Interested Article - Венера Прародительница (скульптура)

Венера Прародительница , Афродита в садах ( лат. Venus Genetrix , др.-греч. Ἀφροδίτη ἐν κήποις ) — тип античной статуи , атрибуция которой вызывала в истории искусствознания долгие споры.

Иконография «Афродиты в садах», история открытия и атрибуции

Представляет собой изображение богини любви Афродиты , у римлян Венеры , в изящном движении примеряющей на себя ионийский хитон без рукавов — одеяние древнегреческой невесты. В левой руке богиня держит яблоко, дар Париса . «Тонкий прозрачный хитон не скрывает прекрасного тела, откровенная чувственность в трактовке формы, слегка манерная поза говорят о том, что перед нами не Афродита Урания, а Афродита Пандемос» . Различия в иконографии Афродиты Урании (Небесной) и Афродиты Пандемос (Всенародной) сложились в период ранней древнегреческой классики .

Образ «Афродиты в садах» трактуют в качестве аллегории плодородия и вечной весны, но это не связано с её названием, достаточно условным. Одну из реплик статуи обнаружили в предместье Афин, «в садах» за городскими стенами. Другое повторение украшало фонтан Афинской Агоры , теперь оно хранится в Музее Агоры. Судя по количеству реплик, это произведение было не менее прославленным, чем « Афродита Книдская » Праксителя . Несохранившийся бронзовый оригинал статуи приписывали скульптору Алкамену Младшему , ученику прославленного Фидия , и считали выполненным во второй половине V в. до н. э., полагая при этом, что было два Алкамена: Старший и Младший . Павсаний также сообщает, что в Афинах, в «Садах» (юго-восточном предместье Афин), «недалеко от храма» находится «самое прекрасное произведение Алкамена» .

Однако стиль статуи, даже по сохранившимся повторениям, можно считать мало соответствующим стилю школы Фидия. Так, например, утверждал А. Фуртвенглер . Поэтому со временем «Афродиту в садах» стали считать произведением Алкамена Младшего, однако существование этого скульптора также остаётся недоказанным. В настоящее время большинство исследователей склоняется к версии, что бронзовый оригинал статуи создал в 420—410 годах до н. э. афинский скульптор Каллимах .

Самая известная римская реплика, статуя из паросского мрамора высотой 1,64 м, датируемая концом I века до н. э. — началом I века н. э., хранящаяся в парижском Лувре , была найдена в городе Фрежюс на юго-востоке Франции в 1650 году. Многие части: шея, левая рука, пальцы правой руки, плинтус и детали драпировки этой скульптуры — результат современной реставрации. С 1678 года скульптура находилась во дворце Тюильри и была перевезена оттуда в парк Версаля около 1685 года. Находится в Лувре с 1803 года. Эту статую идентифицируют как искомую статую Афродиты ἐν κήποις мастера Алкамена .

Многие варианты статуи находятся в разных европейских музеях, в том числе в Капитолийском музее «Чентрале Монтемартини» в Риме, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Детройтском институте искусств , Музее Пола Гетти в Калифорнии, Королевском музее Онтарио в Торонто (Канада).

Еще одна римская копия статуи высотой 2,14 м (с чужеродной головой) находилась в коллекции Джан Пьетро Кампана , маркиза ди Кавелли, при распродаже которой в 1861 году она была приобретена для петербургского Эрмитажа . Другая статуя работы мастера неоаттической школы I в. до н. э. была приобретена в Италии для коллекции российского императора Павла I . Статую установили в «Руине» в Павловском парке. Уцелевший фрагмент (без рук и головы) обнаружен в 1919 году при раскопках парка. Ныне также хранится в петербургском Эрмитаже .

Венера Прародительница

К типу древнегреческой «Афродиты в садах», без сомнения, восходит древнеримская иконография Венеры Прародительницы — легендарной основательницы патрицианского рода Юлиев , к которому принадлежал император Гай Юлий Цезарь .

В ночь перед решающим сражением при Фарсале в 48 году до н. э. Юлий Цезарь поклялся в случае победы посвятить храм в Риме богине Венере. После победы в этой битве Юлий Цезарь стал римским диктатором на 10 лет. Позднее сенат присвоил ему этот титул пожизненно. В исполнение своей клятвы Цезарь построил обещанный Храм Венеры-Прародительницы на Форуме Цезаря в Риме. Создавая этот храм и культ Венеры , Цезарь утверждал, что его собственные гены происходят от богини через Юлуса , сына Энея .

В целле храма находилась культовая статуя, созданная, по свидетельству Плиния со слов Варрона , скульптором Аркесилаем . Похожая, но также несохранившаяся, статуя с именем Сабина, изображена на реверсе (оборотной стороне) римского денария с надписью «VENERI GENETRICI» и изображением Вибии Сабины на аверсе (лицевой стороне). Иконографический тип статуи Аркесилая, имеющий многочисленные мраморные и бронзовые реплики, был идентифицирован как Venus Genetrix Эннио Висконти в его каталоге папских коллекций Музея Пио Клементино Ватикана . Эта статуя дополнена головой римского портрета Сабины .

Примечания

  1. Власов В. Г. . Афродита в садах // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 564
  2. Павсаний. Описание Эллады: В 2 т. М.: Ладомир, 1994. — Т. 2. — С 350 (IX, 16: 3—4)
  3. Платон. Собр. Соч.: В 4 Т. М.: Мысль, 1993. — Т. 2. — С. 89—94
  4. Чубова А. П., Конькова Г. И., Давыдова Л. И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. — Л.: Искусство, 1986. — С. 111
  5. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 68 (XXXIV, 72); С. 118 (XXXVI,16—17), С. 645 (примечания Г. А. Тароняна)
  6. Павсаний. Описание Эллады: В 2 т. — М.: Ладомир, 1994. — Т.1. — С. 53 (I, 19: 2)
  7. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. — М.: Наука, 1972. — С. 227—228 (примечание 82)
  8. Полежаева К. О. К проблеме атрибуции статуи Афродиты ἐν κήποις мастера Алкамена // Артикульт. — 2020. — Июль-сентярь (т. 039, № 3—2020). — С. 47—55. — URL: от 23 апреля 2021 на Wayback Machine
  9. Appian. Bellum Civile ii.102 (these were noted in Dorothy Kent Hill. Venus in the Roman East) // The Journal of the Walters Art Gallery 31/32, (1968/1969:6-12) p. 6 note 1
  10. Плиний Старший. С. 109 (XXXV, 156)
  11. Cornelia G. Harcum. A Statue of the Type Called the Venus Genetrix in the Royal Ontario Museum // American Journal of Archaeology 31.2. — April 1927, p 144

Литература

  • Charles Waldstein. Pasiteles and Arkesilaos, the Venus Genetrix and the Venus of the Esquiline , The American Journal of Archaeology and of the History of the Fine Arts, Vol. 3, No. 1/2 (Jun., 1887), pp. 1-13.
  • Cornelia G. Harcum. A Statue of the Type Called the Venus Genetrix in the Royal Ontario Museum , American Journal of Archaeology, Vol. 31, No. 2 (Apr.-Jun., 1927), pp. 141—152.

Ссылки

Источник —

Same as Венера Прародительница (скульптура)