Бухта Филиппа
- 1 year ago
- 0
- 0
Фессалийские походы 358—344 до н. э. — военные кампании Филиппа II в Фессалии , закончившиеся подчинением этой области Македонскому царству .
В Фессалии с конца V в. шла внутренняя борьба между Фессалийским союзом — объединением полисов во главе с городом Лариссой — и ферскими тиранами, стремившимися поставить под свой контроль всю область. Правивший в Лариссе олигархический клан в прошлом уже обращался к Фивам и македонскому царю Александру II за помощью против тирана Александра Ферского . В 358 до н. э. Александр был убит сыновьями Ясона Ферского Тисифоном и Ликофроном II, которые взяли власть в Ферах , и вскоре возобновили наступление на свободные города .
Теснимые врагами Алевады вновь просили помощи у Македонии.
Осенью 358 до н. э. Филипп вступил в Фессалию. К этому походу его побудили две основные причины. Во-первых: союз с Лариссой и Фессалийским союзом мог предоставить в его распоряжение сильнейшую в Греции фессалийскую конницу, во-вторых: из Северной Фессалии в Македонию вели горные перевалы, которыми могли бы воспользоваться его враги для вторжения (как это уже делали фиванцы и планировал сделать Ясон Ферский), а следовательно, нужно было оставить эти проходы под контролем друзей, а не врагов .
Македонский царь разбил ферских тиранов и принудил их ограничиться рамками своего родного города. С Фессалийским союзом был заключён договор, скреплённый браком Филиппа с некоей Филинной из Лариссы . По словам Юстина (IX, 8, 1), она была танцовщицей (то есть проституткой), но исследователи полагают, что Юстин, по своему обыкновению, злословит, и эта женщина принадлежала к правящему роду Алевадов . Через год она родила Филиппу сына Арридея ( Филиппа III ) .
Следующий этап вмешательства Филиппа в фессалийские дела был связан с начавшейся незадолго до этого Третьей Священной войной . Фессалийский союз выступал в ней в числе противников фокидян , и те, как полагают, заключили союз с ферскими тиранами, предоставив последним крупные субсидии для ведения войны. Тираны Ликофрон и Пифолай, навербовав на эти деньги дополнительные отряды наёмников, выступили против Лариссы .
Алевады в очередной раз обратились за помощью к Македонии. Детали этой кампании известны плохо, но полагают, что, вступив в Фессалию, Филипп соединился с фессалийскими войсками и подступил к Ферам. Возможно, македоняне уже тогда взяли Пагасы — порт, принадлежавший Ферам. Тираны просили помощи у стратега-автократора Фокидского союза Ономарха , воевавшего в этот момент в Беотии . Ономарх послал им на помощь 7-тыс. отряд под командованием своего брата , но тот был разгромлен Филиппом .
Тогда Ономарх выступил в Фессалию с основными силами и, по словам Диодора (XVI, 25, 2), нанес македонянам два поражения, одно из которых едва не завершилось полным разгромом македонской армии . Деморализованные войска частично вышли из подчинения царю, и тому пришлось спешно отступать из Фессалии. Впервые почти за шесть лет непрерывных побед его войска потерпели поражение .
Справившись с кризисом доверия среди своих воинов и приведя свои силы в порядок, Филипп вновь двинулся в Фессалию. Ономарх, в свою очередь, направился к Ферам, по-видимому, намереваясь соединиться с войсками ферских тиранов и отвоевать Пагасы. В этом им должен был помочь афинский флот под командованием Харета ( Афины около 356 до н. э. заключили союз с Ферами, находились в состоянии войны с Филиппом, а также поддерживали фокидян).
Филипп сумел не допустить соединения сил своих противников и, заняв позицию к югу от Пагас, полностью разгромил фокидские войска в битве на Крокусовом поле . Афиняне не успели высадить десант для помощи союзникам .
После этого Ликофрон и Пифолай были вынуждены сдать Филиппу Феры, выговорив для себя право свободного выхода с 2 000 наёмников. В дальнейшем тираны воевали на стороне фокидян .
Одержав эти победы, Филипп занял главенствующее положение в Фессалийском союзе. Возможно, что именно тогда он был избран пожизненным архонтом этого объединения. С Ферами был заключён договор, для закрепления которого Филипп женился на племяннице Ясона Ферского Никесиполиде (это была его 5-я жена). Дочь от этого брака была названа Фессалоникой («Фессалийской победой») . Впоследствии она стала женой Кассандра , который назвал в её честь основанный им большой город — Фессалонику .
При этом гавань Фер — Пагасы — осталась владением македонского царя, а кроме того, македоняне взяли под контроль районы на севере Фессалии — Перребию и Магнесию ; через первую проходили пути в Южную Македонию, и раньше она подчинялась Лариссе, вторая располагалась между стратегически важным Темпейским ущельем и берегом моря. Эти области были заняты македонскими гарнизонами .
Из городов Фессалии только Галос оставался союзником Фокиды, и продолжал сохранять независимость при поддержке афинского флота .
Несколько лет в Фессалии сохранялось спокойствие, однако, жители Фер были недовольны утратой Пагас и ростом македонского влияния вообще, а потому с началом Олинфской войны снова выступили против Македонии. Они потребовали вернуть им Пагасы, заставили македонян прекратить строительство укреплений в Магнесии, а также отказалось платить налоги. Возможно, что в Феры вернулся Пифолай, последний оставшийся к тому времени в живых ферский тиран (об этом пишет Диодор (XVI, 52, 9), однако многие исследователи считают это сообщение ошибкой ). Филипп, опасавшийся возобновления союза между Ферами и Афинами, был вынужден уйти из под Олинфа и двинуться в Фессалию. Там он быстро навел порядок и в следующем году смог возобновить войну на Халкидике .
После заключения Филократова мира и прекращения афинской помощи Галосу Филипп передал этот город под власть его старинных врагов — жителей Фарсала , а те продали в рабство все население. Таким образом македонский царь в очередной раз совершил расправу чужими руками .
Через некоторое время в Фессалии вновь началось брожение, причём на этот раз восстали не только Феры , но даже прежде лояльная Ларисса , где один из Алевадов по имени Сим даже начал чеканить монету со своим именем. В других городах также произошли перевороты и при помощи наёмников к власти пришли правители, враждебные Македонии .
Филипп не стал этого терпеть. Летом 344 до н. э. он вторгся в Фессалию, изгнал Алевадов из Лариссы и захватил Феры. Отныне он не считал нужным церемониться, и поставил македонские гарнизоны в Ферах и ряде других городов. Во всех фессалийских городах власть была передана олигархическим советам десяти (декадархиям) .
Для упрочения македонского режима была восстановлена старая система тетрархии . Каждая из четырёх племенных областей Фессалии: Фессалиотида , Пеласгиотида , Гистиеотида и Фтиотида ставилась под управление начальника, назначенного царем и подчинённого только ему. Полисы формально не были лишены самоуправления, но поставлены под контроль тетрархов, что вкупе с размещением македонских гарнизонов должно было удержать страну в покорности. Фессалийские города перестали чеканить собственную монету, перейдя на македонскую (хотя для Лариссы, вероятно, на некоторое время было сделано исключение) .
Относительным плюсом можно считать прекращение, благодаря македонской оккупации, внутренних раздоров и гражданских войн, сотрясавших Фессалию несколько десятилетий . Демосфен прямо обвинял фессалийцев, подчинившихся Филиппу, в предательстве греческих идеалов свободы и демократии (что было некоторым преувеличением, так как демократия в Фессалии с её олигархиями и тираниями отсутствовала и до этого) .