатные системы, использующие для изготовления фильмокопий киноплёнку шириной 70-мм с кадром, занимающим в высоту 5 перфораций и широкоэкранным соотношением сторон 2,2:1 (формат «5/70») . Современный цифровой кинематограф использует некоторые типы цифровых кинокамер с сенсором , близким по размеру к широкоформатному кадру, но в цифровом кино понятие «широкоформатный» утратило своё значение .

Сравнение размеров кадра широкоформатных киносистем « IMAX » и «Тодд-АО» с классическим кадром стандартной 35-мм киноплёнки

Историческая справка

Сравнение киноплёнок форматов Fox Grandeur и более позднего Todd AO

Широкоформатные киносистемы появились одновременно с изобретением кинематографа . Большие размеры кадра выбирались конструкторами из-за ограниченной длины первых кинозалов: отсутствие в те годы короткофокусных проекционных объективов заставляло увеличивать кадровое окно проектора и ширину плёнки . Так, один из первых киноаппаратов «Хронофотограф» Леона Гомона и Леопольда Деко использовал в 1895 году киноплёнку шириной 60 миллиметров с кадром 35×45 мм. Компания « Мутоскоп и Байограф » в ноябре 1899 года начала использовать в своей аппаратуре киноплёнку шириной 70-мм с шагом кадра 57 мм . Всё многообразие размеров киноплёнки, большинство из которых были широкими, пришло к общему стандарту 35-мм к концу первого десятилетия XX века .

Вопреки распространённому заблуждению, первое появление широкой киноплёнки на рынке кинопроката связано не с попытками повышения информационной ёмкости , а главным образом, как способ получения совмещённой фонограммы на одном носителе с изображением . Широкоформатные киносистемы начали развиваться с появлением звукового кинематографа . Оптический звук требовал дополнительного места на киноплёнке, что приводило к её нестандартной ширине, как в системе « Триэргон », или почти квадратному кадру системы « Мувитон » . Проблему решала широкая плёнка, на которой можно было печатать фонограммы любой ширины и широкоэкранное изображение большой площади. Студия « РКО Радио Пикчерс » ( англ. RKO Radio Pictures ) предложила для съёмок плёнку шириной 63,5 мм уже в 1926 году . В 1929 году компания « Уорнер Бразерс » ( англ. Warner Brothers ) сняла два фильма на киноплёнку «Витаскоп» шириной 65-мм, а кинокомпания « Метро Голдвин Майер » ( англ. Metro Goldwin Mayer ) использовала плёнку «Реалайф» такой же ширины . Компанией « Белл-Хауэлл » в 1930 году были предложены три возможных ширины позитивной киноплёнки: «Extreme» — 61,31 мм; «Spectacular» — 52 мм и «Economic» — 46 мм . Негатив для них должен был сниматься на более узкие форматы: 55, 49 и 37 мм соответственно .

В 1928 году 70-мм широкий формат «Грандерфильм» ( англ. Grandeur ), разработанный компанией « XX век Фокс » ( англ. 20th Century Fox ), стал первым, имевшим коммерческое применение . Технически он близок формату «Тодд-АО», разработанному в 1955 году , но использовал другую киноплёнку: на такой же шаг кадра у «Грандерфильм» приходится всего 4 увеличенных перфорации вместо 5 стандартных у современных форматов . Между изображением и перфорацией располагалась одноканальная оптическая фонограмма переменной плотности «Western Electric» шириной 6,1 мм . Компания « Парамаунт » ( англ. Paramount ) в 1929 году разработала киноплёнку «Магнафильм» ( англ. Magnifilm ) шириной 65-мм со стандартной перфорацией . Проект стал международным, когда киносъёмочная и кинокопировальная аппаратура для этой киноплёнки были созданы французской компанией «Дебри», а кинопроекторы того же стандарта немецкой фирмой Zeiss Ikon .

Именно такая плёнка стала основой для большинства современных широкоформатных киносистем, использующих другие размеры и расположение изображения. Попытка внедрения широких плёнок в кинопроизводство 1930-х годов не имела успеха из-за мирового экономического кризиса , а также из-за массового внедрения звукового кино на стандартной плёнке, для которой был найден компромисс между шириной фонограммы и размером кадра . В Голливуде по широкоформатным технологиям было снято несколько фильмов, однако тогда эти системы распространения не получили из-за нежелания владельцев кинозалов, только что переживших переход к звуковому кино, нести дополнительные расходы по переоборудованию широкоформатными проекторами .

Дальнейшее развитие широкоформатного кино связано с появлением в начале 1950-х годов панорамных киносистем , получивших огромную популярность у зрителей, но дорогих и мало пригодных для постановочного кинематографа . Попытки усовершенствовать систему « Синерама » привели к развитию широкоформатного кино и изобретению формата IMAX . Современный вид широкоформатного кинематографа регламентируется стандартом ISO 2467:2004 в соответствии с рекомендациями и нормативами SMPTE . В настоящее время в широкоформатном кино для съёмки используется киноплёнка шириной 65-мм и сферическая ( аксиально-симметричная ) оптика . Позитивная 70-мм киноплёнка, применяемая для печати широкоформатных фильмокопий , отличается от негативной 65-мм только шириной кромки перфорации, увеличенной на 2,5 мм с каждой стороны для размещения магнитной фонограммы . Расположение перфорации и изображения на обеих плёнках совпадают, делая возможной контактную печать . Улучшение фотографических характеристик негативных киноплёнок привело к повсеместному отказу от съёмки на широкоформатный негатив.

Тем не менее выпуск широкоформатных фильмокопий, «увеличенных» с 35-мм оригинала, не прекращался, благодаря более высокому качеству проекции и звука по сравнению с широкоэкранными киносистемами. В настоящее время широкоформатная кинопроекция быстро вытесняется цифровой вследствие большей технологической гибкости и других достоинств. В России остались единичные киноустановки, рассчитанные на 70-мм киноплёнку, но большинство из них находятся в нерабочем состоянии. Так, во время подготовки в 2016 году российской премьеры голливудского блокбастера « Омерзительная восьмёрка » планировалась его демонстрация с 70-мм фильмокопии формата «Ультра-Панавижн 70» лишь в одном московском кинотеатре « Октябрь ». При этом оказалось, что найти комплектное действующее оборудование подходящего стандарта практически невозможно, и для нормальной проекции его элементы пришлось собирать у разных кинопрокатчиков .

Советская система широкоформатного кино

Кадр фильмокопии НИКФИ

В 1956 году в СССР коллективом НИКФИ совместно с киностудией « Мосфильм » под руководством Е. М. Голдовского была разработана система широкоформатного кино, основанная на западных 70-мм системах « Тодд-АО » и «Супер Панавижн 70», но в отличие от них использовавшая 70-мм киноплёнку по ГОСТ 11272—78 как для изготовления фильмокопий, так и для съёмки негатива . Кроме того, отечественный формат не рассчитан на искривлённые экраны — он предусматривал использование только плоских экранов шириной 0,6 длины кинозала .

В Советском Союзе широкоформатная киносистема использовалась дольше, чем за рубежом, вследствие особенностей экономики советского кинематографа . В то время, как западные киностудии отказывались от использования широкой плёнки для съёмки негатива, в СССР широкоформатные фильмы снимались до конца 1980-х годов. После Перестройки и краха отечественного кинематографа, система НИКФИ осталась, как формат фильмокопий, соответствующий стандартам SMPTE и ISO .

Иностранные системы широкоформатного кино

Широкоформатный киносъёмочный аппарат « Mitchell FC » без объектива

В отличие от СССР, сразу стандартизировавшего единую унифицированную систему, основанную на уже зарекомендовавших себя западных, иностранные кинопроизводители находились в постоянном конкурентном поиске технических решений, наиболее коммерчески выгодных и в то же время обеспечивающих максимальные качество и зрелищность. Поэтому список систем, появлявшихся в 1950-х годах гораздо длиннее, чем советский. Здесь приведены не все существовавшие системы, потому что их очень много, и зачастую, отличия одной системы от другой не принципиальны или вообще отсутствуют. Это объясняется, в частности, невозможностью покупки оригинального оборудования стандарта «Тодд-АО», которое можно было получить только в аренду. Такое положение вещей заставляло кинокомпании разрабатывать свои вариации этого базового стандарта. Общая черта всех этих киносистем одна: использование кадра киноплёнки 65/70-мм с шагом в 5 перфораций, то есть 23,75 мм на позитиве .

С улучшением фотографического качества негативных киноплёнок большинство кинокомпаний стали отказываться от дорогостоящей съёмки на широкий формат. С середины 1970-х широкая плёнка используется, главным образом, для печати фильмокопий, а съёмка в большинстве случаев ведётся на 35-мм киноплёнку с анаморфированием или в сферическом формате « Супер-35 » с последующим оптическим увеличением ( англ. Blow-up ). Это позволяет удешевить съёмку, сохранив высокое качество экранного изображения за счёт световой эффективности проекторов с большим кадровым окном. Кроме того, шестиканальная магнитная фонограмма 70-мм фильмокопий значительно превосходит по звучанию одноканальную оптическую широкоэкранных.

После появления в начале 1990-х годов многоканальных цифровых оптических фонограмм на 35-мм фильмокопиях 70-мм киноплёнка практически ушла в том числе из кинопроката, где её сменили анаморфированные фильмы. Однако, в высокобюджетном кинематографе широкоформатная плёнка до сих пор используется, как промежуточный носитель для съёмки наиболее ответственных и трюковых сцен, особенно при работе по цифровой технологии Digital Intermediate . В настоящее время в широкоформатном кинопроизводстве используется единый международный стандарт SMPTE 0215-1995, основанный на использовании негативной киноплёнки шириной 65-мм с перфорацией Kodak Standard (KS-1866) . Стандарт предусматривает шаг кадра в 5 перфораций, размеры кадрового окна киносъёмочного аппарата 52,63×23,05 мм и частоту киносъёмки 24 кадра в секунду .

В зависимости от бренда применяемого киносъёмочного оборудования формат может называться «Панавижн Систем 65» или «Арри 765», но по сути соответствует стандарту SMPTE. Аналогичные стандарты существуют для форматов 65-мм негатива «Айверкс» и IMAX. Для 70-мм фильмокопий приняты три международных стандарта: SMPTE 0152-2003 для широкоформатных фильмов со стандартным кадром в 5 перфораций — 5/70, SMPTE 0420-2005 для формата «Айверкс» ( англ. Iwerks ) 8/70 и SMPTE 0419-2005 для формата IMAX 15/70 . Размер полезного кадра широкоформатного фильма 5/70 составляет 48,6×22 мм. Современные широкоформатные фильмокопии кроме аналоговой магнитной фонограммы оснащаются цифровой фонограммой DTS на отдельном оптическом диске , синхронизированном по временному коду . Приведённый ниже список киносистем отражает эволюцию широкоформатного кинематографа, пришедшего к современным стандартам.

Todd-AO и Dimension-150

Негатив, снятый по системе «Тодд-АО» и позитив, отпечатанный со специальным искажением для демонстрации на сильно изогнутом экране

Первой коммерчески успешной широкоформатной системой в 1955 году стала «Тодд-АО» ( англ. Todd-AO ), разработанная по инициативе одного из создателей «Синерамы» бродвейского бизнесмена и импресарио Майкла Тодда компанией «Америкен Оптикс» ( англ. American Optics ) . Он сформулировал пожелание всех голливудских продюсеров в требовании, которое он поставил перед разработчиками: «„Синерама“ из одного проекционного окна» .

Дальнейшим развитием «Тодд-АО» стала система «Дименшн-150» ( англ. Dimension 150 ), основанная на использовании сверхширокоугольных съёмочных объективов и полукруглого изогнутого экрана типа «Синерама», обеспечивавшего горизонтальный угол обзора до 150°, что отражено в названии . При оптической печати фильмокопий изображение трансформировалось, чтобы компенсировать неизбежные искажения при проекции на такой экран. Кадр фильмокопии был сужен в центре и увеличен по краям и имел подушкообразную форму. По такой системе было снято всего два фильма: «Библия» и «Паттон» , которые вышли в широкий прокат в традиционном «Тодд-АО» с показом в оригинальном виде лишь в нескольких специальных кинотеатрах.

MGM Camera 65 и Ultra Panavision 70

Рыночные названия форматов, применявших поперечный кадр 22 × 48,56 мм высотой в 5 перфораций на киноплёнке шириной 65-мм для негатива и 70-мм для печати фильмокопий. Отличие от формата «Тодд-АО» и аналогичных заключалось в использовании для съёмки и проекции анаморфотных объективов с коэффициентом анаморфирования 1,33× и 1,25× соответственно, которые давали на экране изображение с соотношением сторон 3:1 (MGM Camera 65) и 2,75:1 (Ultra Panavision) . Первоначально система «МГМ Камера 65» существовала как производственный формат для панорамной системы «Синерама» и первый фильм «Округ Рэйнтри» ( англ. Raintree County ), снятый в этой системе, перепечатывался на три плёнки и демонстрировался в кинотеатрах «Синерама» . Для съёмок была использована камера, созданная в 1930 году для 65-мм киноплёнки Realife, на которую устанавливали анаморфотные объективы, известные на рынке под брендом MGM Camera 65 . В том числе были выпущены проекционные объективы, предназначенные для показа на плоском экране, в отличие от сильно изогнутых экранов «Синерамы». Фильм « Бен-Гур », снятый в этом стандарте с соотношением сторон кадра 3:1, после выпуска на DVD , стал самым широкоэкранным фильмом за всю историю широкоэкранных релизов для домашнего просмотра.

Система «МГМ Камера-65» не получила широкого распространения из-за тяжёлой неудобной съёмочной аппаратуры и низкой совместимости в кинотеатрах, не приспособленных для неё . Фильмы, снятые в этом формате, печатались в анаморфированном 35-мм стандарте и соотношение 3:1 обрезалось до обычных 2,35:1 пансканированием . После съёмки двух фильмов от системы отказались в пользу «Ультра Панавижн 70» ( англ. Ultra Panavision 70 ). Отдельные эпизоды фильма « Как был завоёван Запад » (1962) снимались в этом формате, и затем при помощи оптической печати переведены в трёхплёночный формат «Синерама». Некоторые кинокартины, снятые в формате «Ультра Панавижн 70» отпечатаны с предыскажённым кадром для демонстрации на сильно изогнутых экранах по системе «Дименшн-150». В 2015 году, режиссёр Квентин Тарантино полностью снял свой восьмой фильм «Омерзительная восьмёрка» на негатив 65-мм с помощью камер и оптики «Ультра Панавижн 70». В мировой прокат было выпущено около 100 фильмокопий на плёнке 70-мм, поэтому компания The Weinstein Company заказала в Германии столько же анаморфотных проекционных насадок соответствующего стандарта .

Super Panavision 70 и Panavision System 65

Система «Супер Панавижн 70» ( англ. Super Panavision 70 ) использовала для изготовления негатива фильма киноплёнку шириной 65-мм с кадром в 5 перфораций высотой, но в отличие от «Ультра Панавижн 70», применяла сферические объективы, и конечное соотношение сторон кадра на экране в системе «Супер Панавижн 70» составляло 2,2:1. По сути, «Супер Панавижн 70» была копией формата «Тодд-АО» , отличаясь только использованием объективов собственной разработки компании «Панавижн» и разработанных ей же киносъёмочных аппаратов . Некоторые фильмы, снятые в этой системе, печатались с предыскажённым кадром для проекции на сильно изогнутый экран, как и первые фильмы «Тодд-АО». «Супер Панавижн 70» стала третьей коммерчески успешной системой после «Тодд-АО» и «Ультра Панавижн 70», использующей 65-мм негативную плёнку. В этом формате снято 17 фильмов, в том числе « Космическая одиссея 2001 года », « Моя прекрасная леди » и « Лоуренс Аравийский »

В начале 1990-х компания «Панавижн» выпустила на рынок обновлённую линейку киносъёмочной аппаратуры и оптики под брендом «Панавижн Систем 65» ( англ. Panavision System 65 ) или «Панавижн Супер 70» ( англ. Panavision Super 70 ). Технические параметры этого формата соответствуют современному стандарту SMPTE , предусматривая использование обновлённых сферических объективов. Формат используется до сегодняшнего дня для съёмки отдельных сцен фильмов в высоком разрешении. Некоторые современные фильмы полностью сняты в этом формате, например «Самсара» ( Samsara , 2011) , «Мастер» ( The Master , 2012) и другие.

Arri 765

Торговое обозначение 65-мм стандарта SMPTE , применяемое компанией « Arri » для своих широкоформатных киносъёмочных аппаратов с таким же названием. Основные параметры совпадают с форматом «Панавижн Систем 65», за исключением использования киносъёмочных объективов «Arri» и незначительно отличающихся размеров кадрового окна: 52,5 × 23 мм . Система используется до настоящего времени: последний известный фильм, снятый с использованием камер этого формата, а также формата «Панавижн Систем 65» — « Остров проклятых » Мартина Скорсезе , вышедший в прокат в 2010 году .

Superpanorama 70 (1962)

Также известен как MCS 70 , или MCS Superpanorama 70 — западноевропейский вариант форматов «Тодд-АО» и «Супер Панавижн 70» . Для съёмки использовалась негативная киноплёнка шириной 65-мм и сферические объективы, обеспечивая соотношение сторон кадра 2,21:1. На основе формата была разработана система Hi-Fi Stereo-70 для съёмки фильмов 3D , аналогичная советской « Стерео-70 », но с анаморфотными объективами и кадром 2,35:1. В настоящее время форматы не используются.

CinemaScope 55 (1956)

Экспериментальная широкоформатная система, использовавшая для съёмки негатива киноплёнку шириной 55,625 мм, размер кадра 36,32 × 46,32 мм и анаморфотную оптику . Конечное соотношение сторон кадра на экране составляло 2,55:1. Этот формат негатива изначально разрабатывался, как производственный , то есть непригодный для печати прокатных фильмокопий, но большой размер кадра негатива, превышающий по площади обычный « Синемаскоп » вчетверо, обеспечивал на мелкозернистой позитивной плёнке любого формата отличное качество изображения. Выбор ширины киноплёнки был продиктован наличием у кинокомпании уже существующего киносъёмочного аппарата, изготовленного в 1929 году для съёмки в ранних широких форматах .

Первым фильмом, снятым по этой системе, стала «Карусель», премьера которой прошла 16 февраля 1956 года в нью-йоркском кинотеатре «Рокси» . Эта и следующая кинокартины вышли в прокат на 70-мм плёнке в формате «Тодд-АО» или на 35-мм с анаморфированием . После первых двух фильмов производство было остановлено. В 2005 году картины сосканированы с оригинальных негативов 55-мм и отреставрированы .

Существовал прокатный 55-мм формат для печати совмещённых фильмокопий, который так и не увидел свет, оставшись техническим экспериментом. Он использовал плёнку той же ширины, что и негатив, но с другой перфорацией, отодвинутой от края плёнки . Негатив использовал кадр 46,32 × 36,32 мм в 8 перфораций по высоте, тогда как экспериментальный позитив — 6 для более узкого кадра 34,54 × 27,05 мм . На позитивную плёнку должна была наноситься шестиканальная магнитная фонограмма: по две дорожки с края плёнки и по одной — между перфорацией и изображением. Однако, не было отпечатано ни одной прокатной фильмокопии по такому стандарту из-за нежелания кинопрокатчиков переоборудовать кинотеатры.

Showscan

Система широкоформатного кинематографа, использующая киноплёнку 70-мм (65-мм для изготовления негатива) и отличающаяся от традиционных частотой киносъёмки и проекции 60 кадров в секунду . Система «Шоускан» ( англ. Showscan ), разработанная специалистом по спецэффектам Дугласом Трамбалом ( англ. Douglas Trumball ), обеспечивает плавную передачу движения, более характерную для видеозаписи с электронной камеры . Это важно для экрана больших размеров, на котором прерывистость движения особенно заметна . Широкого распространения не получила вследствие несовместимости с оборудованием большинства кинотеатров. Единственным фильмом, в котором часть сцен была снята по такой технологии, стал « Мозговой штурм », но большинство прокатчиков не захотели тратиться на новую технологию проекции, и картина шла в кинотеатрах в обычном виде . В дальнейшем технология применялась только для коротких роликов, предназначенных для аттракционов XD . Самым продолжительным из них стал «Волшебный шар» длительностью 42 минуты.

Iwerks и Dynavision

Формат «Айверкс» 8/70 или «Динавижн» ( англ. Iwerks, Dynavision ) основан на использовании поперечного кадра 70-мм киноплёнки размером 52,83×37,59 мм с шагом в 8 перфораций (38 мм) и соотношением сторон, близким к классическому . По разрешающей способности превосходит большинство широкоформатных киносистем и позволяет демонстрировать изображение на экранах Iwerks Extreme Screen , превосходящих по размеру широкоформатные. Однако, использование большого шага кадра требует специальной сложной кинопроекционной аппаратуры, поэтому формат применяется, главным образом для фильмокопий в сети киноаттракционов SimEx-Iwerks , рассчитанных на 3D и 4D кинопоказ и компьютерную анимацию . Формат вообще не использует магнитную фонограмму, нанесённую на киноплёнку, как остальные широкоформатные системы. Цифровая фонограмма DTS воспроизводится с отдельного оптического диска, синхронизированного с изображением по временному коду .

Спейсариум (Astrovision)

Сферорамная кинематографическая система 10/70, основанная на съёмке и проекции изображения на купольный экран при помощи объектива типа « рыбий глаз ». Для съёмки используется специальный киносъёмочный аппарат с квадратным кадром на 65-мм киноплёнке шагом в 10 перфораций . Фильмокопия печатается на киноплёнке 70-мм с таким же шагом, но кадром круглой формы. Единственный формат, не снабжённый звуковым сопровождением. Используется в японских планетариях.

IMAX

Наибольшей информационной ёмкостью из всех широкоформатных киносистем обладает формат IMAX .

Большой шаг кадра в 15 перфораций и его огромная площадь потребовали принципиально новых технических решений, не применявшихся до этого в кинематографе. Например, кинопроекторы IMAX вместо традиционного скачкового механизма оснащаются механизмом прерывистого перемещения плёнки «бегущая петля» .

См. также

Примечания

  1. Позитивная киноплёнка использует «длинный шаг» перфорации 4,75 мм в отличие от «короткого шага» негативной плёнки 4,74 мм
  2. 23,7 мм на негативной плёнке из-за «короткого» шага перфорации
  3. Такое обозначение отражает шаг кадра в перфорациях и ширину позитивной киноплёнки фильмокопии
  4. Правильно произносится, как «Алтра Панавижн», но в русскоязычных источниках пишется буквально: «Ультра Панавижн»

Источники

  1. , с. 25.
  2. , с. 43.
  3. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 12 мая 2012. Архивировано из 24 апреля 2012 года.
  4. , с. 105.
  5. , с. 3.
  6. (англ.) . The Letterbox and Widescreen Advocacy Page. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 16 апреля 2012 года.
  7. . Phantom Camera Products . Vision Research (2007). Дата обращения: 19 ноября 2012. Архивировано из 8 ноября 2012 года.
  8. , с. 5.
  9. , с. 7.
  10. , с. 56.
  11. (англ.) . Film Formats . Cinematographers. Дата обращения: 7 сентября 2014. 3 сентября 2014 года.
  12. , с. 26.
  13. , с. 11.
  14. , с. 547.
  15. , с. 45.
  16. , с. 42.
  17. Arthur Edison. (англ.) // American Cinematographer : журнал. — 1930. — No. 9 . 16 марта 2006 года.
  18. , с. 44.
  19. , с. 46.
  20. (англ.) . ANSI . Дата обращения: 21 августа 2012. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
  21. 39. Kodak . Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
  22. Вадим Рутковский. . Блог . журнал «Сноб» (8 января 2016). Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано из 16 августа 2016 года.
  23. . НИКФИ. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 4 декабря 2010 года.
  24. , с. 27.
  25. С. М. Проворнов. // Кинопроекционная техника. — Т. 1. — С. 111.
  26. . ГОСТ 11272—78 . Complexdoc.ru (17 августа 1978). Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 10 марта 2016 года.
  27. , с. 422.
  28. , с. 34.
  29. , с. 85.
  30. . КИНОПЛЁНКА: СПЕЦИФИКАЦИИ . Kodak . Дата обращения: 20 августа 2012. Архивировано из 7 апреля 2015 года.
  31. (англ.) . Association of cinema and video laboratories. Дата обращения: 20 августа 2012. Архивировано из 19 августа 2008 года.
  32. (англ.) . SMPTE Standards . SMPTE . Дата обращения: 20 августа 2012. 21 августа 2012 года.
  33. (англ.) . SMPTE Standards . SMPTE . Дата обращения: 20 августа 2012. 21 августа 2012 года.
  34. (англ.) . Todd-AO. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 15 марта 2012 года.
  35. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 28 мая 2012 года.
  36. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 17 августа 2012. Архивировано из 6 сентября 2012 года.
  37. , с. 35.
  38. Thomas Hauerslev. (англ.) . www.in70mm.com (2 апреля 2012). Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 17 мая 2012 года.
  39. , с. 30.
  40. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 17 августа 2012. Архивировано из 25 августа 2012 года.
  41. Thomas Hauerslev. (англ.) . www.in70mm.com (3 апреля 2012). Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 25 апреля 2012 года.
  42. , с. 51.
  43. Mark Magidson, Ron Fricke. (англ.) . in70mm (3 апреля 2012). Дата обращения: 20 августа 2012. Архивировано из 22 августа 2012 года.
  44. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 20 августа 2012. Архивировано из 19 мая 2012 года.
  45. (англ.) . Arri . Дата обращения: 20 августа 2012. Архивировано из 4 сентября 2012 года.
  46. Christian Appelt. (англ.) . in70mm (3 апреля 2012). Дата обращения: 20 августа 2012. Архивировано из 16 октября 2012 года.
  47. , с. 533.
  48. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 4 мая 2012 года.
  49. , с. 100.
  50. , с. 39.
  51. , с. 21.
  52. , с. 32.
  53. Schawn Belston. (англ.) . www.in70mm.com (3 апреля 2012). Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 5 апреля 2012 года.
  54. , с. 534.
  55. , с. 34.
  56. (англ.) . Film Formats . Cinematographers. Дата обращения: 7 сентября 2014. 12 января 2015 года.
  57. (англ.) . «Барбифильм». Дата обращения: 17 августа 2012. Архивировано из 24 июля 2009 года.
  58. Douglas Trumbull. (англ.) . in70mm (25 июня 1987). Дата обращения: 17 августа 2012. Архивировано из 19 августа 2012 года.
  59. . «Стереофото» (1 ноября 2006). Дата обращения: 18 августа 2012. Архивировано из 4 февраля 2010 года.
  60. , с. 67.
  61. , с. 88.
  62. , с. 33.
  63. Rene Sorensen. (англ.) . In70mm (3 апреля 2012). Дата обращения: 27 мая 2012. Архивировано из 27 июня 2012 года.

Литература

  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин. / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М.,: «Искусство», 1966. — 636 с. от 13 ноября 2014 на Wayback Machine
  • М. З. Высоцкий. Системы кино и стереозвук / Эйсымонт Л. О.. — М. : «Искусство», 1972. — 336 с. — 3500 экз.
  • Е. М. Голдовский . Принципы широкоформатного кинематографа / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 211 с.
  • Е. М. Голдовский . Глава III // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М.,: «Искусство», 1971. — С. 56. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский . Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М.,: Издательство Академии наук СССР, 1961. — 149 с.
  • Е. М. Голдовский . Проблемы панорамного и широкоэкранного кинематографа / Н. Д. Панфилов. — М. : «Искусство», 1958. — 188 с. — 5000 экз.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 25-34. — 440 с.
  • Е. А. Иофис . § 42. Разноформатные фильмокопии // . — 2-е изд. — М.,: «Искусство», 1980. — С. 194—200. — 239 с.
  • Иофис, Е. А. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М. : Советская энциклопедия , 1981. — С. 422. — 447 с.
  • Б. Н. Коноплёв . Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Н. А. Майоров. // «Мир техники кино» : журнал. — 2011. — № 2 (20) . — С. 43—52 . — ISSN .
  • Н. А. Майоров. // «Мир техники кино» : журнал. — 2014. — № 1 (31) . — С. 38—44 . — ISSN .
  • Н. А. Майоров. // «Мир техники кино» : журнал. — 2015. — № 1 (35) . — С. 31—40 . — ISSN .
  • Douglas C. Hart. Chapter2. Responsibilities of Camera Assistant // = The Camera Assistant: A Complete Professional Handbook (англ.) . — Waltham: «Focal Press», 1996. — ISBN 0-240-80042-7 .

Ссылки

  • (англ.) . widescreenmuseum.com. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 8 мая 2012 года.
Источник —

Same as Широкоформатный кинематограф