Interested Article - Дом В. В. Корелина

Дом В. В. Корелина — бывший доходный дом , расположенный в Санкт-Петербурге по адресу Апраксин переулок , 4. Построен в 1912—1913 годах А. Л. Лишневским для коммерсанта Василия Корелина. С 2001 года входит в Список выявленных объектов культурного наследия.

История

Ранее на месте дома, расположенного близ Апраксина двора , находилось трёхэтажное здание, в котором размещались конторы и склады . Построенное в начале XIX века, оно было перестроено после пожара 1862 года (архитектор неизвестен) .

В 1912—1913 годах А. Л. Лишневский , по заказу гласного Городской думы и коммерсанта Василия Корелина, расширил первоначальную постройку с сохранением прежних стен . Со строительством связан скандал, широко освещавшийся в петербургской прессе 1913 года. Арендаторы магазинов и складов, располагавшихся в подлежащем перестройке здании, отказались съезжать, поскольку у них не истёк срок контракта. Не сумев договориться с ними, Корелин распорядился демонтировать лестницы, разобрать водопровод, обрезать электричество и начать строительные работы . Торговцы не успели эвакуировать склады, и, когда Лишневский приступил к демонтажу стен и потолков, товару был нанесён непоправимый ущерб. Кроме того, после того как рабочие-строители заложили дверные проёмы кирпичом, сторожа складов оказались замурованы в здании и с большим трудом сумели выбраться . « Петербургский листок » посвятил происшествию заметку «Замурованные люди» . Один из торговцев подал на Корелина и Лишневского в суд, однако на строительство это не повлияло, и здание было завершено .

В настоящее время в здании размещаются разнообразные заведения: магазины, офисы, мини-отели и пр. С 2001 года дом Корелина входит в Список выявленных объектов культурного наследия .

Архитектура

Сова над проездной аркой

Шестиэтажное угловое здание выходит фасадами на Апраксин переулок и на уличный выезд из Апраксина двора . Изначально Лишневский, как показывают чертежи, намеревался оформить дом в античном духе, однако в последний момент отказался от неоклассики и полностью переработал проект, придав ему яркие гротескные черты. Место греческих колонн заняли гранёные романские столбы; угол здания венчает башенка с часами .

Маскароны и путти

Оба фасада выполнены в едином стиле и богато декорированы . Между вторым и третьим этажами расположены многочисленные барельефные изображения коленопреклонённых атлантов : они образуют своего рода фриз , опоясывающий оба фасада . Атланты поддерживают высокие, достигающие последнего этажа пилястры , украшенные в верхней части стилизованными лепными масками , напоминающими, по словам А. И. Чепеля, «загадочных старцев» с высунутыми языками и длинными свисающими усами и бородами . Эркеры поддерживаются маскаронами в виде бородатых голов, на которых восседают мальчуганы- путти . По обеим сторонам проездной арки расположились фигуры сов: пользовавшиеся популярностью в архитектуре северного модерна, совы неоднократно использовались Лишневским в его постройках .

Примечания

  1. Александр Чепель. . Санкт-Петербургские ведомости (2020). Дата обращения: 7 сентября 2022. 7 сентября 2022 года.
  2. . Администрация Санкт-Петербурга (2001). Дата обращения: 7 сентября 2022. 18 августа 2020 года.
  3. , с. 573.
  4. , с. 82.
  5. , с. 216—217.

Литература

  • Игнатьев П.П. // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2014. — Т. 4, № 1. — С. 211—227.
  • Матвеев П.Н. Атланты и кариатиды Петербурга. — СПб. : Искусство, 2001. — 236 с.
  • Чепель А.И. // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. — 2019. — С. 570—574.

Ссылки

Источник —

Same as Дом В. В. Корелина