Interested Article - Гусляр (альбом)
- 2021-10-17
- 1
«Гусляр» — рок-опера , написанная композитором Игорем Лученком и лидером ансамбля « Песняры » Владимиром Мулявиным по мотивам поэмы « Курган » классика белорусской литературы Янки Купалы . Единственная концертная программа Песняров, выпущенная на виниле в качестве сольного альбома .
Поэма Купалы рассказывает о судьбе гусляра , которого пригласил на свадьбу своей дочери Князь. Он прельщает Гусляра богатствами и просит сыграть песню для потехи гостей. Но вместо этого с уст сказителя звучит суровый укор в сторону власти и сострадание в отношении подневольного Князю народа. Взбешённый властитель приказывает заживо закопать Гусляра вместе с гуслями . Гусляр погибает, но память о нём долго хранит народ, как тот курган , который вырос на месте его казни.
История создания
В 1960 году белорусский композитор Игорь Лученок написал кантату «Курган» для смешанного хора, солистов и симфонического оркестра . Произведение, написанное в качестве консерваторской дипломной работы , содержало значительно сокращённую часть из одноимённой поэмы Янки Купалы . Работа над «Курганом» была завершена в городе Сальске Ростовской области .
В конце 1976 — начале 1977 годов в советской печати появляется информация о планах ансамбля «Песняры» записать рок-оперу на музыку Лученка. После серии концертов с оперой-притчей « » на стихи того же Купалы группа намеревается выйти на новую творческую высоту . Над переработкой кантаты Лученок и группа работали примерно два года . Полноценная работа над рок-поэмой началась, предположительно, в августе 1978 года. Репетиции проходили в зале гостиницы «Юность» на Заславском водохранилище . Премьера постановки состоялась в сентябре-октябре 1978 года в Пинске . На студии программа была записана весной-летом 1979 года .
Список музыкальных тем
- Вступление
- Край
- Князь
- Пиршество
- Гусляр
- Привод Гусляра
- Обращение Князя
- Гусляр и Князь
- Казнь
- Продолжение пиршества
- Сказание
- Заключение
Критика
Музыкальный обозреватель Сергей Будкин написал, что «Гусляр» стал творческим пиком в истории коллектива и всего белорусского рока , по крайней мере, советского периода. При этом, он считает, что «любителям поп-„Песняров“ с „ Вологдой “ и „ Беловежской пущей “ этот диск пришёлся просто не по зубам» . По мнению белорусского критика Дмитрия Безкоровайного, в отличие от таких рок-опер, как « Юнона и Авось » или « Иисус Христос — суперзвезда », «Гусляр» не пережил своего времени ввиду отсутствия запоминающихся фрагментов-хитов. Вместе с тем, Безкоровайный отмечает, что рок-поэму можно похвалить за смелость, сложность и «настоящий патриотизм» . По мнению обозревателя Анатолия Вейценфельда, единственное «сомнительное место в замечательном произведении» — это партия Князя, исполненная Анатолием Кашепаровым в записи «Гусляра» (в концертных выступлениях её исполнял Владислав Мисевич ) . Так как у Кашепарова высокий голос, «„злодей“ получился в „Гусляре“ не столько зловещим, — а именно таким он должен быть, если исходить из собственно музыкального материала, — сколько комичным и не вполне убедительным» .
Примечания
- . pesnyary.com. Дата обращения: 23 декабря 2017. 24 декабря 2017 года.
- ↑ . YouTube . Дата обращения: 23 декабря 2017. 30 мая 2019 года.
- ↑ . Experty.by (2 декабря 2008). Дата обращения: 23 декабря 2017. 10 сентября 2017 года.
- . kurgan-rok-opera.narod.ru. Дата обращения: 23 декабря 2017. Архивировано из 22 февраля 2017 года.
- ↑ . Виртуальный музей ансамбля «Песняры». Дата обращения: 23 декабря 2017. 6 января 2018 года.
- ↑ . Виртуальный музей ансамбля «Песняры». Дата обращения: 23 декабря 2017. 24 декабря 2017 года.
- ↑ Анатолий Вейценфельд. // Звукорежиссёр . — 1999 год. — № 7 . 18 марта 2012 года.
Ссылки
- 2021-10-17
- 1