Киевское восстание 1068 года
- 1 year ago
- 0
- 0
Киевское восстание 1113 года — конфликт в столице Киевской Руси после смерти князя Святополка Изяславича . В результате восстания по приглашению киевлян престол занял Владимир Мономах , который издал Устав Владимира Всеволодовича , облегчивший положение низов . В процессе восстания произошёл первый известный на Руси еврейский погром .
По мнению академика Б. А. Рыбакова , основной причиной восстания была финансовая политика администрации Святополка, в частности, введённый им соляной налог . Были разграблены дворы тысяцкого Путяты Вышатича и дворы сотских . Опасаясь за судьбу семьи покойного Святополка, а также разграбления своих дворов и монастырей, собравшиеся в Софийском соборе бояре призвали на княжение популярного своими победами над половцами переяславского князя Владимира Мономаха, сына третьего Ярославича Всеволода в нарушение прав сыновей второго Ярославича Святослава : Давыда Черниговского , Олега Новгород-Северского и Ярослава Муромского . Согласно изданному новым князем Уставу, устанавливалась предельная общая сумма процентных платежей по долгам (в зависимости от суммы основного долга). Фактически это избавляло бедноту от угрозы длительной или вечной кабалы .
По мнению историка И. Я. Фроянова , причиной бунта, начавшегося вскоре после смерти князя Святополка, явилось противоборство партий — сторонников вокняжения Владимира Мономаха и сторонников Давыда и Олега Святославичей . Партия «за» Святославичей имела большую поддержку со стороны еврейской общины, интересы которой Святославичи, как тесно связанные с Тмутараканью , в свою очередь, всячески оберегали. Защита интересов «казарской» корпорации (а иудеи в правление Святополка «получили многие пред христианы вольности») оборачивалась против христиан, ибо многие из них «торгу и ремесл лишились». Поэтому простые киевляне решили самым решительным образом не допустить до правления Святославичей. Они напали на двор Путяты, человека, близкого к Святополку, на дворы сотских и еврейский квартал. Этот грабеж свидетельствовал о поражении политических противников Владимира Мономаха и крушении их планов. Таким образом, по мнению Фроянова, грабеж носил прежде всего политический характер .
Профессор Джон Клиер , напротив, считает, что мотивы нападений на богатых бояр и евреев были чисто экономическими. По мнению Клиера, это был бунт против «ненавистной соляной монополии, установленной Святополком» .
Историк В. Я. Петрухин полагает, что еврейский погром был связан с кровавыми наветами на евреев , в частности, с легендой о Евстратии Печерском , якобы убитом евреем-работорговцем за отказ от принятия иудаизма . Петрухин считает, что представления о покровительстве Святополка ростовщикам как причине погрома основаны на «реконструкции» Василия Татищева , который использовал для этого известную ему ситуацию в Речи Посполитой XVII века .
После смерти Святополка киевляне пригласили на княжение Владимира Мономаха, который вначале отказался от киевского княжения. Тогда они разграбили двор тысяцкого Путяты и дворы киевских евреев. После этого киевляне снова позвали Владимира, который на этот раз согласился :
Наутра же 17-го [апреля] посоветовались киевляне и послали к Владимиру сказать: «Пойди, княже, на стол отца и деда». Услышав это, Владимир заплакал горько и не пошел, печалясь о брате. Киевляне же разграбили двор тысяцкого Путяты, пошли и на евреев и их пограбили. И снова послали киевляне к Владимиру, говоря: «Приходи, княже, в Киев; если не придешь, то знай, что много бед произойдет, не только Путятин двор, не только сотских и евреев пограбят, но нападут и на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, княже, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев .
Оригинальный текст (церк.-сл.)Наутрия же, въ семы на 10 день, свѣтъ створиша кияне, послаша к Володимеру, глаголюще: «Поиди, княже, на столъ отенъ и дѣденъ». Се слышавъ, Володимеръ плакася велми и не поиде, жаляси по братѣ. Кияни же разъграбиша дворъ Путятинъ, тысячького, идоша на жиды и разграбиша я. И послашася паки кияне к Володимеру, глаголюще: «Поиди, княже, Киеву; аще ли не поидеши, то вѣси, яко много зла уздвигнеться, то ти не Путятинъ дворъ, ни соцькихъ, но и жиды грабити, и паки ти поидуть на ятровь твою и на бояры, и на манастырѣ, и будеши отвѣтъ имѣти, княже, оже ти манастырѣ разъграбять». Се же слышавъ, Володимеръ поиде в Киевъ .