Церковь саентологии и Википедия
- 1 year ago
- 0
- 0
Ставкирка ( нюнорск : stavkyrkje ), каркасная церковь , мачтовая церковь — наиболее распространённый в Скандинавии тип деревянных средневековых храмов .
В IX веке в Западную Норвегию с Британских островов и в Восточную из Германии проникает христианство . Наиболее вероятно, что новую форму деревянной архитектуры, пришедшую вместе с новой религией, решают поддержать именно правители и знать, вдохновлённые этим учением . Христианские миссионеры приносят с собой опыт и умения европейских зодчих. Если раньше скандинавские плотники строили только драккары , то с этих пор они начали строить мачтовые церкви .
Однако окончательно не установлено, в соответствии с каким заимствованным образцом велось строительство ставкирок .Учитывая то, что в Дании первые каркасные церкви появились гораздо раньше, норвежцы могли перенять опыт у своих скандинавских соседей задолго до прихода католических миссионеров .
C XI по XVI века в Норвегии было построено около 1700 мачтовых церквей, включая предшествующие им более древние здания, на месте которых они были возведены . Эпидемия чумы , охватившая Скандинавию в 1349 году , остановила этот строительный бум. К XV веку население Норвегии сократилось вполовину, и уже не требовалось строить всё большее количество церквей. Наука была недостаточно развита, чтобы реставрировать ветхие ставкирки, к тому же, они безжалостно уничтожались населением. Большинство было снесено в XVII веке , и в 1800 году насчитывалось лишь 95 церквей, через полстолетия их осталось 63, а до нашего времени дошло 28 .
Лишь некоторые ставкирки систематически изучены. Сложно определить, кто проектировал, строил и реставрировал норвежские каркасные церкви, а также, когда они были возведены. В число тех приёмов, которыми располагают современные археологи, входят дендрохронология , исследование немногих сохранившихся надписей на стенах ставкирок, датировка по углероду-14 и химический анализ. Первые три способа позволяют установить приблизительный возраст здания и возможное авторство; с помощью последнего метода можно получить информацию о людях и быте того времени . К примеру, результаты анализа смолы, которой некогда пропитывали стены ставкирок, и отрывки из текстов средневековых законов показали, что крестьяне были обязаны покрывать ею церкви каждые три года. Нарушение каралось штрафом. Иногда на дверях ставкирок дёгтем рисовали кресты , вероятно, желая защититься от злых сил, что доказывает исключительную роль церкви в жизни средневекового норвежца .
Изучение архитектурной составляющей ставкирок является всё же более лёгкой задачей, несмотря на то что некоторые церкви состоят из более чем 2000 деталей. Ставкирка опирается на четыре лежня — горизонтальных деревянных бруса, лежащих на каменном основании. В углах они соединены внахлёст, образуя прямоугольник с восемью выступающими концами. Вокруг прямоугольника устанавливают вертикальные столбы, соединяя их друг с другом брусьями, часто дополняя их крестовинами . В раннее средневековье эти стойки ( нюнорск «stav» — «стойка») зарывали прямо в землю, отчего они быстро сгнивали. Дополнительные столбы устанавливают в местах пересечения лежней, и пространство между ними обшивают. Крыша лежит на стенах. У некоторых ставкирок характерной чертой является высокая мачта посредине для поддержки остроконечной крыши и подкоса стен (отсюда название «мачтовые церкви»). Деревянные врата обычно украшены орнаментом в виде замысловатой резьбы , причём характерно, что основным мотивом орнамента является ленточное плетение — излюбленный мотив в скандинавском искусстве ещё докатолических времён .
Существует несколько систем классификации ставкирок. В рамках наиболее обобщённой системы ставкирки делятся на четыре типа :
В то же время с архитектурно-конструктивной точки зрения можно выделить лишь два основных типа ставкирок :
Особняком стоят церкви области Мёре, которые отличаются и от простых церквей, и от церквей с повышенным центральным залом техникой строительства.
Несмотря на свою уникальность, ставкирки долгое время находились под угрозой полного уничтожения. Лишь в XIX веке , в связи с поднимающейся волной национализма в Европе, норвежское общество заинтересовалось историей национального искусства и архитектуры. Этому немало посодействовал художник Йохан Кристиан Даль . Он получил образование в Германии, где и увлёкся средневековым искусством . В 1844 благодаря его инициативе возникло Общество охраны старинных памятников Норвегии (Foreningen til norske fortidsminnesmerkers forening, FNFB). Целями энтузиастов было нахождение, изучение и восстановление норвежских памятников культуры . За всё время своего существования организация приобрела 9 ставкирок, помимо других достопримечательностей. Первой была отреставрирована церковь в Геддале.
В 1912 году под руководством норвежского Министерства окружающей среды было создано Управление культурным наследием Норвегии (Riksantikvaren). Оно работает до сих пор и отвечает за сохранение архитектурных и археологических памятников . 2001 год ознаменовался появлением нового проекта Riksantikvaren — программы по восстановлению всех ставкирок в стране уже к 2015 году . Согласно 4 параграфу 2 главы закона о культурном наследии от 09.06. 1978 все здания (в том числе и церкви), построенные до 1537 года , попадают под защиту государства . В 1979 церковь в Урнесе включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО . Норвежская ассоциация исследования культурного наследия (Norsk institutt for kulturminneforskning — NIKU) занимается экспертизой памятников культуры, в том числе и ставкирок, тем самым делая научную информацию о них доступнее для широких масс . В 2000 году Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест ( ICOMOS ) объявил, что ставкирки находятся под серьёзной угрозой и требуют немедленного восстановления .
В конце XX — начале XXI века общество переживает вспышку интереса ко всему скандинавскому, и, в частности, к средневековому деревянному зодчеству Севера. Норвежские ставкирки вызвали ряд подражаний по всему миру. В некоторых из них, как в частном музее Mannaminne на севере Швеции , знаменитая каркасная конструкция используется только для привлечения туристов. Иные реплики функционируют как полноценные протестантские приходы. Таковы, например, мачтовая церковь Густава Адольфа в Германии , или молельня в Северной Дакоте , США .
В самой же Норвегии отношение народа к ставкиркам и тиражированию их образа двояко. С одной стороны, правительством проводится активная протекционистская политика по отношению к культурному наследию, распространяется лозунг «Когда норвежцы говорят о Норвегии, они говорят о природе, горах, фьордах и ставкирках» , большинство населения почитает их за святыни. С другой стороны, воинственно настроенные представители молодёжных субкультур методично разрушают эти старинные памятники архитектуры. Мотивы вандализма , как правило, одни и те же — протест против диктуемой сверху религиозной доктрины , заявления о том, что настоящая религия Скандинавии — язычество , а не христианство, и проведение ритуалов адептами культа дьявола . Единственное, что норвежское правительство в силах сделать, чтобы предупредить поджоги — установка дорогих систем слежения и пожаротушения . Наиболее известны в мире случаи поджогов норвежских деревянных церквей Варгом Викернесом и Евронимусом .