Interested Article - Меддах

Меддах выступает в кофейне

Меддах ( тур. Meddah ) — традиционный турецкий рассказчик , выступавший перед небольшой группой зрителей, например, перед аудиторией кофейни . Эта форма представления была особенно популярна в Османской империи с XVI века. Спектакль был преимущественно посвящён одной теме, а меддах играл различных персонажей, и, как правило, привлекал внимание зрителей к моральному аспекту истории. Меддахи использовали реквизит, такой как зонт, платок или различные головные уборы, чтобы дать понять об изменении роли. Они умело манипулировали своим голосом, имитируя разные диалекты . Время представления не было ограничено; хороший меддах умел корректировать историю в зависимости от взаимодействия с аудиторией.

Обзор

Меддахами были, как правило, бродячие артисты, чей путь лежал из одного крупного города в другой, например по городам Дороги специй . По преданию эта традиция восходит ко времени Гомера . Методы меддахов были схожими с методами древних странствующих рассказчиков « Илиады » и « Одиссеи ». У меддахов же наиболее популярными историями были «Фархад и Ширин» и « Лейли и Маджнун ». В репертуар меддахов также входили невыдуманные истории, изменённые в зависимости от аудитории, артиста или политической ситуации.

В Стамбуле меддахи были известны использованием музыкальных инструментов в своих выступлениях.

В 2008 году искусство меддахов был включён в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества .

История

Первоначально меддахи исполняли религиозные и героические сказания , имеющие свои корни в традициях турецкой устной литературы. Хотя она сильно зависела от традиций турецких кочевников и шаманов , приобретённых ещё в Средней Азии , но также находилась под влиянием арабских и персидских традиций XI-XIII веков. В результате получил развитие театр одного актёра . Эти артисты, исполнявшие преимущественно эпические сказания, были известны как кыссаханы . Их рассказы включали сильные исламские мотивы, которые были направлены на укрепление веры мусульман и попытки обратить в ислам немусульман. Такие кыссаханы существовали во времена Сельджуков и, как правило, специализировались на арабском и персидском эпосе: истории Али и Хамзы , сказках из « Тысячи и одной ночи ». Их репертуар со временем расширялся, включая новые истории, такие как Баттал Гази .

Традиции кыссаханов были продолжены и в период Османской империи, о чём свидетельствует документация работы кыссахана по имени Мустафа во дворце султана Мехмеда II . В то же время все рассказчики стали называться меддахами, а и их истории становились всё более и более светскими. Они начали подражать животным и делать инсинуации , чтобы привлечь внимание аудитории. Возможно это произошло после того, как духовенство запретило любое упоминание святых в этих историях. Выступление меддаха стало представлять собой театральное действо на основе сатиры . Их темы включали в себя героические сказания, а также сюжеты из повседневной жизни, фельетоны, пародии на известных людей, издевательства над общественной нравственностью и критика чиновников, порой даже султана.

В XVI-XVIII веках меддахи усилили своё влияние в обществе. Они по-прежнему были популярны в начале XX века, но к середине столетия их традиции постепенно исчезали. Некоторые традиции меддахов переняли ашики .

Примечания

  1. Halman, Talât Sait. (неопр.) . — Syracuse University Press . — С. xiii—xiv. — ISBN 9780815608974 .
  2. Kaim, Agnieszka Ayşen. (нем.) // Journal of Ankara University Faculty of Language, History and Geography : magazin. — 2006. — Bd. 46 , Nr. 1 . — S. 271—282 . 3 июня 2018 года.
  3. (PDF) . İslam Ansiklopedisi . Vol. 28. Türk Diyanet Vakfı. 2003. pp. 293–4. от 2 февраля 2017 на Wayback Machine
  4. Bahadıroğlu, Diba . makaleler.com. Дата обращения: 16 апреля 2018. 14 мая 2016 года.
  5. Çevik, Mehmet. (англ.) // Turkish Studies : journal. — 2014. — Vol. 9 , no. 12 . — P. 113—123 . 31 августа 2021 года.
Источник —

Same as Меддах