Храмовая пещера на горе Шушуния
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ночь на лысой горе» – одноактные балеты на музыку одноимённой симфонической поэмы М. П. Мусоргского (1867) в инструментальной обработке Н. А. Римского-Корсакова . Сюжеты различных постановок сильно отличаются.
А. А. Горский 28 мая 1918 года первым поставил балет на эту музыку, написав сценарий на основе произведений Д. С. Мережковского . Спектакль Большого театра был поставлен на сцене летнего театра-сада « Аквариум » в оформлении художника К. А. Коровина , дирижировал А. Ф. Арендс . Партии исполняли: Ганка — Е. Л. Девильер, Ярило — В. В. Свобода, Чернобог — И. Е. Сидоров , Чёрный козёл — , Чёрный кот-оборотень — .
Ф.В. Лопухов , возглавлявший балетную труппу Петроградского театра оперы и балета , 26 марта 1924 года поставил балет с подзаголовком «лицедейская потеха Древней Руси», по собственному сценарию. Балет был одной из попыток Лопухова найти новые пути развития балета с использованием элементов народной сатиры. Через три года он повторит попытку в балете « Байка про лису, петуха, кота да барана », Спектакль должен был имитировать скоморошье представление и показывать свадьбу Чернобога с Ежи-Бабой. Актеры, таким образом, изображали не мифических персонажей, а скоморохов, разыгрывающих балаганный спектакль. Однако в спектакле были использованы декорации К. А. Коровина, созданные для оперы Н. А. Римского-Корсакова « Млада », показывавшие реально мрачную картину дикого ночного леса, что соответствовало музыке Мусоргского, но не замыслу Лопухова. Художником по костюмам был М. Д. Домрачев, дирижировал А. В. Гаук . Партии исполняли Ежи-баба — О. В. Фёдорова , Чернобог — А. В. Лопухов , Глашатый игрища — Н. А. Солянников , Кадильщица — А. П. Константинова, Подметалка — 3. И. Пюман.
Спектакль, как и многие начинания Лопухова, не имел успеха. Вероятно, одной из причин этого было явное несоответствие между серьёзной музыкой Мусоргского и комедийным содержанием.