Фарнезе, Алессандро (герцог Пармский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Салимбене Пармский ( итал. Fra Salimbene de Adam da Parma , лат. Salimbene Parmensis ; 9 октября 1221 , Парма — около 1287 или 1288 , Монтефальконе близ Сан-Поло-д’Энца в Реджо-нель-Эмилия ) — итальянский хронист, монах - францисканец , автор прозаической «Хроники» ( лат. Cronica ), охватывающей период с 1168 по 1287 год.
Родился 9 октября 1221 года в Парме в семье Гвидо ди Адама, выходца из знатной городской семьи Гренони, в молодости принимавшего участие в четвёртом крестовом походе под знамёнами Балдуина Фландрского , и Юмельды ди Кассио . Мать отличалась религиозностью, вступив в зрелом возрасте в орден клариссинок , женское ответвление ордена францисканцев .
В детстве получил имя Балиана из Сидона, но в семье традиционно звался Оньибене ( итал. Ognibene ) . 4 февраля 1238 года, несмотря на противодействие отца, вступил по примеру старшего брата в орден братьев-миноритов в монастыре в Фано . В Читта-ди-Кастелло встретил монаха своего ордена, убедившего его сменить амбициозное имя Оньибене на более скромное Салимбене . Был лично знаком с одним из виднейших учеников Св. Франциска Ассизского .
Много путешествовал по Италии и Франции, занимаясь самообразованием, в частности, в 1239—1241 годах жил в Лукке , в 1241—1243 годах в Сиене , а в 1243—1247 годах в Пизе . Затем, после краткого пребывания в Кремоне , вернулся в родную Парму, осаждённую войском императора Священной Римской империи Фридриха II , откуда направлен был в Париж , чтобы получить поддержку от короля Франции Людовика IX .
1 ноября 1247 года в Лионе был принят римским папой Иннокентием IV , в декабре того же года в Вильфранше встречался с францисканским миссионером Джованни Плано Карпини , посетившим годом ранее Монгольскую империю , а зимой 1248 года посетил бенедиктинское аббатство Сен-Жермен в Осере , где его удостоил аудиенции король Людовик. Затем отправился в Прованс , сначала в Арль , потом в Экс-ан-Прованс , после посетил Йер , Марсель и Тараскон , откуда перебрался в Геную , где был рукоположён в священники. Вернувшись из Генуи во Францию, 28 февраля 1249 года встречался в Авиньоне с генералом ордена францисканцев Джованни ди Пармой. Вернувшись в Италию через Савойю , обосновался на 7 лет в Ферраре (1249—1256) , занявшись наукой и литературными трудами. Между 1256 и 1258 годами пребывал в Реджо-Эмилии , где встречался с известным францисканским богословом , а также Пьяченце и Модене .
В последние годы жизни, вероятно, продолжал свои странствия, направления которых, из-за его собственных противоречивых указаний, не всегда возможно точно определить. Известно лишь, что весной 1261 года он был в Болонье , после побывал в Римини , на рождество 1265 года посетил Фаэнцу , а в 1265—1266 годах находился в Равенне . В неустановленное время был также в Ассизи , Перудже , Вероне , в 1270 году в Имоле , а в 1273—1274 годах вновь в Фаэнце .
Несмотря на формальный отказ от мирских благ и проповедь нестяжательства, являлся, по-видимому, обеспеченным человеком, хотя не занимал в своём ордене никаких значительных постов. Остаётся открытым вопрос о том, лишил ли его наследства умерший около 1245 года отец, недовольный вступлением своих детей в нищенствующий орден. В своей хронике он, в частности, упоминает селение Альбо, или Гайнаго, в окрестностях Пармы, в котором у него когда-то «было немало владений».
Около 1283 года он вернулся в Реджи-Эмилию , и не позже 1287 года осел в местном монастыре Монтефальконе, где вскоре и умер .
Практически всю информацию о знаменитом хронисте и историке сегодня можно извлечь лишь из его собственных сочинений, в документах он единожды упоминается лишь под 1254 годом, в качестве одного из присутствовавших на пострижении в монахини Беатриче д’Эсте, дочери правителя Феррары Аццо VII .
В своей «Хронике», охватывающей события 1167 — 1287 годов , которую он начал составлять в 1282 году на разговорной латыни , чрезвычайно далёкой от классической , Салимбене не только отразил как очевидец внутрицерковную борьбу и соперничество между монашескими орденами, но и различные факты мирской жизни своего времени, прежде всего в Италии, отчасти — во Франции . Он описал многие военные, политические события и социальные конфликты, например, войну крестоносцев с Саладином и третий крестовый поход (1189—1192), учреждение орденов францисканцев (1209) и доминиканцев (1216), осаду Пармы императором Фридрихом (1247—1248), восстание «пастушков» во Франции (1250—1251), движение флагеллантов в Модене , появление секты «апостольских братьев» Сегарелли в Парме (1260), смерть короля Людовика Святого в Тунисе (1270), «Сицилийскую вечерню» (1282) и пр. Многие из упоминаемых им исторических лиц, в частности, король Генрих III Английский , военачальник Эццелино III да Романо , кардинал Оттавиано Убальдини , граф Гвидо да Монтефельтро , юрист и дипломат Пьетро делла Винья , прорицатель Бенвенуто Асденте из Пармы, или гибеллин Тебальделло Замбрази из Фаэнцы, являются персонажами «Божественной комедии» Данте .
От пристального внимания любознательного и начитанного хрониста не ускользают ни личные качества и памятные деяния выдающихся современников, ни церковные праздники, ни религиозные пророчества , ни архитектурные сооружения, ни кулинарные рецепты, ни цены на продукты, ни вопросы женской нравственности и благочестия клириков, ни народные легенды и предания, ни небесные знамения, ни природные явления, ни неурожаи, ни эпидемии , вплоть до разразившегося в 1285 году в Парме кошачьего мора. С увлечением описывает он и различные раритеты, такие как памятная серебряная медаль , посвящённая жителями Пармы Деве Марии в благодарность за снятие осады с города, драгоценная корона и зверинец германского императора, или же деревянный кубок , доставленный Карпини из Монголии в качестве дара французскому королю .
Являясь сторонником апокалиптических и хилиастических учений известного философа-мистика Иоахима Флорского (ум. 1202), с трудами которого познакомился ещё в 1245 году в Пизе, а затем в 1248 году в Йере, Салимбене осуждает как острые противоречия в католической церкви, так и борьбу гвельфов и гибеллинов , а также постоянное соперничество Генуи и Пизы . Будучи патриотом Ломбардии и приверженцем папской власти , он резко осуждает политику Фридриха II, считая его воплощением смертных грехов .
Помимо сочинений Иоахима Флорского, Салимбене пользовался такими источниками, как «Всемирная хроника» ( лат. Chronica Universalis ) Сикарда епископа Кремонского , «Книга о временах и летах» Альберто Милиоли из Реджо, «Хроника пап и императоров» Мартина Опавского , а также утраченными городскими анналами Пармы . Совсем не пользуясь архивными документами, он также брал необходимую информацию из «Схоластической истории» Петра Коместора , «Золотой легенды» Иакова Ворагинского и «Великого зерцала» Винсента из Бове . Но основную информацию, он, несомненно, черпал из личных впечатлений во время своих многолетних путешествий, сопровождавшихся общением с видными политическими, церковными и учёными деятелями своего времени. Приводя назидательные примеры, он цитирует Иеронима Стридонского , Аврелия Августина , Павла Орозия , Павла Диакона и др. классиков.
В «Хронике» Салимбене нашли отражение новые тенденции, связанные с развитием городской жизни, и присутствует заметный автобиографический элемент, что сближает её с позднейшей мемуарной литературой и делает выдающимся памятником итальянской предренессанской историографии. По словам хрониста, одним из возможных адресатов и благодарных читателей его труда являлась образованная племянница Агнесса, дочь его брата Гвидо, монахиня- клариссинка .
По мнению отечественного исследователя средневековой культуры П. М. Бицилли , монашеская «автобиография» Салимбене органично вырастает из рыцарской семейной хроники, и, излагая генеалогию своего рода, он незаметно для самого себя плавно переходит к автобиографическому жанру, что отражает проявлявшуюся в литературе его эпохи тенденцию смещения от общего к индивидуальному . Рассказывая о поражении в 1229 году пармской коммуны в войне с Болоньей , дотошный францисканец случайно упоминает гибель в ней своего двоюродного дяди, что позволяет ему далее сообщить об остальной родне, попутно прояснив кое-какие детали своего прошлого . Ссылки на собственное присутствие в упоминаемом месте или при описываемых событиях не служат у Салимбене нравоучительным задачам, а лишь подтверждают достоверность и точность сообщений его как очевидца. «Именно необходимость придать изложению мемуарный характер, — справедливо отмечает П. М. Бицилли, — открыла ему, так сказать, дверь для автобиографического элемента, и последний вторгается в его хронику в гораздо большей степени, чем это было нужно» .
Творчеству Салимбене, практически лишённого как семейных, так и местнических привязанностей, в определённой степени присущи нравственный нигилизм , пессимизм и эгоцентризм , характерные для многих его современников, живших в критическую эпоху ожидания очередного «конца света» , приуроченного многими к 1260 году, объявленного Иоахимом Флорским началом «эпохи Святого духа », когда на фоне всеобщей неврастении и повышенной эмоциональности обострялась восприимчивость и наблюдательность в отношении индивидуальной человеческой личности .
С другой стороны, не вызывает сомнений, что сочинение Салимбене, значительную часть своей жизни провёдшего в странствованиях по родной стране и за её пределами, не лишённого религиозных предрассудков, но обладавшего широким кругозором и сумевшего определённым образом возвыситься над характерным для его современников-хронистов местным патриотизмом, ярко свидетельствует о зарождении общеитальянского национального чувства, нашедшего своё воплощение в творчестве Данте . Так, рассказывая о морском сражении 1284 года между пизанцами и генуэзцами, хронист с горечью констатирует: «Ибо кто без печали и великого плача может рассказывать и даже думать о том, как эти два прославленных города, из которых к нам, итальянцам, приходило столько всяческих благ, разрушили друг друга единственно из честолюбия, тщеславия и суетного искания славы, в которой они хотели превзойти друг друга, как будто моря не хватает всем плавающим по нему» .
Впервые «Хроника» Салимбене была частично (без первой книги) опубликована в 1857 году в Парме историком Антонио Бертани, использовавшим копию рукописи из Апостольской библиотеки Ватикана и допустившим немало ошибок . Заново отредактированное издание выпущено было в 1905—1913 годах в Ганновере и Лейпциге немецким филологом в XXXII томе « Monumenta Germaniae Historica » . Одно из лучших изданий оригинального латинского текста подготовлено было в 1942 году в двух томах в Бари и в 1966 году там же переиздано под редакцией Джузеппе Скалиа.
В 2004 году научным издательством «Российская политическая энциклопедия» выпущен в свет первый научный перевод хроники на русский язык, подготовленный В. Д. Савуковой, И. С. Култышевой, С. С. Прокопович и М. А. Таривердиевой по итальянской публикации Дж. Скалиа 1966 года, сверенной с немецким изданием О. Холдер-Эггера 1905—1913 годов.
Также Салимбене является автором полемического трактата «Двенадцать злодейств императора Фридриха II» ( лат. XII scelera Friderici imperatoris ), изобилующего цитатами из библейских текстов.