Interested Article - Анты (архитектура)

Сокровищница афинян в Дельфах. 490—489 г. до н. э.

Ант , анта или а́нты ( лат. antae — «прихожая, передняя» ) — в древнегреческой архитектуре — выступы продольных (боковых) стен на переднем фасаде храма, обрамляющие вход и выполняющие функцию опоры антаблемента или карниза треугольного фронтона . Анты обрабатывали в форме столбов (пилонов) квадратного сечения и этим они отличались по форме от одной, двух (дистиль), трёх или четырёх колонн, располагавшихся в середине .

Храм (дистиль) в антах. План

Прототипом такой композиции считается углубление между выступами боковых стен, оформляющее вход в архаическом мегароне — жилом доме крито-микенской эпохи . Позднее такое углубление стали называть продомосом ( др.-греч. πρόδομος — перед домом, передняя), а затем пронаосом . В отличие от поддерживающих колонн или столбов, анты являются непосредственным продолжением стен храма . Своим происхождением они обязаны вертикально поставленным брёвнам в ранних, примитивного типа, древнегреческих дворцах и храмах , например дворце в Тиринфе .

В архаических постройках анты придавали необходимую прочность всей конструкции в качестве несущих элементов деревянных балок перекрытия . Основная тяжесть перекрытия приходилась не на стены , сложенные из необожжённого кирпича , а на вертикальные столбы . Позднее, по мере укрепления каменной кладки, анты превратились в оформление входа. Они придавали зрительную цельность зданию при взгляде с угла.
Применение антов в качестве угловых опор на переднем и заднем фасадах античного храма дало название типу здания: храм в антах. Древнеримский архитектор Витрувий в своём трактате « Десять книг об архитектуре » (13 г. до н. э.) привёл греческое название такого типа построек: ( др.-греч. ναος εν παραστασιν наос , стоящий возле) . Римляне называли такие постройки: лат. templum in antis .

Храм Геры в Олимпии (650—600 годы до н. э.), согласно реконструкциям, был дорическим храмом с пронаосом и двумя колоннами по середине главного фасада , а выступы боковых стен образовывали анты. Знаменитое в истории архитектуры здание Сокровищницы сифносцев в Дельфах (VI век до н. э.; реконструкция в парижском Лувре ) представляет собой храм в антах с двумя кариатидами в центре главного фасада. Подобную композицию имела, согласно имеющимся реконструкциям, и Ликийская гробница (Малая Азия, IV век до н. э.).

Производной от дорийского храма в антах является композиция так называемого аттического ордера . Считается, что такое название дал Плиний Старший . В аттическом ордере угловые опоры являются антами, а в центре фасада находится ещё один столб квадратного сечения с особенной «клювообразной» капителью, которая оформляется ионическим киматием (профилированным пояском с иониками ). Антаблемент такого ордера обычно не имеет ни триглифов с метопами на фризе, ни мутул на карнизе. Иногда такую композицию называют: антовый портик . Она была распространена в Аттике и на о. Делос в VI—IV веках до н. э. В аттическом ордере был построен Арсенал в Пирее (346—328 годы до н. э.) и памятник Фрасила в Афинах (вторая половина IV века до н. э.), фрагменты которого хранятся в Британском музее в Лондоне . Имеется графическая реконструкция памятника Фрасила, сделанная в 1753 году Дж. Стюартом «Афинским» .

См. также

Примечания

  1. (англ.) . www.merriam-webster.com. Дата обращения: 14 июля 2019. 14 июля 2019 года.
  2. Власов В. Г. . Ант // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 301
  3. Марк Витрувий Поллион. Десять книг об архитектуре. — М.: КомКнига, 2005. — С. 53—54. (Кн. 3; Гл. 2; 1—8)
  4. Власов В. Г. . Аттический ордер // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 528
  5. Шуази О. История архитектуры. В 2-х т. — Том первый. — М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. — С. 288—289. — URL: от 16 июля 2020 на Wayback Machine
Источник —

Same as Анты (архитектура)