Улица появилась в середине
XVIII века
. Названа по фамилии домовладельца Подрезова. Название известно с 1776 года. Топоним имеет в составе названия форму краткого притяжательного прилагательного женского рода
. С 1804 по 1817 год называлась также
15-й улицей
в ряду восемнадцати улиц, перпендикулярных Большому проспекту, однако здесь, на
Петроградской стороне
, в отличие от
Васильевского острова
, такие «номерные» названия не прижились.
выезд с Подрезовой улицы на Чкаловский и Левашовский проспекты и въезд обратно в последние годы отсутствуют
Здания и достопримечательности
От Большого до Малого проспекта
Дом
№ 1
/
Большой проспект Петроградской стороны
, дом 74 /
Бармалеева улица
, дом 4
памятник архитектуры
(вновь выявленный объект)
— 7-этажный (7-й этаж —
мансарда
)
доходный дом
Анастасии Александровны Антоновой. Построен в
1912
—
1913 годах
в стиле
неоклассики
по проекту
В. В. Шауба
. Включён существовавший здесь ранее трехэтажный особняк (арх. Б. А. Бржостовский, 1897—1899). Дом Антоновой — это большой, типичный для Петербурга-Петрограда начала
XX века
доходный дом с двумя прямоугольными внутренними дворами. Для извлечения дохода госпожой Антоновой на первом этаже был оборудован кинотеатр «Люкс», начавший кинопоказы весной
1913 года
. Кинотеатр работал до
революции
, а затем вновь с
1930
по
2006 год
под названиями «Труд», «Хроника» и наконец (с
1940 года
) «Свет». Он специализировался на показе документальных и научно-популярных фильмов (но в репертуаре присутствовали и художественные), а в
1990-е
—
2000-е
, помимо этого, демонстрировал также классику мирового кино, часто сопровождая показы просветительскими лекциями. В 2006 г. кинотеатр «Свет» был закрыт на ремонт, а в
2009 году
на его месте открыт ресторан.
Дом
№ 2
/
Большой проспект Петроградской стороны
, дом 70-72 /
ул. Подковырова
, 5 —
1912
—
1913
, доходный дом Ф. Ф. Утемана, арх.
Д. А. Крыжановский
и
А. А. Стаборовский
. В 1800-х гг. на этом участке, владел которым мастер булочного цеха Иван Гарднер, находились небольшие деревянные строения. С 1830-х до 1900-х гг. участком владела семья, а затем наследники, протоиерея П. Я. Духовского, служившего в Сергиевском соборе на
Литейном проспекте
. В начале XX века здесь арендаторами были построены деревянные и бетонные торговые павильоны. Сменив ещё двух владельцев, участок перешёл к
действительному статскому советнику
и крупному предпринимателю Ф. Ф. Утеману (он получал доход, в частности, от Товарищества Российско-американской резиновой мануфактуры «
Треугольник
», пивоваренной компании «Бавария», фабрики «
Скороход
»). При нём и было построено существующее здание. Корпус, выходящий главным фасадом на Большой проспект, украшен
пилястрами
, небольшими
балконами
,
эркером
, угловыми
ризалитами
. Первые два этажа предназначались для торговых помещений. На углу Большого пр. и Подрезовой ул. с
1930-х годов
находится канцелярский магазин. В
1910-е
годы квартиру в этом доме снимал авиаконструктор
Д. П. Григорович
. В квартире 54 в 1940—
1950-е
гг. жил прозаик и драматург Б. Рест, в 1950—
1960-е
— поэт и переводчик Л. И. Хаустов, а затем — поэт М. Л. Сазонов.
4-этажный жилой дом
№ 4
, прилепившийся к
брандмауэру
дома № 2, построен в
1905 году
по проекту С. И. Молчанова.
В доме
№ 5
(техник П. Л. Спокойский-Францевич,
1912
) жил кинорежиссёр
И. А. Авербах
Дом
№ 6
— доходный дом Софьи Георгиевны Стадницкой (
1910
—
1911
, техник А. А. Ефимов)
Дом
№ 7
— доходный дом,
1912
, автор проекта А. Прохоров.
Дом
№ 10
— доходный дом,
1913
, авторы проекта Г. Голубев и С. Розеноер,
неоклассицизм
.
Дом
№ 12
(противоположный фасад обращён на параллельную
улицу Подковырова
, 21) — доходный дом, эклектика, арх. Сергей Владимирович Рубанов, техник Александр Александрович Венсан,
1912
.
Утраченная Казанская церковь на углу Подрезовой ул. и Малого пр.
Дом № 14 (Малый пр., 69) на месте бывшего монастырского подворья
Дом
№ 14
/
Малый проспект Петроградской стороны
, 69 построен в
конструктивистском стиле
в конце
1920-х гг.
по проекту Ф. А. Лыхина на месте бывшего
подворья
Казанского Вышневолоцкого женского общежительного монастыря
. Включены и частично сохранились бывшие монастырские постройки. До 1907 г. на этом участке стоял деревянный
особняк
с
мезонином
. Владельцы участка менялись несколько раз: так, в 1876 г.
мещанин
Кузьма Никифорович Дубровин купил его у переплётчика Фридриха Августа Мартенса, а в 1886 г. в бывшем особняке располагался
дом терпимости
г-жи Волпянской.
В 1907 г. Михаил Феоктистович Уткин, владелец ресторана «Вена», приобрёл этот участок и пожертвовал его монастырю.
Епархиальный
архитектор
А. П. Аплаксин
пристроил небольшую
часовню
, которая была освящена 30 ноября 1908 г. В 1910 году на месте деревянной часовни была освящена каменная в честь рождения
цесаревича Алексея
, в 1910—1913 годах (всё по проекту того же архитектора) возведён каменный храм. Также был построен четырёхэтажный дом для монахинь. В 1919 году подворье было упразднено и храм стал приходским, а в 1923 году он был закрыт, после чего весь комплекс зданий перестроен под общежитие (в 1960-х — общежитие финансово-кредитного техникума
). В настоящее время, помимо общежития, в здании находятся квартиры и офисы.
Дом
№ 17
/
Малый проспект Петроградской стороны
, 76 — доходный дом А. Т. Мунста (
1911
, техник
,
модерн
). В 1880-х годах здесь стоял деревянный дом мещанки Ольги Николаевны Викулиной с остеклённым балконом, выходящим в сад. Во дворе находились каретный и дровяной сараи, конюшня на три стойла, прачечная, ледник. В 1905 году участок перешёл к переехавшему в Санкт-Петербург крестьянину
Лифляндской губернии
Мунсту, который сначала надстроил существовавшие каменные дворовые службы и открыл слесарную мастерскую, а в 1907 году приступил к строительству существующего дома с 3- и 4-комнатными квартирами и маленькими магазинами на первом этаже
. В 1921 году в этом доме жила
Ю. Н. Данзас
— теолог, историк религии и публицист (внучатая племянница секунданта Пушкина
К. К. Данзаса
).
Дом
№ 18
— современный жилой дом, стилизованный под
северный модерн
; название проекта — «Северный модерн на Петроградской»,
1999 год
, архитектор Евгений Подгорнов, застройщик — компания Setl City. Стрельчатая башня дома Подгорнова повторяет в увеличенном масштабе форму подъезда соседнего дома № 20 И. А. Претро. Дом сдан в
2001 году
, инвестор —
ООО
«Строительная компания „Петербургская Недвижимость“»
.
Элитный жилой дом «Северный модерн на Петроградской», построенный компанией Setl City в Петроградском районе на улице Подрезова, 18, стал победителем конкурса «Связь времен», организованного общественным движением «
Живой город
».
Дом
№ 21
— это сразу два совершенно различных соседних здания: современный двухэтажный
мини-отель
«Регина»
и тоже двухэтажный, но старый дом, в котором расположены аварийные службы района, — что создаёт изрядную путаницу.
Между домами 20 и 26 расположен участок дома 37 по
ул. Подковырова
, обращённый к Подрезовой улице своим вторым фасадом. Это бывший
детский сад
, после пожара и коренной реконструкции ставший центральным петербургским офисом ООО «Сургутэкс» — дочерней компании «
Сургутнефтегаза
».
Дом 26б
— бывший дом Н. А. Бороздина,
1911
, арх.
Д. А. Крыжановский
(другой корпус того же дома фасадом выходит на улицу Подковырова, 43б).
Двухэтажный дом
№ 27
, противоположный фасад которого выходит на
Бармалееву улицу
, — детский сад № 62 Петроградского района — ГДОУ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития. Здание построено по типовому проекту архитекторов
Л. Е. Асса
и А. С. Гинцберга
.
Дом 28
/
Чкаловский пр.
, дом 27 / ул. Подковырова, д.45
памятник архитектуры
(вновь выявленный объект)
— Дом 19-го городского попечительства о бедных,
1914
—
1915
, арх. С. В. Рубанов, ныне инженерно-экономический институт.
Ближайшие остановки общественного наземного транспорта расположены на Большом пр. П. С. (при движении с северо-востока на юго-запад), Малом пр. П. С. и
Большой Пушкарской ул.
(при движении в обратном направлении), а также на Чкаловском проспекте и Бармалеевой улице:
Андрей Рыжков.
(неопр.)
Санкт-Петербургские ведомости
, № 154 (21 августа 2007).
Дата обращения: 27 ноября 2017.
11 сентября 2012 года.
↑
Включён в
(утверждён приказом
КГИОП
от 20 февраля 2001 года № 15 с изменениями на 10 ноября 2021 года).
«7 апреля с 10 часов вечера состоялись сеансы картин из
Балканских событий
с объяснительным чтением» («Вестник кинематографии» от 20 апреля 1913 г. об одном из первых киносеансов в «Люксе»). «Театр „Люкс“, открытый в прошлом году, благодаря умелому ведению дела сумел приобрести широкий круг постоянных посетителей» (Журнал «Синефоно», май 1914 г.).
В
1918
—
1930
помещение кинотеатра занимали рабочая артель, различные учреждения, Леноблоно
от 19 декабря 2007 на
Wayback Machine
↑
Сапрыкина Л. Ю.
// Открытые слушания «Института Петербурга»: Материалы конференций. — СПб.: Региональная общественная организация «Институт Петербурга», 2007—2010. — 10 с.
(неопр.)
.
Дата обращения: 18 февраля 2012.
6 февраля 2012 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 18 февраля 2012.
6 марта 2012 года.
Архитектура Ленинграда —
Л.
—
М.
: Государственное издательство по строительству и архитектуре, 1957.
↑
1 февраля 2012 года.
Литература
Горбачевич К. С.
,
Хабло Е. П.
Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. —
Л.
:
Лениздат
, 1985. — С. 301. — 511 с.
Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева,
А. Г. Владимирович
,
А. Д. Ерофеев
и др. — 2-е изд., перераб. и доп. —
СПб.
:
Лик
, 1997. — С. 96. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). —
ISBN 5-86038-023-2
.