Interested Article - Платье

Фрагмент картины Огюста Тульмуша «Зеркало» (1868)

Плáтье — любая одежда кроме белья и обуви . Также предмет женского гардероба , обязательно с достаточно длинными полами, укрывающими тело и верхнюю часть ног. Платья — это верхняя одежда, состоящая из лифа и юбки, которая может быть изготовлена ​​из одной или нескольких частей . Платья, как правило, подходят как в качестве повседневной, так и официальной одежды для женщин и девочек . Исторически, платья могли также включать в себя другие предметы одежды, такие как корсеты, киртлы, партлеты, нижние юбки , халаты и стомаки .

История

С древнейших времён человек стремился из чувства стыда и практических соображений прикрыть наготу. Изготовление платья было, преимущественно, прерогативой женщин, которые своим трудом активно участвовали в развитии формы наряда.

Платье развилось из древних плащей и накидок как результат эволюции кроя, усовершенствования материалов и увеличения разнообразия одежды.

Существенное влияние на моду и покрой платьев, как и на их восприятие человеком, на подсознательном уровне оказывает сексуальность. При моделировании костюма учитываются особенности фигуры, прослеживается чередование закрытых и открытых частей тела. В значительной степени особенности культуры и обычаев определяют меру стыда. По преданию, древнеиндийский закон сулил смерть тому, кто осмеливался надеть платье другого пола .

Старейшее из известных сегодня платьев ( англ. Tarkhan dress ) возрастом 5000 лет найдено в египетском Тархане в 1913 году .

Древний мир

Для Древнего мира характерны однообразие и постоянство одежды. В египетских памятниках фигура человека геометрически стилизована вместе с одеждой. Женское платье калазирис представляет собой облегающий «футляр», отчего существует предположение, что они были вязанными. Узкая юбка своей длиной доходила до середины икры и не позволяла шагать широко. Две широкие бретельки завязывались на плечах, оставляя грудь обнажённой. Ткани выбирались яркие и рельефные в контраст ровному тону кожу. Излюбленным был белый цвет .

Критское платье представляло собой длинную пёструю юбку с воланами и небольшим фартуком, жилет с открытой грудью.

Средневековье

В Средние века одежда стоила целое состояние, украшалась драгоценными камнями и передавалась по наследству .

С XIII века в Италии, стоявшей на перекрёстных торговых путях, появляются роскошные шёлковые ткани, в Милане изготавливают бархат .

К середине XV века женское платье обрело предельно высокую линию талии, остроугольный (утончающий фигуру) глубокий вырез, отделанный широким воротником , узкие длинные рукава и асимметрично задрапированную (только с левой стороны) юбку , которая, расширяясь книзу, сзади переходила в длинный шлейф.

XVI век

В эпоху Возрождения фигура подправлялась корсетом, поднимавшим шнуровкой грудь. В то же время строгая испанская мода запрещала декольте. Превалирующим стал чёрный цвет, появился кринолин . В Англии моду определяла королева Елизавета I . Чёрная вышивка пользовалась большой популярностью в украшении платьев .

Русское женское платье в XVI—XVII веках определяло положение женщины в обществе или семье .

XVII век

Законодателем моды в этот период была Голландия — центр текстильного производства. В Испании и Португалии носили стомаки , тогда как во Франции и Англии платья более подстраивались под форму тела. Верхняя юбка укорачивалась, чтобы продемонстрировать нижнюю контрастной текстуры; вырез стал глубже. Благодаря кругосветным плаваниям в моду входят изображения на тканях экзотических животных и растений. Популярность получила . Корсеты укрепили своё значение к 1680-м годам .

XVIII век

В эпоху барокко вновь стали носить широкие вырезы, которые к периоду рококо увеличились ещё больше . Существовали три вида платьев: платье по-французски, платье по-английски и платье по-польски.

XIX век

В начале века после Великой французской революции с приходом ампира стали популярными среди модниц прозрачные ткани . По внешнему виду платья напоминали рубашки и имели т. н. ампирный силуэт , созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны . Их шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом.

С развитием индустриализации одежда была причислена к категории товаров и получила более широкое распространение в связи с удешевлением производства. Французская революция отменила цеховые законы, что послужило к созданию крупного серийного производства .

С 1830-х годов силуэт и пропорции женского платья радикально меняются. Главной линий становится горизонтальная: туго стянутая корсетом талия (рюмочкой) контрастирует с широкими рукавами- жиго и укороченной пышной юбкой. Простолюдинки в той же манере шьют себе платья из более дешёвых тканей, дополненные чепцом, фартуком и косынкой .

В 1850-х годах вновь воцаряется женская каркасная юбка. Кринолин стал символом викторианской эпохи , создавал дистанцию, демонстрировал пуританскую целомудренность, ложную стыдливость. По форме кринолин имел вытянутый сзади скат с отвесным передом. Лиф облегал фигуру, рукава оставались узкими или расширялись книзу ( паголь ), присутствовало много всевозможных украшений оборками, кружевами, бейками, вышивкой, фактурами. Силуэт представлял собой треугольник с очень широким основанием .

На смену кринолину в 1870—1880-е годы пришёл турнюр , придававший фигуре профильный силуэт. Также эффект турнюра создавался обильной драпировкой юбки, на которую уходила вся масса декоративных элементов платья. Узкий корсет создавал S-образную форму, утрируя женскую фигуру и вызывая массу насмешек и карикатур. Лиф, как правило, закрытый; декольте вечернего платья получает новую форму удлинённого каре, отделанного рюшами .

XX век

В начале века платье делится на юбку и блузку, присоединив мужской пиджак (английский костюм). Средние слои общества сразу восприняли это модное веяние, предпочитая практичность условностям . Одежда модерна струящаяся, S-образная, с высоким закрытым воротом и стоячим воротником, удлиняющим шею. Блузки и платья закрывались спереди наглухо и в начале XX века имели напуск впереди — «голубиную грудку» над узкой талией, скошенной наперёд. Юбка облегала бёдра и расширялась книзу, иногда заканчиваясь шлейфом или треном даже у дневных платьев. Бальные платья традиционно сохраняют открытое декольте, часто на тонких бретельках. Популярны вышивка шёлком, бисером . К концу десятилетия самые модные юбки укоротились до лодыжек . Силуэт в целом стал уже и прямее, начав тенденцию, которая продлилась непосредственно до первой мировой войны .

Массовая занятость женщин и эмансипация XX века повлияли на женское платье. Женщины отбросили романтические, но неудобные в повседневности атрибуты (в частности корсет ) и переняли детали мужской одежды. Обнажение ног в начале XX века стало кардинальным изменением, приведшим со временем к возрастающей обнажённости .

XXI век

Созданная массовым производством одежда доступна всем. Индивидуальность проявляется в выборе комбинаций компонентов одежды. Подчёркнутая индивидуальность проявляется в предметах ручной работы и особых материалах .

Разновидности

Существует огромное разнообразие платьев: сшитых или связанных вручную, выпущенных на фабричном производстве. Различаются:

Фото Название Описание
Коктейльное платье Укороченное женское платье для торжественных случаев без воротника и рукавов.
Маленькое чёрное платье Разновидность коктейльного или вечернего платья чёрного цвета длиной до колен или выше.
Платье для торжественных случаев.
Свадебное платье Платье для свадьбы и венчания.
Платье длиной выше колен.
Платье в стиле casual .
Платье-футляр Узкое, подчёркивающее фигуру женское платье.
Платье в этническом стиле или часть национального костюма.
Платье рубашечного покроя.
Платье для карнавала.
Платье для девочек.
Сарафан Разновидность платья без рукавов, иногда надевается поверх блузы или футболки.
Платье по колено или ниже колена, средней длины — миди.

Примечания

  1. Даль В. И. .
  2. Большой академический словарь русского языка / главный редактор Герд А. С.. — Российская академия наук, 2011. — Т. 17. — С. 40. — 671 с. — ISBN 978-5-02-037396-9 .
  3. . Dictionary.com . Дата обращения: 29 января 2018. 29 января 2018 года.
  4. , p. 101.
  5. , p. 20, 30.
  6. , p. 20.
  7. Кибалова Л., Гербенёва О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды / перевод: И. М. Ильинская, А. А. Лосева. — Прага: АРТИЯ, 1966.
  8. (англ.) . Hyperallergic (29 февраля 2016). Дата обращения: 13 марта 2019. 12 февраля 2019 года.
  9. UCL. (англ.) . UCL CULTURE (30 августа 2016). Дата обращения: 13 марта 2019. 8 августа 2020 года.
  10. , p. 21, 23, 30, 34.
  11. Natalia Pushkareva. . — M.E. Sharpe, 1997. — С. 120. — 340 с. — ISBN 9780765632708 . 27 апреля 2018 года.
  12. Marybelle S. Bigelow. . — Burgess Pub. Co., 1970. — С. 126. — 364 с. 5 мая 2021 года.
  13. Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до XX века. — М. : Согласие, 2016. — 512 с.

Литература

  • Cunningham, Patricia A. (англ.) . — Kent, Ohio: The Kent State University Press, 2003. — ISBN 0873387422 .
  • Edwards, Lydia. (англ.) . — London: Bloomsbury Academic , 2017. — ISBN 9781472533272 .
  • Эдвардс Л. Как читать платье: Путеводитель по изменчивой моде от Елизаветы Тюдор до эпохи унисекс / Лидия Эдвардс; [пер. с англ. И. Ю. Крупичевой]. — М. : Эксмо , 2019. — 224 с. — (История моды в деталях). — ISBN 978-5-04-091343-5 .
  • Picken, Mary Brooks. (англ.) . — New York: (англ.) , 1957.
Источник —

Same as Платье