Крыло самолёта
- 1 year ago
- 0
- 0
Московский Горком художников-графиков на Малой Грузинской, 28. 1975 — 1991 — независимый профсоюз художников , графиков , фотографов и одноимённый выставочный зал располагался в Москве на Малой Грузинской улице, дом 28.
Решение о создании Московского объединенного комитета профсоюза художников-графиков в конце 1975 года принимал первый секретарь МГК КПСС В. В. Гришин .
(На самом деле Горком образовали аж в середине 30-з годов как профсоюз технических художников (перерисовка со слепых фотографий, картография, рисунки растений, внутр. органов и т.д.), ретушеров и фотографов московских издательств. В Википедии ошибочно указана дата образования горкома в 1975 г.).
Горком и выставочный зал располагался в подвале кооперативного дома деятелей кино, по адресу «Малая Грузинская, дом 28». В доме проживал, к примеру, поэт и актёр Владимир Высоцкий .
В мае 1976 г. в новооткрытом помещении Горкома графиков в доме №28 была проведена выставка семи корифеев движения ( , Д. Плавинский , В. Немухин , О. Рабин , Н. Вечтомов , А. Харитонов , В. Калинин ). Впоследствии Горком графиков был реорганизован в Творческий союз художников России (ТСХР). Бессменным руководителем всех этих общественных организаций являлся Эдуард Дробицкий .
Художникам была выделена часть подвала в доме на Малой Грузинской 28, которая служила им и офисом, и выставочным залом. Живописцы начали готовиться к своей первой серьёзной выставке — смотру новой Секции живописи. Она с успехом прошла с декабря 1977 по февраль 1978 года.
Особенно выделялись творческие группы « 20 московских художников », «Мир Живописи», группа «21 московский художник», «Мост», «18 московских художников», «Российские мотивы».
Газета « International Herald Tribune » от апреля 1986 г. напишет: «Десятки тысяч москвичей приходят посмотреть произведения художников, представителей андерграунда в Москве на Малой Грузинской 28».
Горком графиков являлся, по своей сути, первым « островком творческой свободы » в Москве 1970—1980 годов.
В залах проходили ежегодные выставки групп: « 20 московских художников », « », группа « », «Мост», «17 московских художников» и «18 московских художников», а также персональные выставки членов Горкома.
Выставочный зал каждый год проводил весенние и осенние выставки живописи и ежегодную выставку фотографии, пройдя выставком в выставках мог принять любой желающий артист.
В залах Горкома выставлялись художники — Илья Кабаков , Владислав Провоторов , Виктор Пивоваров , Михаил Шварцман , Иван Марчук , Эдуард Штейнберг , Семен Файбисович , Борис Бич , Александр Жданов , Валерий Пьянов , Виктор Казарин , Анатолий Кретов-Даждь , , , и многие-многие другие.
В персональных и ежегодных фотовыставках принимали участие советские «неофициальные» фотографы: Гарик Пинхасов , Борис Смелов , Франсиско Инфанте , Александр Лапин , Александр Слюсарев , , Владимир Сычёв и другие.
В фотовыставках участвуют и признанные мастера фотографии из Литвы, Латвии и других городов и республик Советского союза, для них это единственный шанс показать свои фотоработы столичной критике и публике.
В фотовыставках участвуют члены горкома, а также проходит открытый(конкурсный) прием работ от любителей фотографии. Все фотовыставки за день до вернисажа обязательно литуются .
На выставках «20» с 1979 по 1988 год бессменно звучала музыка композитора Михаила Чекалина , который являлся полноправным участником выставок. Это был уникальный прецедент по созданию музыкальной среды — психоделического эмбиента в художественном выставочном пространстве. «Музыка Чекалина в те годы была такой же оппозицией к классической консерваторской музыке, как и живопись художников Малой Грузинской к официальному искусству. Подход к музыкальному сочинению как к полотну: полистилистическому, разнофактурному эклектическому целому, элитарному и массовому одновременно, во многом был тождественен пониманию живописи. <…> Михаил Чекалин в те годы был единственным композитором, так плотно работавшим с художниками. <…> Новаторским на выставках „20“ было соединение в выставочном пространстве живописи и музыки. Их совместные экспозиции стали первыми в практике отечественного искусства второй половины XX века выставками, где рядом с живописью зазвучала музыка <…> На зрителя, входящего в подвальные помещения выставочного зала, буквально обрушивалось насыщенное живописью и музыкой пространство, преображенное не экспозиционной концепцией, не архитектурой помещения, а плотной и эклектичной развеской картин и музыкой. Для убедительности впечатления, которое это пространство могло производить на зрителя, нужно представить, какой однообразной и серой была среда, окружающая человека брежневской эпохи в его повседневной жизни» ).