Антошин, Яков Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Князь Я́ков Фёдорович Долгору́ков (24.07. 1639 — 20 июня 1720 ) — наместник , воевода , боярин , генерал-комиссар, генерал-кригскомиссар , генерал-пленипотенциар-кригс-комиссар.
Рюрикович в XXIV колене, из княжеского рода Долгоруковых . Старший сын окольничего князя Фёдора Фёдоровича Долгорукова . Имел братьев: князей Луку , Бориса и Григория Фёдоровичей.
Получил очень хорошее для своего времени образование , под руководством наставника из поляков , и свободно владел латинским языком .
Стряпчий , в том же году пожалован в стольники (1671). На свадьбе царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной был в числе поезжан (22 января 1671). Сопровождал Государя при поездках из Москвы (1671—1675). Нёс гроб с телом царя Алексея Михайловича из дворца к церкви Михаила Архангела (30 января 1676). Указано ему быть воеводой в Казанском разряде и собираться с ратными людьми в Симбирске (17 октября 1680), тоже с ратными людьми Новгородского разряда в Путивле (26 ноября 1680), пожалован титулом Сибирский наместник. Воевода в Симбирске (апрель 1681-июль 1682).
В 1682 году , во время стрелецкого бунта , он открыто принял сторону царевича Петра Алексеевича , который сделал его своим комнатным стольником . Сопровождал Петра I в Троице-Сергиев монастырь (1683). Государи указали за вину написать его с городом по Звенигороду, а поместья и вотчины отписать на Государей (11 февраля 1686).
Царевна Софья , опасаясь его влияния на брата, назначила (27 февраля 1687) и отправила послом во Францию и Испанию , просить эти государства о помощи в предстоявшей войне с Османской империей . Посольство во Францию прибыло в Сен-Дени (17 июля 1687), Париж (31 августа 1687), но не имело успеха и он отправился в Мадрид , куда прибыл (26 ноября 1687), где успеха тоже не имел, возвратился в Москву (15 мая 1688).
Участвовал во втором Крымском походе, за что пожалован золочёным кубком, золотым кафтаном на соболях,100 рублей придачи к окладу и 3500 ефимок на вотчины (27 июня 1689). В разгар распри Петра I с Софьей, одним из первых явился к Петру I в Троице-Сергиеву лавру, за что, по низвержении Софьи (08 августа 1698), назначен судьёй Московского приказа (14 октября 1689-январь 1694).
Участник обоих Азовских походов (1695 и 1696). Назначен начальником Белгородского приказа (05 ноября 1696). Указано писать его ближним стольником с ВИЧем к отчеству (02 марта 1697). Пожалован в бояре (20 июля 1697). Уезжая за границу ( 1697) , Пётр I возложил на Долгорукова охрану южной границы и наблюдение за Малороссией . В третьем Азовском походе, командовал Белгородским полком (1697—1699).
Указом Петра I от 18 ( 28 ) февраля 1700 года Иноземский и Рейтарский приказы были объединены в «особый приказ » боярина Якова Фёдоровича Долгорукова, при этом предписывалось «писать его боярина во всяких письмах, которые о полковых делах, генерал-комиссаром » . Этот приказ был переименован в приказ Военных дел (1701).
При осаде Нарвы 1-й посол главноначальствовавшего герцога Кроа (1700), в битве под Нарвой , в результате измены взят в плен, отвезён в Стокгольм , и более десяти лет томился в неволе, где был ответственным за получение и распределения денег среди русских пленных. Занимая деньги на свое имя, помогал нуждавшимся. В ожидании возможного размена на фельдмаршала Реншильда направлен в Якобштадт (1711). Размен задерживался, и Долгоруков отправлен в Умео на шхуне , где на 44 русских пленных приходилось только 20 шведов. Вместе с товарищами обезоружил шведов и за две недели плавания добрался до Ревеля , находившeгося тогда уже во власти русских войск (июль 1711)
В указе Петра I от 15 ( 26 ) октября 1707 года именовался уже генерал-кригскомиссаром , а в указе от 18 ( 29 ) августа 1711 года — генерал-пленипотенциар-кригс-комиссаром (1711—1716) .
Пётр I назначил князя Якова Фёдоровича сенатором . В течение своего плена в Швеции он имел возможность близко ознакомиться с шведскими порядками и государственным строем и потому стал весьма полезным советником, особенно при устройстве коллегиального управления.
Председатель в Ревизион-коллегии (1717). Здесь проявил себя строгим и неподкупным контролёром доходов и расходов казны, неизменно руководствуясь правилом, высказанным при решении одного дела в Сенате: «Царю правда лучший слуга. Служить — так не картавить; картавить — так не служить». Им было раскрыто казнокрадство со стороны столь близких к царю лиц, как А. Д. Меншиков и Ф. М. Апраксин
Пожалован поместьями в Юрьево-Польском уезде (27 февраля 1712).
В 1720 у князя Якова Фёдоровича открылась водяная болезнь, обнаружившаяся опухолью груди. Невзирая на все старания врачей, он скончался 20 июня 1720 г. Погребён (23 июня 1720) в Александро-Невской лавре , тело его сопровождал сам император Пётр I и императрица Екатерина I Алексеевна .
Женат дважды:
Имя князя Якова Фёдоровича Долгорукова перешло в потомство и сделалось популярным благодаря устным преданиям , свидетельствующим о его прямодушии и неподкупности .
П. К. Щебальский рассказывает, как «в Петербурге оказался однажды недостаток в муке, и городу угрожал голод, в Сенате состоялся по этому случаю указ — собрать по четверику ржи с крестьян ближайших к Петербургу местностей, и указ этот был одобрен царём. Долгорукий не присутствовал в Сенате в этот день, а когда ему предложили подписать протокол, он запечатал его и тем приостановил его исполнение. Съехались сенаторы, прибыл царь и узнают, что Яков Фёдорович запечатал одобренный сенатом и царем указ. Шлют за ним… находят его в церкви, требуют в Сенат… Три раза царь посылал за ним, но он явился в сенат только после окончания литургии . Царь, говорят, бросился на него с поднятой рукой, но Долгорукий спокойно… сказал: „Вот грудь моя“. Затем он объяснил, что, не обременяя поборами разоренных уже крестьян, можно до прибытия транспортов с хлебом позаимствовать из богатых житниц Меншикова и других вельмож , не исключая и его самого. Выслушав это, царь обнял его и исполнил по его совету».
Долгорукий часто спорил с Петром I и однажды во время такого спора царь схватился за кортик , но Долгорукий остановил его руку и сказал: «Постой, государь! Честь твоя дороже мне моей жизни. Если тебе голова моя нужна, то не действуй руками, а вели палачу отсечь мне голову на площади; тогда ещё подумают, что я казнён за какое-нибудь важное преступление; судить же меня с тобой будет один Бог».
По преданию, во время последней болезни Долгорукова царь лично прописывал ему рецепты.
Год рождения князя Якова Фёдоровича (1639) не внушает особого доверия, так как он принадлежал к знаменитой фамилии и имел влиятельных родителей и родственников, а звание стряпчего и стольника имел в 32 года (1671), что противоречит признанной практике.
В « Российской родословной книге » П. В. Долгорукова , его 1-я жена Ульяна, названа Ивановной, а не Фёдоровной, что ошибочно.
Очевидец похорон упоминает, что он умер в 64 года, это неверно. Имеются расхождения дня смерти († 24 июня 1720) , что неверно, причём считают, что он похоронен на Васильевском острове , в ограде при Андреевской церкви , что опровергается крепостным журналом. Князь П. В. Долгоруков думал, что Яков Фёдорович похоронен в Александро-Невской лавре , что подтверждается донесением Девьера — князю Меньшикову : « ….князь Яков Фёдорович, сего месяца, 20 числа представился, и похоронили в Невском монастыре с изрядной церемонией, и во время выноса его и была пальбы из города из пушек и при том провожании изволили быть их Величества » (30 июня 1720).
Гражданские доблести Я. Ф. Долгорукого были широко популяризированы в «Деяниях Петра Великого» И. И. Голикова, в «Вельможе» Державина , в оде «Гражданское мужество» Рылеева, в "Послании к Н. С. Мордвинову и в «Стансах» Пушкина .