Клемм, Василий Оскарович
- 1 year ago
- 0
- 0
Эми́ль Оскáрович Ви́зель ( 1 [13] марта 1866 , Санкт-Петербург — 2 мая 1943 , Ленинград ) — художник, хранитель музея и действительный член Императорской Академии художеств , организатор международных художественных выставок, член совета Эрмитажа и Русского музея , кавалер Ордена Почётного легиона , эксперт по русской и западной живописи и скульптуре в комиссии при музейном отделе Главнауки (в советское время).
Эмиль Оскарович Визель (Wiesel Emil Anton Joseph) — сын Действительного статского советника , происходит из немецко-австрийского рода Визель .
Отец Оскар Борисович Визель (Wiesel Oscar Sigismund) родился в России в 1826 году, выпускник Нежинского лицея , служил в Министерстве финансов России, неоднократно выезжал в Берлин, Амстердам и Париж по поручениям Их Императорских Величеств Александра II и Александра III .
Мать Мари Кристина Пуантэн (de Pointin Marie Christine) 1835-го года рождения. Её отец, Франсуа Пуантэн, с корнями из французской провинции Пикардии , родился в Варшаве при дворе Людовика XVIII во время его изгнания из Франции. Франсуа Пуантэн отличился в России при сооружении серебряного иконостаса Казанского Собора , за что был награждён графом Юлием Помпеевичем Литтой серебряной медалью на Анненской ленте .
Брат Оскар Оскарович Визель (Wiesel Oscar Bernhard Franz), родился в России в 1864 году. Получив юридическое образование, служил в Германии, на Шпицбергене и в Швейцарии консулом России, позднее в качестве генерального консула в Италии (г. Неаполь) в чине действительного статского советника .
Супруга Александра Эмильевна Штраус (Strauss Alexandra Hermina) (1866—1939) окончила киевскую гимназию и курс прикладного искусства при Обществе поощрения художников в Петербурге по специальностям «роспись фарфора» и «резьба по дереву».
Эмиль Оскарович Визель окончил физико-математический факультет Петербургского университета . Интерес к рисованию и живописи побудил его одновременно посещать вечерние занятия в школе Общества поощрения художников , после чего он поступил в Императорскую Академию художеств . Затем Эмиль Оскарович продолжил своё образование в Мюнхене, в мастерской Александра фон Вагнера . Здесь он освоил технику рисунка, характерную для этой школы и заключающуюся в четкости контура и тщательной деталировке изображаемого.
Позднее вместе со своим другом художником Иваном Ендогуровым перебрался в Париж, где они были приняты в знаменитую и популярную в те годы мастерскую Фернана Кормона . Там бурно соперничали приверженцы академизма и утверждавшегося импрессионизма. В классах Кормона занимались такие самобытные художники, как Анри де Тулуз-Лотрек и Винсент Ван Гог . Кормон открыл Визелю новые графические приемы, которые легли в основу выработанной Эмилем Оскаровичем техники импрессионистического живописного рисунка, базирующегося не на контуре, а на игре светотени. В Париже Визель также обучался в Академии Коларосси .
Официальным признанием зрелости Э. О. Визеля как художника явилось экспонирование его работ, в том числе портрета И. И. Ендогурова , в Парижских салонах (1894, 1901). В начале двадцатого века Эмиль Оскарович создал серию портретов своих выдающихся современников. Среди них граф В. Н. Коковцев , академик А. П. Карпинский , астроном С. П. Глазенап , художник И. Е. Репин , врач Н. П. Гундобин, певец Л. В. Собинов , балерины М. М. Петипа и Г. С. Уланова , композиторы П. И. Чайковский , Н. А. Римский-Корсаков , А. К. Глазунов и многие другие. По заказам им написаны портреты президентов Академии художеств и членов царской семьи , а позднее и В. И. Ленина . Особое место в его наследии занимают многочисленные рисунки, выполненные в присущей ему импрессионистической манере, которые отражают любовь к Петербургу и его окрестностям, впечатления от городских событий, путешествий и встреч с самыми разными людьми. Глубоким лиризмом отмечены портрет маслом и большая серия рисунков, на которых изображен друг семьи пианист Владимир Софроницкий . Визель работал в живописи и графике, используя масло, акварель, гуашь, тушь, итальянский и графитный карандаш. Он зарекомендовал себя как мастер портретного жанра, пейзажных и интерьерных видов, а также как театральный художник.
Кроме Парижских салонов, работы Визеля экспонировались на выставках Московского общества любителей художеств (1894), Московского товарищества художников (1911), в галерее Лемерсье (1913) в Москве; Общества русских акварелистов (1895, 1901, 1903—1905), Нового общества художников (1910), выставках в залах ИАХ (1897, 1898, 1899, 1906, 1918), произведений художников — членов «Дома искусств» (1921), Общины художников (1925), Общества художников им. А. И. Куинджи (1926, 1927, 1928), на юбилейной выставке изобразительных искусств (1927) в Петербурге; 1-й передвижной выставке для Сибири в Томске (1903).
В настоящее время работы Э. О. Визеля хранятся и экспонируются в музеях Санкт-Петербурга , Москвы , Павловска, Саратова, Казани. Театральный музей Санкт-Петербурга хранит оригинальные акварельные и карандашные зарисовки сцен из спектаклей и актёров в ролях. Отдельные фонды документов, переписки и рисунков Э. О. Визеля находятся в Академии Художеств , в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, в музее истории Петербурга .
К столетию его рождения (1966) в залах музея академии была развернута его персональная выставка, впервые представившая разностороннее творчество мастера. В 1998 г., в Казани, на большой выставке работ художественной династии Визелей в Музее изобразительных искусств РТ экспонировалось более 160 произведений Эмиля Оскаровича. В 2012 году прошли 2 выставки с участием произведений Э. О. Визеля. С 1 по 15 февраля в здании Союза художников России (г. Москва, ул. Покровка, 37) выставка «Династия Визель» в честь 70-летия со дня рождения Заслуженного художника РФ Александра Визель, которому Эмиль Визель приходится троюродным дедом. В марте 2012 года в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан в рамках проекта «Немцы в Казани», приуроченного к 250-летию переселения немцев в Россию, выставка «Художественный мир семьи Визелей», где было представлено более ста художественных произведений и документальных источников семьи Визель.
В 1894 году Эмиля Оскаровича приглашают на должность помощника хранителя Музея Академии Художеств . В 1907 году Визель сменяет на должности хранителя академика живописи А. П. Соколова . По инициативе Визеля были созданы новые отделы в Музее Академии, он участвовал в формировании фондов Русского музея (1898) , разработал новый Устав, провел реорганизацию, занимался подбором и отправкой экспонатов из фондов музея академии для создания музеев в провинциальных городах России, контролировал их деятельность .
В 1900 году Визель приезжает в Париж в качестве представителя России для организации русского художественного отдела на международной выставке. Его деятельность высоко оценена французским правительством — он становится кавалером ордена Почетного Легиона . Впоследствии ему поручается организация таких же отделов на Международной выставке в Мюнхене в 1901, в Брюсселе — в 1910, в Риме — в 1911, в Турине и в Вроцлаве (старое русское название Бреславль) — в 1913 годах. В 1914 году Э. О. Визель избирается действительным членом Академии Художеств , работает экспертом по русской и западной живописи и скульптуре в комиссии при музейном отделе Главнауки , а также членом совета Эрмитажа и Русского музея .
Эмиль Оскарович упоминается в числе меценатов, которые материально поддерживали художников и жертвовали средства в «для вспомоществования бедным художникам, их вдовам и сиротам», учрежденный при Императорской Академии Художеств в 1894 году.
В революционные годы Визель принимает на себя ответственность за сохранение и эвакуацию сокровищ музея Академии художеств в Москву и их последующую реэвакуацию в Петроград.
Известны теоретические работы Эмиля Оскаровича — сообщения, доклады и выступления в печати о музее. Визель участвовал в подготовке каталогов русской скульптуры и живописи из собрания музея академии (1915), составил несколько каталогов частных коллекций, поступивших в музей (например, каталог коллекции В. Э. Краузольда, 1908). Сохранился его фундаментальный научный труд «Зрительные восприятия и их взаимоотношения с живописью» (1930).
В период сталинских репрессий Эмиль Оскарович Визель, его супруга, его сын Оскар Эмильевич Визель (этно-лингвист, преподаватель Ленинградского института востоковедения) со своей женой Верой Александровной Шолпо и его внук Андрей Оскарович Визель были высланы в Казахстан, в поселок Челкар (1935). Несмотря на материальные и бытовые трудности, Эмиль Визель и Вера Шолпо — оба художники — погрузившись в среднеазиатскую эстетическую специфику, писали портреты и пейзажи. Благодаря ходатайствам близкого друга семьи Софроницкого , через два года было получено разрешение на возвращение старшим Визелям. Спустя ещё год сыну Оскару Эмильевичу с семьей разрешают уехать из Казахстана, но не в Ленинград. Выбор пал на Казань, как университетский, музейный и театральный город с богатой интеллектуальной и художественной жизнью, где художник и лингвист могли бы найти работу по своей профессии. Однако в Казани в 1938 г. Оскара Визеля арестовывают повторно как «социально опасного» и приговаривают к 5 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и умер в 1939 г. (посмертно реабилитирован в 1956 г.) .
Последним испытанием для Эмиля Оскаровича Визеля стала блокада Ленинграда , в возрасте 77 лет он умер в 1943 году в осажденном городе.
Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград: 4 линия, Васильевский остров , д.1
Семья Визелей владела дачей на берегу Медумского озера (поселок Медуми , современная Латвия, Даугавпилсский край ), а также деревней Гринишки (современное названия Тетери, Даугавпилсский край, Латвия)
< Работы Э. О. Визеля: Стр.54. Автопортрет. 1922 г. (Карандаш); Стр. 54. Тифлис. 1931 г. (Карандаш); Стр.55. Портрет Алекандры Эмильевны Визель, жены художника. 1933 г. (Акварель); Стр.56. Репетиция балета. 1930-е. (Акварель, гуашь); Стр.57. Портрет Л. В. Собинова. 1935 г. (Акварель) >