Interested Article - Отто, Рудольф
- 2021-05-16
- 1
Рудольф Отто ( нем. Karl Lui Rudolf Otto , 25 сентября 1869 , Пайне — 6 марта 1937 , Марбург ) — немецкий евангелический теолог , религиовед , феноменолог .
Биография
Родился в многодетной семье немецкого фабриканта. Уже в начальной школе мечтал стать пастором. Окончил гимназию в Хильдесхайме , учился в университетах Эрлангена и Гёттингена . Защищал диссертации по Лютеру и Канту . В 1897 году стал профессором в Гёттингене . В 1906 году стал экстраординарным профессором , а с 1910 года почётным доктором Гиссенского университета . С 1914 года — ординарный профессор Вроцлавского университета , с 1917 — в семинарии Марбургского университета . Читал лекции за рубежом ( Швеция , США ). В 1913 — 1918 гг. — депутат Прусского ландтага . Основал «Союз религиозного человечества».
После путешествия на Восток в 1927 — 1928 гг. глубоко заинтересовался индуизмом . В 1929 году ушёл в отставку. В октябре 1936 года упал с башни более чем 20-метровой высоты, получил серьёзные травмы (распространялись слухи о попытке самоубийства). Через несколько месяцев умер от воспаления лёгких.
Учение
Рудольф Отто стал родоначальником западной феноменологии религии , после того как написал в 1917 году книгу «Священное». В ней он пытается объяснить феномен священного, конструируя особые понятия. Избегая немецкого слова «göttlich» («священное»), перегруженного различными смыслами, он вводит понятие « нуминозное » (от лат. «божество»). По мнению Отто, понятие «святое» утратило в современных европейских языках некоторое ощущение «избытка», которым оно было нагружено в древних языках. Отто предпринимает попытку вычленения этого «избытка» путём исключения из понятия «святое» морального и рационального компонентов. Оставшийся иррациональный компонент Отто называет «нуминозным».
Сущность святого находится в нуминозном, а встреча человека с нуминозным происходит в чувстве благочестия. Фактором, обусловливающим нуминозное, выступает наличие в нём тайны. Поэтому опыт на котором основываются все религии — это опыт «присутствия тайны». Соответственно выстраивается схема основных форм ощущения святого в религиозном опыте:
- Чувство тварности ( нем. Kreaturgefϋhl )
-
Мистический ужас (
Mysterium tremendum
), который делится на моменты:
- ужаса ( Tremendum )
- величия ( Majestas )
- божественной энергии ( Energicum )
- тайны ( Mysterium )
- Восхищение ( Fascinans )
- Священное как нуминозная ценность ( Sanctum als numinoser Wert )
Труды
- «Натурализм и религия» («Naturalistische und religiöse Weltansicht», 1904 )
- «Философия религии И. Канта и Я. Фриза и её применение в теологии» («Kantisch-Fries’sche Religionsphilosophie und ihre Anwendung auf die Theologie», 1909 )
- «Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным» (Das Heilige. Über das Irrationale in der Idee des Göttlichen und sein Verhältnis zum Rationalen, 1917 )
- «Вишну-Нараяна» («Vischnu-Nârâyana», 1917 )
- «Сиддханта Рамануджи» («Siddhânta des Râmânuja» ( 1917 )
- «Индуизм и христианство» («Die Gnadenreligion Indiens und das Christentum», 1930 )
- «Das Gefühl des Überweltlichen» ( 1931 )
- «Восточный и западный мистицизм» («West-Östliche Mystik; Vergleich und Unterscheidung zur Wesensdeutung», 1932 )
- «Божество и божества арийцев» ( 1932 )
- «Царство Божие и Сын Человеческий» («Reich Gottes und Menschensohn», 1934 )
Наиболее известна его книга « Священное », она переведена более чем на 20 языков мира. В центре её — восходящее к Канту понятие нуминозного как абсолютно иного. Через книгу проходит систематическое сопоставление мистического опыта Запада ( Мейстер Экхарт , Генрих Сузо , Эрнст Ланге , Герхард Терстеген ) и Востока (мусульманского, индуистского, буддистского).
Влияние
Оказал глубочайшее влияние на весь корпус гуманитарных дисциплин XX в. от антропологии и этнографии ( Мирча Элиаде ) до богословия ( Пауль Тиллих , Ханс Йонас ). К идеям Отто обращались Эрнст Кассирер , Мартин Хайдеггер , Макс Шелер , Эрнст Юнгер , Ханс-Георг Гадамер , нидерландский теолог Герард ван дер Леув .
Критика
Рудольфа Отто обвиняли в психологических нонсенсах , философских противоречиях, теологической предвзятости и религиоведческих несоответствиях.
Так, введение понятия «нуминозное» вызвало неоднозначную оценку у религиоведов. в работе «Святое у древних германцев» ( 1942 ) подверг резкой критике изначальную невыводимость, иррациональность и внеморальность понятия «святое». Эту критику поддержали Ф. Фейгель, А. Лемэтр и Р. Дэвидсон .
Наиболее острой критике Рудольф Отто подвергся со стороны таких философов, как Ф. Фейгель, Д. Гейсер и П. Шмидт, которые обвинили его в неправомерной психологизации трансцендентальной философии И. Канта , а именно в интерпретации трансцендентальной апперцепции как основания души и мистической интуиции .
В. Бэтке в обширной монографии «Святое в древнегерманском» отмечает, что у Р. Отто, как и у большинства классиков феноменологии религии, понятия «святое» синонимично понятию «сила» в гетерогенной теории генезиса религии, дискредитировавшей себя, прежде всего с позиции сравнительно-исторического исследования святого .
По мнению религиоведа М. А. Пылаева, многие из фундаментальных положений Рудольфа Отто не укладываются в парадигму современного научно-психологического знания. Такие моменты опыта святого, как совершенная инаковость, чувство тварности, непосредственная данность, нередуцируемость, никак нельзя назвать научно верифицируемыми в рамках психологии, а скорее зиждутся на исторически определенной онтологии (философской и теологической) .
Примечания
- ↑ Boozer J. S. Einleitung // Otto R. Aufsätze zur Ethik. — Mϋnchen, 1981. S. 13, 15.
- ↑ Пылаев М. А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии. — М., 2011. С. 37; 38; 42.
Литература
- В. И. Гараджа . // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Пылаев М. А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии. — М., 2011.
- Robert F. Davidson’s Rudolf Otto’s Interpretation of Religion — Princeton, 1947.
- Wach J. Rudolf Otto and the Idea of of the Holy. // Wach’s Types of Religious Experience: Christian and Non-Christian — Chicago, 1951. P. 209—227.
- Meland B. Rudolf Otto // A Handbook of Christian Theologians — Cleveland, 1965. P. 169—191.
- John P. The Relation of the Moral and the Numinous in Otto’s Notion of the Holy // Religion and Morality — Garden City, N.Y., 1973. P. 255—292.
- Bastow D. Otto and Numinous Experience // Religious Studies 12 (1976). P. 159—176.
- Streetman R. Some Later Thoughts of Otto on the Holy // Journal of the American Academy of Religion 48 (1980). P. 365—384.
- Philip C. Almond’s Rudolf Otto: An Introduction to His Philosophical Theology — Chapel Hill, N.C., 1984.
- Raphael M. Rudolf Otto and the concept of holiness — Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford University Press , 1997.
- Gooch T. A. The Numinous and Modernity: An Interpretation of Rudolf Otto’s Philosophy of Religion. — Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2000.
- Aguti A. Autonomia ed eteronomia della religione: Ernst Troeltsch, Rudolf Otto, Karl Barth. — Assisi: Cittadella Ed., 2007.
Ссылки
- Отто, Рудольф . от 9 апреля 2012 на Wayback Machine / Пер. Руткевича А. М. — СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та , 2008.
- Отто, Рудольф . // Религиоведение . — № 3. — 2004. — C. 125—132.
- 2021-05-16
- 1