SexyBack
- 1 year ago
- 0
- 0
Пётр Семёнович Марек ( 1862 — 1920 ) — российский публицист , историк и этнограф ; один из авторов « Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона ».
Родился в 1862 году в городе Шадове (ныне Шедува ) Ковенской губернии в еврейской семье. Его отец был меламедом и пробовал свои силы в литературе (публиковался в « Ха-Шахар » и других изданиях на иврите ), в частности он напечатал поэму в « Ha-Schachar », вышедшую отдельно, а также несколько переводных рассказов.
Получил традиционное еврейское религиозное образование, учился в гимназии в Шавлях (ныне Шяуляй ), после чего поступил на юридический факультет Московского университета , который окончил в 1889 году.
В русско-еврейской печати Пётр Семёнович Марек дебютировал в 1888 году опубликовав очерк пож заглавием « Из истории еврейского печатного дела в России » (« Восход », IV и IX).
В 1901 году он, совместно с Саулом Моисеевичем Гинзбургом , выпустил ценный сборник « Еврейские песни в России » состоящий из собранных ими произведений и, по мнению И. М. Чериковера , представляющий собой « эпоху в изучении еврейского фольклора » .
В начале 1900-х годов П. С. Марек, в качестве уполномоченного « », много путешествовал по черте оседлости Российской империи, благодаря чему собрал на местах много образовательных материалов и документов по истории евреев в России вообще; часть этих данных была им обработана и издана в 1909 году в Москве в книге « Очерки по истории просвещения евреев в России. Два воспитания ». В этом труде охвачен период с 1844 по 1873 год, отмеченный борьбой двух систем воспитания — религиозного и светского.
Также он напечатал несколько статей и по истории евреев в «Восходе» и « Еврейской старине ». Марек принимал участие в сборнике «Пережитое» и разместил ряд статей в « Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона ». Он также писал и на идише; в 1908 году учёный отдельно выпустил историческую повесть « Zwei Geseiros ».
Марек был одним из наиболее деятельных членов московской еврейской общины . Вскоре после октябрьского переворота и установления советской власти, был вынужден спасаясь от голода переехать в Саратов (январь, 1919), где и прожил последние годы жизни. В Саратове он завершил работу над книгами « История религиозной борьбы » (о возникновении хасидизма) и « История еврейской интеллигенции в России » (частично опубликована в 1922—1928 гг. в сборниках « », « » и «Еврейская старина»). Умер в Саратове в 1920 году .