Interested Article - Мария Пророчица
- 2020-01-25
- 1
Мария Пророчица (также: Мария Еврейка , Мария Гречанка , Мария Коптская ) — первая женщина-алхимик, предположительно жившая в I или III в. н. э.; возможная основательница александрийской алхимической школы, изобретательница ряда химических аппаратов и процессов, используемых по сей день.
Происхождение
Большинство историков считают Марию еврейкой . Алхимик Олимпиодор (IV в. н. э.) приводит знаменитый отрывок, из-за которого Марию стали называть еврейкой. Говоря о «святости» своей книги (трактата «О печах и приборах», сохранившегося в пересказе Зосима Панополита ), Мария предостерегает: «Не прикасайся к ней (если ты не из рода Авраамова), когда ты и впрямь не из нашего рода». Смысл этой фразы не вполне ясен, так как отрывок, заключенный в скобки, некоторым представляется глоссой , вставленной в текст позднейшим переписчиком.
Некоторые ошибочно отождествляли Марию Пророчицу с Мириам -пророчицей (сестрой Моисея ) или с Марией Магдалиной .
Швейцарский исследователь Курт Зелигманн считает, что прозвище Марии «еврейка» неверно, считая, что скорее её следовало бы назвать «Марией гречанкой».
Мария упоминается Зосимом Панополитом в IV в. в наиболее раннем сохранившимся со наших дней алхимическом трактате. , а также александрийским алхимиком .
Открытия
Мария Профетисса была изобретателем — водяной бани особой конструкции, используемой в алхимии и химии. Баня позволяла очень медленно нагревать вещества, и сегодня она используется в кулинарии при нагреве соусов. Она также была создателем керокатиса — закрытого сосуда, в котором подвергались воздействию пара тончайшие пластинки различных металлов, и трибикоса — аппарата, напоминающего перегонный . При помощи этих аппаратов, обладая знаниями о разной температуре кипения различных жидкостей, Мария Профетисса научилась разделять жидкие смеси на отдельные вещества. Это были первые шаги на пути к производству крепкого алкоголя и эссенций.
Философские взгляды
Ей приписывается высказывание: «Одно становится двумя, а два — тремя, и [благодаря] третьему одно — четвёртое». ( ) К. Юнг толковал эту мысль как путь к индивидуализации.
См. также
Примечания
- (англ.) // — , Taylor & Francis , 1982. — Vol. 29, Iss. 3. — P. 187. — ISSN ; — —
- Maria the Jewess // (неопр.) . — , 2006. 23 июля 2010 года.
- Chemical History Tour, Picturing Chemistry from Alchemy to Modern Molecular Science Adele Droblas Greenberg Wiley-Interscience 2000 ISBN 0-471-35408-2
- (недоступная ссылка)
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- . Дата обращения: 25 июля 2011. Архивировано из 9 января 2017 года.
- Дата обращения: 23 марта 2009. Архивировано из 23 марта 2009 года.
- Berthelot, "La Chimie au Moyen-Âge, " iii. 125
- E.J. Holmyard, Alchemy , 1957 (New York: Dover, 1990), pp. 48f
- И.Лазерсон, С.Синельников, Т.Соломоник. За столом с Ниро Вульфом или секреты кухни великого сыщика [lib.ru/DETEKTIWY/STAUT/kulinarnyj_detektiw.txt]
- Ольга Лепеха. Съедобная бумага и спагетти из мозгов, или Зачем на кухне алхимия? от 26 января 2010 на Wayback Machine
- Юнг К. Г. Психология и алхимия.
Ссылки
- : The Dialogue of Mary and Aros on the Magistery of Hermes
- Haeffner, Mark. The Dictionary of Alchemy: From Maria Prophetissa to Isaac Newton. The Aquarian Press, London, 1991. ISBN 1-85538-085-4
- 2020-01-25
- 1