Александров-Серж, Александр Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Оване́сович (Ива́нович) Таманя́н (Тама́нов) ( арм. Ալեքսանդր Հովհաննեսի Թամանյան ; 4 [16] марта 1878 , Екатеринодар — 20 февраля 1936 , Ереван ) — советский архитектор и градостроитель армянского происхождения, представитель неоклассического направления в архитектуре. Академик архитектуры Императорской Академии художеств . Народный архитектор Армянской ССР (1926). Лауреат Сталинской премии второй степени (1942 — посмертно ). Автор генерального плана Еревана , построек в Ереване, Санкт-Петербурге и Москве .
Родился в семье банковского служащего Ивана Мироновича Таманова (Таманян) и его жены Марии Эммануиловны Поповой (урожд. — Тертерян).
В 1896 году окончил Кубанское Александровское реальное училище, через два года поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств , которое окончил в 1904 году. По словам сестры Таманяна и его друга Евгения Шретера, уже в годы обучения в Академии Таманян, просматривая чертежи и фотографии древних памятников, говорил о желании работать на исторической родине .
Первые работы Таманяна были выполнены в духе неоклассического направления, популярного в те годы. В 1909 году он работал над реконструкцией двух усадеб графов Мусиных-Пушкиных ( Мологский уезд Ярославской губернии ) . Так, он спроектировал и построил каменный дом-особняк и службы при нём усадьбе Борисоглеб. Ещё более масштабными были работы в усадьбе Иловна: проект и постройка каменной набережной, проекты устройства парка и отделки фасадов домов, реставрация каменной церкви конца XVIII века. Работы были закончены в 1913 году; в 1914 году он приступил к проектированию дальнейшей реконструкции главного дома в Иловне, оставшейся незаконченной из-за революции. В начале 1940-х гг. обе усадьбы были затоплены Рыбинским водохранилищем .
Широкое профессиональное признание А. И. Таманяну принесла реконструкция Армянской церкви на Невском проспекте в Петербурге. Примерами его ранних работ могут быть особняк В. П. Кочубея в Царском селе (1911—1912) (совместно с Н. Е. Лансере и В. И. Яковлевым ), дом князя С. Щербатова на Новинском бульваре в Москве (1911—1913), удостоенный звания лучшего дома Москвы этого [ уточнить ] года, совместный с В. А. Семёновым и другими архитекторами проект Города-сада для служащих железной дороги, включая туберкулёзный санаторий и железобетонный мостик на станции Прозоровская (ныне Кратово ) под Москвой (1913—1923); центральное депо Казанской железной дороги в Люберцах , 1916. Интерес также представляет начатый по поручению Н. Я. Марра проект музея в Ани . Хотя он и не был осуществлён, Таманян получил возможность ознакомиться с шедеврами армянского зодчества .
В 1914 году Таманян был удостоен звания академика , в 1917 году избран председателем Совета Академии художеств на правах вице-президента и Председателем Совета по делам искусств. В 1923 он переехал в Ереван , где возглавил начавшееся в республике строительство. Таманян был главным инженером местного Совнаркома и членом ЦИК-а Армянской ССР (1925—1936). Таманян разработал генеральные планы ряда армянских городов и поселков, в том числе, Ленинакана (современный Гюмри ) (1925), Нор-Баязета (современный Гавар ) (1927) и Ахта-Ахпара (1927), Эчмиадзина (1927—1928) и др. Таманян создал , который был одобрен в 1924 году.
Стиль Таманяна способствовал преобразованию маленького провинциального города в современную столицу Армении, крупный промышленный и культурный центр. Неоклассицизм определял творчество архитектора, однако в то же время его строения были выполнены в национальном духе (традиционная декоративная резьба по камню и др.). Среди наиболее знаменитых творений зодчего в Ереване можно выделить гидроэлектростанцию (ЕРГЭС-1, 1926), Дом оперы и балета имени А. А. Спендиарова (1926—1953), (1926—1941) и др. Таманян также сыграл ведущую роль в развитии и восстановлении исторических ландшафтов, председательствовал в Комитете по защите исторических памятников Армении.
А. И. Таманян умер 20 февраля 1936 года . Похоронен в Ереване в Пантеоне парка имени Комитаса .
Вначале была спроектирована (1926—1928) и построена северо-западная часть — отдельное здание Народного комиссариата по земельным вопросам, строительство которого было завершено в 1929 году.
В 1932—1936 годах для строительства на том же месте был спроектирован занимающий территорию целого квартала комплекс Дома правительства, в который должно было гармонично вписаться и здание Народного комиссариата по земельным вопросам. Согласно этому проекту, в центральной части здания, имеющего форму неправильного пятиугольника, во внутреннем дворе, предполагалось строительство более высокого корпуса цилиндрической формы, который выполнял бы роль фойе, соединяющего отдельные части комплекса. В градостроительном плане он вместе с Народным домом (зданием Оперного театра ) должен был стать стержневым доминантом проектируемого Северного проспекта. Однако в 1941 году строительство было приостановлено и проекты центральной и восточной частей комплекса не были осуществлены.
Строительство Дома правительства в 1952 году завершил старший сын автора — архитектор Геворг Таманян , с добавленным в восточной части большим залом заседаний. Дом Правительства был построен с большими сокращениями от первоначального плана (без возвышающегося центрального корпуса) вероятно из-за нехватки средств. Несмотря на это, здание очень впечатляет своей красотой.
Дом правительства является первым зданием, построенным на центральной овальной площади, предусмотренной генеральным планом Александра Таманяна в 1924 году. Замысел проекта здания в практическом плане прост: по двум сторонам основных центральных коридоров — удобно расположенные кабинеты, гармонично скомпонованные с большим и малым залами заседаний, фойе и лестничными клетками. Фасады выполнены по-разному, в соответствии со своей градостроительной ролью и окружающей застройкой. Расположенный по касательной к площади главный фасад выполнен в ритме пяти арок, опирающихся на монументальные колонны, над которыми поясом простирается открытый балкон. На северной стороне он примыкает к башне, увенчанной прямоугольной ротондой. На улицах, примыкающих к площади, фасады оформлены проще и сдержанней, однако это различие не предполагает противопоставления. Благодаря постепенным и плавным угловым переходам все здание воспринимается как единый и гармоничный архитектурный замысел. В декоративных разработках автор творчески использовал элементы средневековой армянской архитектуры ( Текор , Двин) и монументальной скульптуры.
Здание построено из розового фельзитового туфа, на базальтовом основании.