Interested Article - Вустин, Александр Кузьмич

Алекса́ндр Кузьми́ч Ву́стин ( 24 апреля 1943 , Москва 19 апреля 2020 , Москва ) — советский и российский композитор .

Биография

Александр Вустин начал сочинять музыку в 1952 году, но считал, что только в 1972 году он обрёл свой индивидуальный композиторский почерк. В 1957—1961 годах занимался композицией у Григория Самуиловича Фрида , которому в дальнейшем посвятил «Слово для духовых и ударных» (1975). В 1969 году закончил Московскую государственную консерваторию по классу Владимира Фере , работал редактором на радио, а затем в издательстве «Советский композитор». Вустин — активный участник новой Ассоциации современной музыки (АСМ-2), созданной и возглавленной Эдисоном Денисовым в 1989 году. Его работы в кино включают музыку к фильму Рустама Хамдамова « Анна Карамазофф », 1991 .

С 2016 года — «композитор в резиденции» Госоркестра России (проект Владимира Юровского ). С этим сотрудничеством связан взлёт популярности Вустина в самые последние годы его жизни, увенчавшийся мировой премьерой его оперы «Влюблённый дьявол» под управлением Юровского 15 февраля 2019 в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко .

Супруга — Марина Ельянова, музыкальный редактор . Сын — певец Юрий Вустин (род. 1968), солист ансамбля старинной музыки «Volkonsky Consort» .

Умер в Москве 19 апреля 2020 года от коронавирусной инфекции . Урна с прахом композитора была захоронена 15 августа 2020 года на Введенском кладбище Москвы (23-й участок) .

Творческая характеристика

Музыкальный язык Вустина отличается крайней сдержанностью, углубленностью, смысловой концентрацией, интенсивным переживанием времени как своего рода пространства актуального музыкального действия, общего для автора, исполнителя и слушателя, и в этом смысле его можно назвать наследником традиций Антона Веберна .

Исполнители

Среди исполнителей его сочинений — ГАСО (Госоркестр им. Е. Ф. Светланова), симфонический оркестр Би-Би-Си , дирижёры Владимир Юровский , Лев Маркиз , Александр Лазарев, , Рейнберт де Леу , скрипач Гидон Кремер , ударник Марк Пекарский , саксофонист , певцы Светлана Савенко , Алиса Гицба , Елена Васильева и др.

Избранные сочинения

Александр Вустин (2008)
  • «Три стихотворения Моисея Тейфа » (1966) для голоса (баса) и фортепиано (в русском переводе Юнны Мориц )
  • Струнный квартет (1966)
  • Симфония (1969) для оркестра
  • «Три торопецкие песни» (1972) для фортепиано
  • «Ноктюрны» (1972—1982) для камерного ансамбля и высокого голоса
  • «Слово» (1975) для духовых и ударных, посв. Григорию Фриду
  • «Соната для шести» (1973)
  • «Lamento» (1974) для фортепиано
  • «Каприччио» (напевы из сборника М. Береговского . 1977—1982) для голоса (меццо-сопрано), мужских голосов и ансамбля
  • «Памяти Бориса Клюзнера » (1977) для голоса, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, на текст Юрия Олеши
  • «Memoria-2» (концерт, 1978) для ударных, клавишных и струнных
  • «Сказка» (1979) для гобоя соло
  • «Возвращение домой» (1981) для голоса и 13 инструментов, стихи Дмитрия Щедровицкого
  • «Досуги Козьмы Пруткова » (1982) для баритона и ударных
  • «Посвящение Бетховену» («Hommage à Beethoven», 1984) концерт для ударных и камерного оркестра)
  • «Праздник» (1987) для детского хора и оркестра на тексты русских певческих книг XVII века
  • «Влюбленный дьявол» (1975—1989) опера по одноимённой повести Ж. Казота , либретто Вл. Хачатурова
  • «Блаженны нищие духом» (1988) для контратенора и камерного ансамбля
  • «Действо от Луиджи» (1990) для ансамбля ударных
  • «Белая музыка» (1990) для органа
  • «Письмо Зайцева» ( 1990 ) для голоса, струнных, большого барабана и магнитной ленты. Текст Сергея Зайцева
  • «Музыка к фильму» ( 1991 ) для ударных и оркестра
  • «Музыка для десяти» ( 1991 ) на текст Жана-Франсуа Лагарпа
  • «Героическая колыбельная» ( 1991 ) для ансамбля
  • «Посвящение сыну» ( 1992 ) для флейты и ансамбля
  • «Три стихотворения Андрея Платонова » из романа « Чевенгур » ( 1992 ) для голоса и ансамбля
  • «Agnus Dei» ( 1993 ) для смешанного хора, ударных и органа
  • «Маленький реквием» (Kleines Requiem, 1994 ) для сопрано и струнного квартета
  • «Музыка для Ангела» ( 1995 ) для саксофона, вибрафона и виолончели
  • «Песня из романа Андрея Платонова» ( 1995 ) для хора и оркестра
  • «Исчезновение» ( 1995 ) для баяна, виолончели и струнного оркестра
  • «Фантазия» Посвящение Гидону Кремеру ( 1996 ) для скрипки и оркестра
  • Танго «Hommage à Guidon» ( 1997 ) для скрипки, струнного оркестра и ударных
  • Трио ( 1998 ) для фортепиано, скрипки и виолончели
  • «День рождения Марка Пекарского » ( 1998 ) для ансамбля ударных
  • «Свете тихий» ( 1999 ) для голоса
  • «Похвала земле» ( 1999 ) для детских голосов и камерного оркестра на стихи Ольги Седаковой
  • «Veni, Sancte Spiritus» ( 1999 ) для хора, ударных и ансамбля
  • «Canto» ( 1999 ) для поющего струнного трио, слова А. С. Пушкина
  • «Alone» ( 2000 ) для вибрафона соло
  • «Sine Nomine» ( 2000 ) для оркестра
  • «Ночная мгла» ( 2000 ) для детского и смешанного хора и камерного оркестра на стихи Бориса Пастернака (часть коллективного сочинения)
  • «К Софии» ( 2001 ) для голоса (меццо-сопрано) и ансамбля на стихотворение Ольги Седаковой «Отшельник говорит», посв. Софии Губайдулиной
  • «Эпиграф» для органа (памяти Эдисона Денисова )
  • «Голос» ( 2001 ) для альта (меццо-сопрано) соло, стихи Ольги Седаковой
  • «Седьмое слово» ( 2002 ) для ансамбля (часть коллективного сочинения)
  • «Spem in alium» ( 2003 ) для фортепиано, голосов (альты, басы) и ансамбля на текст из мотета Томаса Таллиса
  • « Постлюдия » ( 2003 ) для ансамбля
  • «Разоблачение Евы» («Взгляд № 5», 2004 ) для оркестра (часть коллективного сочинения)
  • «Приношение» ( 2004 ) для ансамбля, посв. Гидону Кремеру в память о Д. Шостаковиче
  • Credo ( 2004 ) для ансамбля, посв. М. Дубову и А. Виноградову в память об Э. Денисове
  • «Вечерние птицы» ( 2006 ) для струнного трио
  • «Театр» ( 2006 ) для голоса (меццо-сопрано) и ансамбля на стихи Дмитрия Щедровицкого
  • «Далёкий свет» ( 2007 ) для бас-кларнета соло
  • «Музыкальная жертва» ( 2007 ) для виолончели и фортепиано
  • «Поиски звука» ( 2008 ) для солирующих колоколов и оркестра
  • «Canticum canticorum» (« Песнь Песней », 2010 ) для голосов и ансамбля
  • «Литания» ( 2011 ) для ударных, голосов и органа
  • «Из жизни эльфов» ( 2011 ) для фортепиано, скрипки и виолончели
  • «Ветер» ( 2012 ) для хора и инструментального ансамбля на стихи Александра Блока из поэмы « Двенадцать »
  • «Вечернее море» ( 2012 ) для поющего струнного трио, стихи Ольги Седаковой
  • «Посвящение» ( 2013 ) для виолончели, ударных и фортепиано
  • «Памяти Григория Фрида» ( 2014 ) для альта и фортепиано
  • «Песня Лукерьи» ( 2015 ) для магнитной плёнки, народного голоса и оркестра
  • «Песнь восхождения» ( 2016 ) для оркестра и голосов
  • «Три стихотворения Ольги Седаковой» ( 2017 ) для голоса (баса) и оркестра

Примечания

  1. — 2020.
  2. — 1808.
  3. от 21 апреля 2020 на Wayback Machine // «Коммерсантъ», 20.04.2020.
  4. . nenuda.ru. Дата обращения: 21 апреля 2020. 30 января 2020 года.
  5. . Дата обращения: 21 апреля 2020. 24 апреля 2020 года.
  6. . Фонтанка (19 апреля 2020). Дата обращения: 19 апреля 2020. 28 июля 2020 года.
  7. www.moscow-tombs.ru . Дата обращения: 5 апреля 2021. 14 апреля 2021 года.

Литература

  • Вустин А. Музыка — это музыка (Беседа с Е. Польдяевой) // Музыкальная академия , 1993, № 4
  • Ценова В. Александр Вустин: Поле битвы — душа // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М.: Композитор, 1994 (на англ.яз. в кн.: Underground Music from the Former USSR. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1998).
  • Северина И. Творчество Александра Вустина // Музыкальная академия, 2003, № 4.
  • Шульгин Д. И. . — М., 2008.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • [experts.about.com/e/a/al/alexander_vustin.htm experts.about.com] (англ.)
  • (недоступная ссылка)
  • , посвящённый технике композиции, жизни и аналитическому исследованию творчества Александра Вустина, выполненного Д. Шульгиным , в том числе на основе личных многолетних бесед с композитором.
Источник —

Same as Вустин, Александр Кузьмич