Фурманов, Рудольф Давыдович
- 1 year ago
- 0
- 0
Исаак Давыдович (Давидович) Гликман (1911—2003) — советский литературовед , театровед , либреттист , сценарист , преподаватель Санкт-Петербургской консерватории , профессор . Близкий друг Дмитрия Шостаковича .
Родился 11 января 1911 года в Витебске , в семье владельца магазина мануфактурных товаров Давида Шоломовича Гликмана (1880—1931), уроженца Бешенковичей , и его жены Фейги Берковны (в девичестве Новик, 1887—1978) , в которой было ещё два сына: Соломон (1907—1941), погибший на фронте в Великую Отечественную войну , и Гавриил , ставший выдающимся художником и скульптором. Дед, Шолом Мовшевич Гликман (1856—1934), с 1893 года был лепельским купцом второй гильдии, владевшим в Бешенковичах складами соли, хлеба и других продовольственных товаров, а также одним из учредителей Общества пособия бедным евреям в местечке Бешенковичи Лепельского уездa .
По совету В. Э. Мейерхольда поступил на филологический факультет Ленинградского университета , где его научным руководителем был В. Ф. Шишмарёв . В Ленинградском Техникуме сценических искусств был учеником И. И. Соллертинского .
В начале 1930-х годов начинает публиковаться в различных периодических изданиях Ленинграда в качестве театрального обозревателя — деятельность, продолжавшаяся несколько десятилетий. Позднее, по приглашению И. И. Соллертинского , художественного руководителя Ленинградской Филармонии , заведовал культмассовым отделом Филармонии. По приглашению ведущих ленинградских режиссёров, в том числе, Л. С. Вивьена и Н. П. Акимова , тесно сотрудничал, в частности, с Театром им. Пушкина и Театром Комедии . Служил также в Ленинградском радиокомитете, создавая т. н. конферансы для музыкальных и театральных передач.
В 1940-е годы он возглавлял литературную часть Малого оперного театра . говорит, что тот период творческого подъёма (несмотря на суровое время) Малого театра:
… справедливо назывался творческой лабораторией современных опер. Сотрудничая с композиторами, либреттистами, постановщиками, Гликман помогал рождению новых сценических произведений, вошедших в золотой фонд мирового оперного искусства, и среди них, в первую очередь, « Война и мир » Сергея Прокофьева по одноимённому роману Льва Толстого …
Несколько десятилетий Исаак Гликман работал на киностудии « Ленфильм » музыкальным консультантом и редактором, помогал Григорию Козинцеву в работе над фильмами « Гамлет » и « Король Лир » (с музыкой Шостаковича). Состоял членом художественного совета «Ленфильма».
На факультете музыкальной режиссуры, основанном профессором в Ленинградской консерватории , Исаак Давыдович преподавал предмет « ». Все студенты с восторгом отзывались о своем Учителе — профессоре Исааке Гликмане, он преподносил предмет с большим интересом, рассказывал так, что все слушали раскрыв рот его лекции по истории зарубежного и русского театра.
Исаак Гликман — глубокий знаток законов драматургии музыкального театра и кинематографа . Автор переводов с французского языка оперы « Кармен » и оперетты « Перикола ». По театральной драматургии Исаак Давыдович написал работы о Мольере , статьи о Карло Гольдони , А. В. Сухово-Кобылине , о драматургии Ж.-Ф. Реньяра («Библиотека драматурга») и монографию « Мейерхольд и музыкальный театр». В числе других работ — вступительные статьи к сборнику рассказов Ф. Брет-Гарта , к сборникам поэзии Николая Языкова , Николая Щербины , Ивана Козлова (две последние — в «Большой библиотеке поэта»), к трилогии А. В. Сухово-Кобылина . Подготовил к изданию «Стихотворения» Ивана Козлова для Малой серии Библиотеки поэта.
На протяжении четырёх десятилетий И. Д. Гликмана связывала близкая дружба с Д. Д. Шостаковичем . В 1993 г. Гликман опубликовал около 300 сохранившихся писем Шостаковича к нему (1941—1975) с Предисловием и подробными комментариями — «Письма к другу. Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману». Публикация книги стала сенсационным событием. Она была переведена на несколько языков и по сей день остаётся одним из важнейших и надёжных в своей неоспоримой достоверности источников для биографов и исследователей творчества Шостаковича во всём мире.