Interested Article - Дулембянка, Мария
- 2020-10-10
- 2
Мария Дулембянка ( польск. Maria Dulębianka , 21 октября 1861 , Краков — 7 марта 1919 , Львов ) — польская художница, писательница и общественный деятель, феминистка и лесбиянка . Соосновательница и член Союза польских художниц, деятельница феминистического движения во Львове. Дулембянка, как и многие женщины-активистки, исчезла из учебников истории вплоть до возрождения феминизма в 1990-х годах . Её отмечают за новаторскую работу с правами женщин , за содействие вступлению женщин в Академию искусств, а также за создание первой женской средней школы во Львове . В 2018 году на экраны вышел фильм «Siłaczki» и . В нём описывается борьба польских женщин за получение равных прав, а Дулембянку сыграла Мария Северин .
Биография
Родилась в семье землевладельцев. Окончила школу в Кракове , затем изучала искусство в Варшаве , а также в Вене и Париже.
Известна своими феминистическими убеждениями. В частности, активно участвовала в женских движениях Галиции . Вместе с соратницами основала женскую гимназию и женский избирательный комитет во Львове .
Училась в Вене; в 1880—1885 годах — Школа рисунка в Варшаве; в 1885—1886 годах — обучалась в Академии Жюльена ( Париж ). После обучения работала в Австрии и Италии.
В 1887 году вернулась в Варшаву с намерением открыть художественную школу для женщин. Сторонница избирательного права женщин , она выступала за то, чтобы женщин принимали в Краковскую академию искусств ещё в 1885 году .
В 1889 року 29-летняя Дулембянка познакомилась со старшей на 19 лет Марией Конопницкой, матерью восьми детей и писательницей, которая жила отдельно и независимо от своего мужа Ярослава Конопницкого . Они стали неразлучы, и с момента их встречи Конопницкая стала главной темой картин Дулембянки . Природа их отношений не была окончательно определена исследователями . Отчасти потому, что после их смерти письма сожгла семья , а также потому, что Конопницкая, зная, что официальные цензоры могли читать её, редко писала про семейные дела даже в опубликованных работах . Кшиштоф Томашик, писавший о Дулембянке в «Homobiografie» (2008), подтвердил, что она имела другие отношения с женщинами и что у пары были подруги, известные как лесбиянки , хотя этот термин в те времена не использовался .
С 1896 года — активная трудовая и общественная деятельность во Львове . В частности, работала главной смотрительницей Художественно-промышленного музея (1915).
Ведущее место в творчестве Марии Дулембянки занимал портрет. Изображала художница преимущественно женщин, в частности, многочисленны образы М. Конопницкой . Особое место занимают автопортреты художницы (хранятся в собрании Львовской национальной галереи искусств ), характерными чертами которых являются аскетичность изображения и малый формат. Её работы были признаны на Парижской выставке 1900 года . С 1903 года — участница художественных выставок во Львове. В 1919 году состоялась персональная выставка художницы (посмертно). Работы хранятся во Львове ( Львовская галерея искусств ) и Польше. После 1889 года большинство картин принадлежали Марии Конопницкой .
Продолжая свою работу по защите прав женщин и помощи бедным, Дулембянка основала Związek Uprawnienia Kobiet (Союз прав женщин), Liga Mężczyzn dla Obrony Praw Kobiet (Мужская лига защиты прав женщин) и Komitet Prawnienia Kobiet (Женский комитет общественного труда) . Возглавляя Комитет общественного труда, она основала кухни для бедных, детские ясли и Klub Uliczników (Уличный детский клуб), оказывая помощь уличным детям и сиротам . Когда во Львове было создано Стрелецкое общество, Дулембянка стала одной из первых его членов . В 1914 году она призвала членов «Общественного труда» поддержать легионы Пилсудского , когда Львов заняла русская императорская армия . Она и Комитет общественного труда оказывали помощь войскам и гражданскому населению, пока город был под властью России .
1917 год — соосновательница и член Союза польских художниц (Львов).
В 1918 году, когда Польша восстановила свою независимость, женщины наконец-то получили право голоса . Была делегатом Временного правительственного комитета, выбрана главой Женской лиги . Когда в ноябре началась польско-украинская война , она вступила в Польский Красный Крест, организовала польскую санитарную службу, принимала участие в обороне Львова. Сначала работала медсестрой, но оставила пост, чтобы служить посыльной . Организовала помощь польским солдатам, интернированным в украинских лагерях военнопленных . Путешествуя на нерегулярно курсирующих поездах, а также пешком и верхом, Дулембянка и две работницы больницы, Теодозя Дзедушицкая и Мария Опенская, пробирались через снег в лагерь в Микулинцах . В лагере она заболела тифом и группа вернулась во Львов .
Умерла 7 марта 1919 года во Львове, похоронена в могиле Конопницкой на Лычаковском кладбище . Похороны стали широко посещаемым патриотическим мероприятием, привлекая активисток женского движения, матерей-одиночек и жительниц приютов . Позже тело Дулембянки было перезахоронено в отдельной могиле .
Творческое наследие
- «Трио» (1884),
- «Чтение» (1890-е годы),
- «Хозяйка», «Сиротская доля» (обе — 1890),
- «Без работы» (1900),
- «Автопортрет в берете» (1901),
- «Автопортрет со скрипкой», «Автопортрет с палитрой», «Девушка с мандолиной», «Море» (все — 1909),
- «Чтение», «Вид костёла св. Елизаветы во Львове».
Галерея
-
Портрет Марии Конопницкой (1902)
-
Мария Конопницкая (1902)
-
Мария Конопницкая (1910)
-
Море
-
Учёный с книгой (до 1919)
-
Надгробная плита М. Дулембянки
Примечания
- ↑ Maria Dulębianka h. Alabanda // (польск.)
- ↑ Maria Dulebianka // (нем.)
- ↑ Ersoy, Ahmet. : [ англ. ] / Ahmet Ersoy, Maciej G¢rny, Vangelis Kechriotis. — Central European University Press, 2010-01-01. — ISBN 978-963-7326-61-5 .
- ↑ . www.strony.ca . Дата обращения: 4 апреля 2022. 27 октября 2021 года.
- . web.archive.org (7 апреля 2018). Дата обращения: 4 апреля 2022. 7 апреля 2018 года.
- . web.archive.org (7 июня 2019). Дата обращения: 4 апреля 2022. 7 июня 2019 года.
- 28 января 2018 года. — доклад на международной научно-практической конференции «Ерделівські читання», Закарпатский художественный институт, Ужгород , 13-14. 05. 2014.
- ↑ . web.archive.org (7 марта 2019). Дата обращения: 4 апреля 2022. 7 марта 2019 года.
- ↑ . wyborcza.pl . Дата обращения: 4 апреля 2022. 26 марта 2022 года.
- ↑ . web.archive.org (6 марта 2016). Дата обращения: 4 апреля 2022. 6 марта 2016 года.
- ↑ : [ англ. ] . — Wydawnictwo UJ. — ISBN 978-83-233-8669-8 .
- ↑ (польск.) . queer.pl . Дата обращения: 4 апреля 2022. 29 октября 2021 года.
- . web.archive.org (10 апреля 2019). Дата обращения: 4 апреля 2022. 10 апреля 2019 года.
- ↑ . web.archive.org (19 октября 2017). Дата обращения: 4 апреля 2022. 19 октября 2017 года.
Литература
- Krzysztof Tomasik. Homobiografie: pisarki i pisarze polscy XIX i XX wieku (польск.) . — Warszawa: Wydawnictwo Krytyki Politycznej, 2008. — ISBN 978-83-61006-59-6 .
- 2020-10-10
- 2