Крест (геральдика)
- 1 year ago
- 0
- 0
Геральд Рауниг ( нем. Gerald Raunig ; 1963 , Клагенфурт-ам-Вёртерзе ) — австрийский философ и теоретик искусства , соучредитель Европейского института прогрессивной культурной политики, соредактор многоязычной издательской платформы Traversal Texts .
Автор книги «Искусство и революция: художественный активизм в долгом двадцатом веке» (2005, русское издание 2011).
Рауниг родился в 1963 году в Клагенфурт-ам-Вёртерзе , городе на юге Австрии. Изучал философию, классическую филологию и историю в Вене и Клагенфурте. Успешно защитив диссертацию, получил докторскую степень по философии а также право преподавания в Альпийско-Адриатический университет Клагенфурта .
В 1992 году он стал членом управления культурного центра WUK (Kulturzentrum) а в 1994 году — IG Kultur Österreich . Также был сооснователем и регулярно публиковался в журнале Kulturrisse (Культурные трещины) .
В данный момент является профессором эстетики в . Основные направления его исследований — политическая философия, критика познания, эстетика и философия искусства.
Согласно постструктуралистской концепции Раунига изложенной в книге «Искусство и революция. Художественный активизм в долгом двадцатом веке», восстание является не завершаемым «молекулярным» процессом, возникающим до и вне государства, что нивелирует классическое понимание революции.
Революция и искусство имеют свои модели совмещения, которые Рауниг ассоциирует с конкретными историческими примерами: взаимопроникновение, синтез, последовательность ( Гюстав Курбе ), иерархия (советский Пролеткульт ) и негативное сопряжение ( Венский акционизм ), а также наиболее актуальную — модель трансверсального сопряжения. Для описания последней, Рауниг вводит концепт « машины », основываясь на работах Ж.Делёза и Ф. Гваттари , и предполагает взаимодействие революции и искусства как шестерней друг для друга.
Рауниг опирается на компоненты предложенные Антонио Негри : сопротивление, восстание, учреждающая власть — которые в различных комбинациях формируют следующие типы революционных машин :
Одномерная — его целью является захват государственной власти, а прообразом Русская революция . Такое одностороннее движение раскрывает целый спектр проблем, таких как стихийность движения масс, руководство профессиональными революционерам, укрепление централизации, уничтожение государства. В таком виде одна власть просто сменяется другой, принимая уже готовые механизмы управления, без разработки новых альтернативных типов существования .
Двумерная — особенностью которого является совместность сопротивления и учреждающей власти, что можно проследить на примере Сапатистской армии национального освобождения . Такая совместность проявляется в повсеместных переговорах, голосованиях, деконструкции господствующих отношений власти и разработке альтернатив. Тем не менее, данный тип так же может оказаться провальным в случае отсутствия четкой манифестации .
Абстрактная — сущность которой соответствует чистому сопротивлению и заключается в отречении обоих компонентов (революции и искусства) от единичностей в пользу совместных сложных констелляций, выражающих единства, обладающие высокой степенью абстрактности.
«Сопротивление належит мыслить как разнородное, как множественность точек, узловых пунктов и очагов сопротивления, а не как радикальный разрыв в одном каком-то месте великого Отказа» .
Внутри такой машины невозможно себя обнаружить, а только соприкоснуться в каком-либо варианте, что противопоставляется двум ранее перечисленным. Упорство абстрактной машины в сопротивлении трансгрессии, репрезентативности, автономизации, сублимации и витализму и выражается в трансверсальности.
«Трансверсальность (…) должна преодолеть оба тупика: и вертикальность иерархической пирамиды и горизонтальность принуждения к коммуникации и приспособлению», «трансверсальные линии создают ацентричные структуры, которые движутся не на основе заданных путей и каналов, из одного пункта в другой, но через пункты в новом направлении» .
Трансверсальный активизм предполагает «молекулярные» микроакты сопротивления, которые Рауниг называет «революционной микрополитикой». Акторами в данной модели сопротивления выступают , критикующие в парадаксальной и неожиданной форме людей и события. В то же время сам активизм не предполагает самоэстетизации, а скорее прибегает к медиатизации и скандализации.