Чешский национальный банк
- 1 year ago
- 0
- 0
Чешский национальный костюм ( чеш. Český lidový kroj ) является важной частью чешской культуры. Его можно разделить на две большие группы: западный стиль в Богемии и средней Моравии и восточный стиль в Моравии и Силезии . В обоих регионах зимнюю одежду делали из шерсти и льна, а летнюю одежду — из лёгких тканей, в частности из шелка. Женский традиционный наряд состоит из двух фартуков, спереди и сзади, и белой блузки. Типичный национальный мужской костюм состоит из длинных штанов и свободного жакета.
В XV веке, во время крепостного права , крестьянам было запрещено носить одежду из дорогих материалов, таких как шелк и бархат , поэтому они носили очень простую одежду. В XVI веке началось развитие текстильных и швейных технологий, поэтому наряды начали становиться более сложными и разнообразными.
С XVIII века усиливается влияние городского костюма, особенно на западе Чехии.
Современная повседневная одежда чехов не отличается от таковой в других странах. Процесс перехода от традиционной на современную одежду произошел в промежутке от второй половины XIX века до середины XX века, в связи с массовым оттоком селян в города. В зависимости от места он протекал разными темпами. Прага , как крупнейший город, перешёл на современную одежду первым в Чехии, а жители малых сел в Богемии и Моравии зачастую до сих пор носят традиционную одежду, наиболее тщательно одевают детей. В период интербеллума праздничный народный костюм сохранялся в Моравской Валахии, в окрестностях Брно , и у ходов . Даже после перехода на современную одежду женщины ещё долго носили косынки и платья с широкими юбками, а мужчины до сих пор сохраняют элементы чешского народного костюма в виде шляп, кепок и сапог. Хотя традиционные национальные костюмы и вышли из повседневного обихода, но они являются неотъемлемым атрибутов ансамблей народной музыки, а во многих местах их надевают по праздникам.
Жители Пльзеня и окрестностей носили традиционный наряд до конца XIX века. Женщины носили несколько слоев тонких юбок (их число могло доходить до 24-х), которые являются отличительной чертой этого костюма. Головным убором служил чепец с очень широкими «крыльями» по бокам. В основном одежду шили из хлопка и украшали лентами. Также надевали шелковый шарф, который завязывали у груди.
В историческом регионе ( Южная Чехия ) одежда зависела от возраста того, кто её носил. Типичная одежда молодого парня состояла из короткого жакета, узких брюк и высоких сапог . Женатые мужчины носили вместо жакетов долгополые кафтаны ( чеш. kabat ). Женские костюмы для молодых и старших женщин тоже отличались. Незамужние девушки. Замужние женщины носили длинные юбки, которые показывали их статус, а на голове — белую повязку или чепец.
Помимо сапог, в качестве обуви носили поршни ( чеш. krpce ), надевавшиеся поверх красных или белых чулок, а зимой или в ненастную погоду — деревянные башмаки ( чеш. dřeváky ) из цельного куска дерева. Поршни были распространены прежде всего в горных районах. В областях, где также проживали немцы, как например, Пошумавье ( чеш. Pošumaví , область в долине Шумавы на чешско-немецко-австрийском пограничье) или северная и южная окраина Богемии, носили нейшле или нейшлаки ( чеш. nejšle, nejšláky, mejšle, mejšláky ) — башмаки с кожаным верхом и деревянной подошвой. Название нейшлаков происходит от диалектного нем. Nöischla — «обувь» (лит. нем. Noschen, Nuschen является жаргонизмом ) . В свою очередь немцы называли нейшлаки «богемскими башмаками» ( нем. Böhmerschuhe ) .
В исторической области Блата ( чеш. Blata ) на юге Богемии женская одежда отличалась яркой цветной вышивкой.
Под влиянием городского костюма у богемских крестьянок появляется шаль , завязываемая на груди, а также корсет ( чеш. snerovacka ) и безрукавка-лиф ( чеш. zivutek ), поршни заменяются ботинками.
Жители Чешско-Моравской возвышенности одевались проще. Молодые парни носили короткие рубашки, а самым ярким элементом традиционной мужской одежды была шуба.
Неотъемлемой особенностью моравских костюмов является женский присборенный и накрахмаленный ворот, украшающийся кружевами, восходящий к горгере ( чеш. okruží , он же «мельничный жернов») — воротнику, бывшему в моде у мужчины в XVI-м веке.
Одним из самых красочных вариантов моравского народного костюма является праздничный костюм Подлужья ( чеш. Podluží ) — области, расположенной на самом юге Моравии.
В этнографическом регионе Гана народные костюмы показывали профессию того, кто их носил. Одежду тёмных простых цветов носили рабочие люди. Женщины носили длинные платья или длинные юбки подпоясанные ремнем ( чеш. oplicko ) и короткие жакеты с высоким воротником. Также для женщин- ганачек был характерен красочный шарф, который носится в особых случаях ( чеш. uvodnice ). Как и во многих других районах Чехии, были популярны белые, или иногда черные или желтые, шерстяные шубы. В сельской местности вблизи города Брно мужчины носили узкие брюки ( чеш. cervenice или чеш. nohovice ), сделанные из жёлтой кожи. В прохладную погоду мужчины носили длинную белую свиту , которая менялась на чёрную в более холодную погоду. На праздники и фестивали надевали накидки с широкими и собранными воротниками. Также на праздничном наряде была желтая, белая или черная вышивка.
В горах Моравии также носили поршни, где они вышли из употребления лишь в середине XX века. Поршни в Моравии носились под грубые и низкие чулки из валяной шерсти ( чеш. kopytca ). В равнинной Моравии носили сапоги и онучи.
В Силезии существовало три типа народного костюма: в равнинных областях женщины и мужчины носили одежду, сходную с богемской; у Тешина женщины носили юбки, соединенные с вышитым золотыми нитями лифом и серебряные пояса; в горах носили такую же одежду, что и в Моравской Валахии.