Interested Article - Красный чум

Кра́сные чу́мы — кочевые учреждения культуры, создаваемые в СССР на Крайнем Севере для просвещения коренных народностей .

Советское время

Создавались в 1930-х годах по инициативе Н. Е. Сапрыгина для всесторонней помощи кочевому населению тундры . Основной целью была ликвидация безграмотности . Красные чумы имели собственные оленьи упряжки. Сотрудники учреждений обучали грамоте взрослое население, оказывали медицинскую и ветеринарную помощь, занимались политпросвещением; организовывали читки газет, журналов, книг; демонстрировали кинофильмы.

Выездные бригады Красного чума состояли из заведующего, культработника, ликбезработника, медработника, ветфельдшера, пастуха и чумработницы. Вся работа велась на ненецком , хантыйском , коми языках. С 1930 по 1945 годах находились в подчинении окружных отделов народного образования. Затем Красные чумы были переданы в ведение районных отделов культуры и просветительской работы. Подготовкой кадров для Красных чумов в 1946 по 1954 годы занималась Нарьян-Марская 3-годичная культпросветшкола. В 1930 году в Ненецком округе было 3 Красных чума, в 1956 году — 17.

Поскольку территория кочевий и проживания коренных малочисленных народов не была покрыта дорожной сетью, охватить её было сложно. Так возникла идея передвижек и культлодок, которые с определенным книжным запасом переезжали от одного поселения до другого, неся с собой качественно новые формы досуга, а также передавая людям понятия об элементарной личной гигиене и медико-санитарной помощи. В 1933 г. количество учреждений культуры в Остяко-Вогульском национальном округе составило: 47 изб-читален, 6 библиотек, 5 домов туземца, 5 красных чумов и, кроме того, появились новые формы организации досуга - один клуб, одна культбаза, 3 Дома народов Севера и 73 красных уголка .

В 1975 году проект «Красный чум» был свёрнут.

Медико-социальный проект

В качестве медико- социального проекта Красный чум был возрожден в Ненецком автономном округе по инициативе «Ассоциации ненецкого народа „ Ясавэй “» при финансовой поддержке ОАО « Лукойл » в 2002 году, в 2005-м — продолжен. В 2008 году проект получил долгосрочный ежегодный плановый характер и новых финансовых партнеров. Цели проекта: доступность медицинской помощи для кочевого населения в труднодоступной местности, обследование и лечение оленеводов и их семей, медицинская профилактика, обучение чумработниц методам оказания первой медицинской помощи и правилам пользования медицинскими аптечками, обеспечение оленеводов медикаментами . В 2017 году проект получил высокую оценку председателя Постоянного форума Организации Объединённых Наций по вопросам коренных народов Мариам Уоллет Мед Абубакрин, которая предложила распространить его на остальные территории проживания коренных народов с недостаточной инфраструктурой здравоохранения .

Отражение в культуре

В ХХ веке стало знаковым имя Амалии Хазанович — первой таймырской учительницы, написавшей книгу «Друзья мои нганасаны» после летнего кочевания с оленеводами. Благодаря этой книге Таймыр и Крайний Север стали мечтой многих выпускниц педагогических вузов. Опыт Амалии Хазанович был отражён в экспозиции Таймырского краеведческого музея, часть личной библиотеки она завещала Хатангской школе .

См. также

Литература

  • Ненецкий автономный округ. Энциклопедический словарь / Л. Ю. Корепанова (гл. ред.). — М. : Аванта+, 2001. — С. 138—139. — 304 с. — ISBN 5-8483-0040-2 .

Примечания

  1. Малахова Людмила Петровна. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2017. — Вып. 4 (49) . — С. 80–84 . — ISSN . 18 августа 2022 года.
  2. . Дата обращения: 12 июня 2017. 18 июня 2017 года.
  3. . Дата обращения: 14 июня 2017. 18 июня 2017 года.
  4. Валентина Вачаева. . Таймырский телеграф (5 октября 2020). Дата обращения: 18 августа 2022. 27 января 2021 года.

Ссылки

Источник —

Same as Красный чум