Interested Article - Клятва наркому (песня)

«Клятва наркому» — патриотическая песня для баса, хора и фортепиано советского композитора Дмитрия Шостаковича , созданная в 1941 году в первые месяцы Великой Отечественной войны . Она была написана на слова поэта Виссариона Саянова , и отмечена влиянием знаменитой песни « Священная война » композитора Александра Александрова на стихи Василия Лебедева-Кумача . Эти два сочинения музыковеды относят к появившимся в период войны, так называемым « ». Центральный образ сочинения Шостаковича занимает «народ», который даёт торжественную клятву сражаться с врагом, в ней присутствует торжественное обещание в преданности, верности Родине. Величественная музыка передаёт призыв к подвигу, единению в борьбе, уверенности в скорой победе над захватчиками. Партия солиста состоит из темы широкого, распевного характера, в музыкальном плане она отмечена ровными длительностями в размеренном, поступательном движении. Хору переданы стихи лозунгового характера, в музыке преобладают мажорные интонации оптимистического склада.

После ХХ съезда КПСС , состоявшегося в 1956 году, текст стихотворения Саянова, как и многие другие, где упоминался Иосиф Сталин , был переработан, из него было убрано обращение к Народному комиссару обороны , а сама песня стала называться по первому стиху — «Великий день настал…»

История

Д. Д. Шостакович в 1950 году

Великая Отечественная война застала Дмитрия Шостаковича в Ленинграде , где он преподавал в классе композиции Ленинградской консерватории , а также работал в должности председателя государственной экзаменационной комиссии на фортепианном факультете. 22 июня в 10 часов утра как обычно пунктуальный и педантичный Шостакович прибыл в консерваторский Малый зал имени А. К. Глазунова для проведения государственного выпускного экзамена. Однако обычной процедуре прослушивания помешало сообщение о начале войны, в связи с чем экзамены были прерваны. С началом военных действий композитор несколько раз обращался c просьбами, чтобы его зачислили в армию, но ему постоянно отказывали. После одного из таких прошений его назначили руководителем музыкальной части формирующегося в это время театра народного ополчения, где ведущую группу составили исполнители Большого драматического театра . Главным режиссёром этого учреждения был назначен актёр Николай Черкасов . Музыкальная часть была представлена композитором Юрием Левитиным , композитором и пианистом Николаем Коганцевым, певцом Ефремом Флаксом и др. Театр дал первое представление 23 июля 1941 года в Ленинграде. Важное место в его деятельности отводилось выступлениям перед бойцами прифронтовых частей. В этот период многие советские композиторы обратились к песенной форме. Стали активно издаваться песенные сборники, создавались армейские ансамбли, участники которых обращались к музыкантам с просьбой осуществить аранжировки для различных инструментальных составов. Подобные заказы передавались композиторам для инструментального переложения в сжатые сроки. Такие переложения делал и Шостакович, но в основном на него была возложена задача отсеивать малопригодный материал, а также отбирать наиболее примечательные произведения для последующего распространения. В этом качестве он занял позицию непринятия малохудожественных сочинений и решительно критиковал композиторов в работах которых присутствовали следы «явной спешки, торопливости, недоделанности и невысокого качества…»

В июне 1941 года была впервые исполнена песня « Священная война » композитора Александра Александрова на стихи Василия Лебедева-Кумача , ставшая знаменитой, как один из символов войны. Это патриотическое сочинение привлекло внимание Шостаковича, и, находясь под её впечатлением, он создал песню «Клятва наркому» на стихи поэта Виссариона Саянова . По словам Софьи Хентовой, известного биографа композитора, обе эти песни подобны «по характеру и типичны для откликов на первые дни войны». В музыковедении, за этими и сходными по своему характеру музыкальными произведениями, закрепилось общее название — « » . Музыковед Арнольд Сохор писал, что «песни мобилизации» характеризуются содержащимся в них обращением ко всему советскому народу, призывом бороться с врагом, а также в них присутствует торжественная клятва в преданности, верности Родине. Кроме «Священной войны» и «Клятвы наркому», примерами таких работ могут служить следующие песни: «Идут бесстрашные полки» Шостаковича, «За великую землю советскую» и «В поход!» Александрова, «Ударом на удар» и «Встаёт разгневанный народ» Сергея Острового , «На врага, за Родину вперёд!» Исаака Дунаевского , «Будет Гитлеру конец» Рейнгольда Глиэра , «Песня смелых» Виктора Белого и целый ряд других . Кроме этой песни Шостакович создал в период войны ещё ряд военно-патриотических песен: «Идут бесстрашные полки», «Чёрное море», «Заздравную песню о Родине», «Песню о фонарике», а также совместно с Арамом Хачатуряном — «Песню о Красной армии» .

В июле 1941 года Политическое управление Краснознамённого Балтийского Флота (ПУБАЛТ) приняло решение о создании творческой группы композиторов, на которых возлагалась задача «отразить в музыкальных произведениях героические дела, жизнь и быт балтийских моряков с целью создания репертуара для флотских исполнительских коллективов и художественной самодеятельности» . Руководителем этой группы был назначен композитор и скрипач Лев Круц, занимавший должность ответственного секретаря Ленинградского союза композиторов. В период с 1941 по 1944 год вышло 12 таких сборников, в каждом из которых присутствовало от 9 до 12 песен с фортепианным аккомпанементом . Для первого сборника президиум Ленинградской композиторской организации отобрал для премирования восемь военных музыкальных сочинений, имеющих «большую художественную ценность» и созданные в первые три месяца войны. К лучшим песням были отнесены работы композиторов Виктора Витлина, Юрия Кочурова , Давида Прицкера , Виктора Томилина , Марка Фрадкина , Леона Ходжа-Эйнатова, Михаила Юдина и Шостаковича. Отобранные песни были помещены в первый сборник «Песни Краснознамённой Балтики», подписанный в печать 1 сентября 1941 года . Маргарита Ожигова , работавшая в то время в издательстве Музгиз главным редактором и директором, вспоминала, что на редакционном совете, где обсуждалось включение песни в сборник, возникли жаркие споры и большинство выступило против. Так, противником публикации выступил Александр Анисимов , занимавший должность художественного руководителя . Он отметил, что песня разительно отличается от предшествующего творчества Шостаковича, что видимо вызвано тем, что после «исторических постановлений», в которых сочинения композитора осуждались как воспроизводящие звуки бетономешалок и камнедробилок, он испугался и впал в другую крайность — примитивизм. На это резко возразила Ожигова: «Что бы вы тут ни говорили, пока я возглавляю Музгиз, каждая нота, написанная гениальным композитором, будет напечатана». К неудовольствию членов редсовета она настояла на своём и выписала гонорар в размере 1000 рублей за «Клятву наркому». Это была очень крупная сумма для песни, так как обычно в таких случаях вознаграждение составляло около 100 рублей. Бухгалтер пытался возразить, что не может выплатить такой крупной суммы, но Ожигова поставила на ведомости вторую подпись, и ему пришлось подчиниться. После этого композитор с семьёй был эвакуирован из Ленинграда. В 1960-е годы Ожигова встретилась с Шостаковичем и он поблагодарил её за выплаченный гонорар: «Если бы ты знала, как меня тогда выручили эти деньги! Ведь я летел на Большую землю без копейки в кармане!»

Песня неоднократно исполнялась и записывалась в различных вариантах и аранжировках. В 1950-м году немецкоязычная версия песни под названием «Клятва Сталину» ( нем. Schwur an Stalin ) был записан Эрнстом Бушем в составе альбома «К 70-летию Сталина». После состоявшегося в 1956 году ХХ съезда КПСС текст стихотворения Саянова, как и многие другие, где упоминался Сталин , был переработан, а сама песня стала называться по первому стиху — «Великий день настал…» При публикации в 1957 году сборника «Д. Д. Шостакович. Песни» переработка затронула в первую очередь последнюю строфу , а в первой был убран заглавный образ Народного комиссара обороны СССР Семёна Константиновича Тимошенко , который занимал эту должность с мая 1940 года по июль 1941 года. В связи с этим, первоначальная строка «Клянётся вся страна наркому обороны» была изменена на «Клянётся вся страна, вставая под знамёна» .

Анализ и критика

Характер музыкального произведения был предопределён особенностями стихотворного текста Саянова, написанного шестистопным стихотворным ямбом , для которого характерна торжественная, плавная ритмическая структура и некоторая медлительность подачи материала, вызванного длинной стиха . Центральный образ композиции занимает «народ», который даёт торжественную клятву сражаться с врагом. Величественная музыка передаёт призыв к подвигу, единению в борьбе, уверенности в скорой победе над захватчиками. Хору переданы стихи лозунгового характера, в песни преобладают мажорные интонации оптимистического характера. При анализе произведения Хентова отметила следующие его особенности:

Истоки музыкального склада — гимны с присущими жанру патетикой, величественностью, возвышенные хоралы . Круг выразительных средств неширок. Детализация отсутствует. Бодрый характер создаётся устойчивым до мажором с подчёркнутой тонической основой . Крайне простой мелодический рисунок зиждется на повторности идентичных элементов. Темп явно нетороплив: автор не обозначил его, по-видимому считая предельно ясно выраженным самой музыкой .

Партия солиста состоит из темы широкого, распевного характера, в музыкальном плане она отмечена ровными длительностями в размеренном, поступательном движении. Мелодика солиста местами приобретает более энергичный вид в связи с использованием композитором пунктирного ритма некоторых интонаций фраз . В тексте первого куплета песни упоминается обязательство о выполнении «приказа» под которым следует понимать о мобилизации военнообязанных по четырнадцати военным округам: «Мобилизации подлежат военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 год включительно. Первым днём мобилизации считать 23 июня 1941 года» . В песне первый день начала войны назван «великим», что, как неоднократно отмечалось, с учётом трагичности военных событий является довольно необычным: «Но общее настроение и „плакатный“ стиль текста, наличие привычных поэтических клише отвечали идее призыва к борьбе» . Писатель Виктор Суворов в книге «День М. Когда началась Вторая мировая война?», в рамках своей концепции усматривает в эпитете «великий» намёк на наступательный характер войны со стороны СССР в отношении Третьего Рейха , что, по его мнению, свидетельствует о намерениях советского руководства по захвату европейских государств. Он полагает, что эта песня, как и ряд других в том же духе, была написана ещё до войны, но положена в «мобзапас», будучи до поры до времени забыта .

В работе «Русская советская песня» музыковед Сохор, находил сходство «Клятвы наркому» с песней «Священная война» и указывал, что для обоих этих патриотических произведений начального периода войны характерен «ясный акцент на значительности происходящих событий, на серьёзности и историческом величии того момента, когда весь народ встает на бой» . В неоконченной статье советского музыковеда Александра Рабиновича «Музыкальная эмблема Отечественной войны», посвящённой песне «Священная война», сочинение Шостаковича характеризуется как сильная и величественная. Тот же автор отмечает, что оба эти произведения написаны в трёхдольном размере , что не соответствует традиционным ритмам военных песен: «Быть может, это помогло авторам преодолеть некоторые тормозящие штампы, как, например, маршевые штампы и штамп условно-казачьего „стиля“…» Хентова также останавливается на необычном размере песни, её маршевом, пафосном характере: «Трёхдольность не снимает маршевости, а даже делает её более энергичной» . Кшиштоф Мейер отнёс данное произведение к числу «сопутствующих», поместив его в ряд значительных произведений периода войны композитора и имеющих, по его мнению, проходной, второстепенный характер в творчестве Шостаковича .

Примечания

  1. В соответствии с нормами авторского права , стихи песни ещё не перешли в общественное достоянии и для него допустимо только цитирование кратких фрагментов.
  2. , с. 5.
  3. , с. 14—15.
  4. , с. 250.
  5. , с. 264.
  6. Работа композиторов и музыковедов Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. — Ленинград: Искусство, 1946. — С. 9—20. — 88 с.
  7. , с. 20—24.
  8. Песни Краснознамённой Балтики. — Ленинград: ПУБАЛТ-Оркестротека, 1941.
  9. , с. 84—85.
  10. Шостакович Д. Д. Песни / Ред.-сост. Л. Атовмян. — М. : Советский композитор, 1958. — 75 с.
  11. , с. 3—6.
  12. , с. 492—493.
  13. , с. 307—318.
  14. , с. 274.
  15. На этом текст рукописи Рабиновича обрывается.
  16. Рабинович А. С. Музыкальная эмблема Отечественной войны // Советская музыка. — 1946. — № 7 .
  17. , с. 248.

Литература

  • Горьков Ю. А. Государственный Комитет Обороны постановляет (1941—1945). Цифры, документы. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 575 с. — ISBN 5-224-03313-6 .
  • Величко, Артём. Дмитрий Шостакович: первые дни войны // Musicus. — 2015. — № 3 . — С. 3—6 .
  • Мейер, Кшиштоф. Дмитрий Шостакович: Жизнь, творчество, время / Пер. Е. Гуляевой. — СПб. : Композитор, 1998. — 559 с. — ISBN 5-7379-0043-6 .
  • Назаров, Матвей. Борис Гольц, ушедший из жизни... // Musicus. — 2015. — № 3 . — С. 20—24 .
  • Ожигова М. П. Воспоминания о блокаде Ленинграда // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2015. — № 1 (18) . — С. 80—93 .
  • Саянов, Виссарион. Клятва наркому // Песни Красной армии. — Молотов: ОГИЗ. Молотовское областное издательство, 1943. — С. 5. — 32 с.
  • Сохор А. Н. Русская советская песня. — М. : Советский композитор, 1959. — 506 с.
  • Суворов, Виктор. День М. Когда началась Вторая мировая война?. — М. : ООО «Издательство «Добрая книга», 2015. — 352 с. — ISBN 978–5–98124–679–1.
  • Хентова С. М. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. — Ленинград: Советский композитор, 1986. — 624 с.
  • Шостакович Д. Д. Песни / Ред.-сост. Л. Атовмян. — М. : Советский композитор, 1958. — 75 с.

Ссылки


Источник —

Same as Клятва наркому (песня)