Interested Article - Сыта
- 2020-10-15
- 1
Сыта ( сыть , иногда канун ) — вода, подслащённая мёдом, медовый взвар , разварной мёд на воде . Использовалась для приготовления любимых у восточных славян сладких лакомств (сытников). С сытой ели кутью и овсяный кисель , ею могли кормить души умерших. В народе говорили: «Сыченное — медовое, сытить — подсластить мёдом, сыченные мёды — дважды перебродившие» . В Белоруссии сыта с покрошенной булкой называлась канун и было поминальным блюдом .
Этимология
Существительное сыта — общеславянское. С аналогичным значением оно присутствует в украинском ( сита ), белорусском ( сыта ), в сербском ( сита ), в польском ( syta ) языках .
Прилагательное сытый (сытъ, -та, -то) в форме сꙑтъ встречается в XI веке. Это слово зафиксировано в : «сытъ, ыи прил. сытый: гладивая сия ненасыштеная яже николиже своимъ нѣста сыта ( Супрасльская рукопись )» .
Общепринятой этимологии слово сыта не имеет. А. И. Лазаренко, подробно рассмотев этот вопрос, считает наиболее вероятной гипотезу о происхождении общеславянского *sytъ от индоевропейского корня *seu-/*sū- . Подобная этимологизация прилагательного сытый делает достоверной его связь с существительным сыта . Семантика: «сок, влага / выделять сок» (индоевропейский *seu-/*sū- ) → поглощать сок / жидкую пищу (индоевропейский и, возможно, общеславянский глагол со значением «сосать») → насыщаться, быть сытым (общеславянское *sytъ ) → насыщенная вода или вода, делающая сытым (syta voda → syta) .
Традиции
Сыта была одним из основных продуктов поминальной трапезы (наряду с кутьёй , овсяным киселём , блинами ) . У восточных славян бытовал обычай после похорон оставлять на столе сыту и для души умершего: «После похорон старухи всю ночь караулят душу умершего, поставив на стол сыту; верили, что душа прилетит в образе мухи и будет пить приготовленный для неё напиток». Белорусы при посещении кладбища на Радуницу поливали могилы водкой и сытой .
В Древней Руси «рассытенный» мёд был популярным напитком, который употреблялся после еды.
Один из рецептов приготовления сыты заключался в заливании кипятком медовых сотов , заложенных в бочку. После растворения мёда в воде напиток процеживался от воска и употреблялся в охлаждённом виде .
По другому рецепту, для получения сыты мёд, порой даже в сотах, заливали тёплой водой (до +30 °C), но не горячей, так как иначе начинал плавиться воск в сотах. Иногда сыту уваривали на огне, для вкуса могли добавлять травы, пряности, хмель .
См. также
Примечания
- Ковалёв Н. И. Блюда русского стола: история и названия — Л.: Лениздат, 1995 — 314 с. — ISBN 5-289-01718-6 — С. 252
- , с. 453.
- , с. 69.
- , с. 386.
- , с. 820.
- , с. 819.
- , с. 83–84.
- , с. 486.
- , с. 392.
- // : около 10 000 слов : [ рус. ] / Слав. ин-т Акад. наук Чеш. Респ., Ин-т славяноведения и балканистики Рос. АН ; [ Э. Благова и др. ]; под ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки, Э. Благовой . — М. : Русский язык , 1994. — С. 676. — 842 с. — 5060 экз. — ISBN 5-200-01113-2 .
- , с. 56.
- , с. 52.
- , с. 208.
- , с. 386.
- , с. 11—15.
Литература
- Канун // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 453. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- Ковалёв Н. И. Блюда русского стола: история и названия. — Л. : Лениздат, 1995. — С. 252. — 314 с.
- Кутья / Валенцова М. М. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 69–71. — ISBN 5-7133-1207-0 . }
- Мёд / Валенцова М. М. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 208–210. — ISBN 5-7133-1207-0 .
- Гессен Д., Стыпула Р. . — М. : Советская Энциклопедия, Ведза Повшехна, 1980. — 1371 с.
- Лазаренко А. И. // Язык и культура : журнал. — 2011. — № 3 (15) . — С. 51–57 .
- Назаров Р. В. . — СПб. : Лицей, 1998. — 238 с. — ISBN 5-8452-0164-0 .
- Супруненко В. П. Запорожская вольница. — Вече, 2007. — С. 386. — 445 с. — ISBN 9785953320979 .
- // Большая энциклопедия русского народа. Русский образ жизни / Ред. О. А. Платонов. — М. : Ин-т рус. цивилизации, 2007. — С. 819. — 1136 с. — ISBN 978-5-902725-05-3 .
- Цесельский Т. Медоварение, или Искусство производства напитков из мёда и фруктов. — Екатеринослав: Тип. Я. А. Краснополера, 1910. — 70 с.
- Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем / редакционная коллегия: А. Вл. Гурко, И. В. Чаквин, Г. И. Касперович. — Мн. : Беларуская навука, 2010. — 466 с. — (Национальная академия наук Беларуси, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы).
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1882. — Т. 4. — С. 386.
- // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1987. — Т. III : Муза — Сят. — С. 820.
- Вештарт Г. Ф., Цярохін С. Ф. // Этнаграфія Беларусi. Энцыклапедыя / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн. : БелСЭ, 1989. — С. 486 . — ISBN 5-85700-014-9 . (белор.)
- 2020-10-15
- 1