Interested Article - Чёрный камень (рассказ)

«Чёрный ка́мень» ( англ. «The Black Stone» ) — рассказ ужасов Роберта Ирвина Говарда из межавторского цикла « Мифы Ктулху ». Написан в декабре 1930 года . Опубликован в 1931 году в американском журнале фантастики Weird Tales . Это один из первых рассказов Говарда, где фигурирует вымышленный немецкий оккультист XIX века Фон Юнцт и его таинственный научный труд « Сокровенные культы ». В рассказе Говард стилистически и концептуально подражает писательской манере Лавкрафта , хорошо имитируя канонический стиль мифологии Ктулху.

Сюжет

Повествование ведётся от имени неизвестного рассказчика ( предположительно от имени Джона Кирована [ источник не указан 728 дней ] ).

Стрегойкавар

Дело происходит в Венгрии , в начале XX века , куда с целью некоторых историко-археологических исследований отправляется неизвестный протагонист из США, от имени которого и ведётся повествование. Рассказчик не скрывает, что настоящей целью его путешествия является древний сакральный объект, именуемый «Чёрный камень». Этот самый пресловутый камень представляет собой гигантский мегалит из чёрного отшлифованного вулканического стекла , расположенный вблизи захолустной деревни с названием Стрегойкавар ( англ. Stregoicavar ) , где-то в горной части Венгрии. Название деревни повествователь переводит с венгерского как « ведьмин город ». О существовании данного объекта главному герою становится известно, прежде всего из книги немецкого исследователя оккультизма Фридриха фон Юнцта « Сокровенные культы », в главе, посвященной «чёрным сновидениям». Помимо всего прочего, в книге даётся понять, что чёрный монолит является объектом древнего тайного культа, которому некогда поклонялись жители той местности. Фон Юнцт называет камень «одним из ключей» и утверждает, что вблизи него в ночь летнего солнцестояния наблюдаются явления паранормального характера. Также, фон Юнцт упоминает об историческом труде некоего археолога Отто Достмана « », где выдвигается сомнительная гипотеза о том, что Чёрный Камень относится к монгольской культуре и появился во времена нашествия гуннов , его возвели в память о победе Аттилы над готами . Сам фон Юнцт считал возраст камня гораздо более древним. В другой книге, авторства некоего краеведа Дорнли , называющейся « », главный герой находит новые подробности, касающиеся монолита. Там упоминается о местных сувериях , связанных с данным камнем. Считалось, что если заснуть возле него, особенно в Иванову ночь , то всю последующую жизнь человека будут мучать кошмары. Это в лучшем случае, а в худшем нередко происходили случаи буйного умопомешательства либо смерть.

Ещё одним источником предварительной информации неизвестному рассказчику послужила поэма американского поэта Джастина Джеффри « Люди монолита », написанная им во время его оздоровительного путешествия по Венгрии. Джеффри плохо кончил — сразу после поездки в Стрегойковар он окончательно спятил и закончил свои дни в клинике для сумасшедших, в припадке необъяснимого ужаса. Вдохновлённый сумрачной поэмой бедняги Джеффри, герой рассказа решает и сам испытать судьбу и в один прекрасный день появляется в венгерской деревеньке. Тут он узнает от местных старожилов, что настоящее название вышеупомянутого посёлка есть ( англ. Xuthltan ), чтобы это ни значило, и издревле эти места населяли племена неведомых чужаков , обитавших здесь ещё до великого переселения народов . Упомянутые патаны вызывали отвращение у местных славян и мадьяр, которые описывали их как вырождающихся и деградирующих богомерзких дикарей-язычников, поклоняющихся зловещим божествам, и приносящих им человеческие жертвы. По словам местных жителей, всех патанов уничтожили турки, во время недолгой военной оккупации региона.

Обследуя местность, повествователь посещает развалины замка , где в 1526 году, согласно историческим летописям, некий польско -венгерский рыцарь граф Борис Владинов пытался противостоять армии османского султана Сулеймана Великого . В связи с этим обстоятельством, главный герой упоминает ещё об одной исторической книге (опять-таки вымышленной самим Говардом) — « » авторства Ларсона , где описываются злоключения графа Бориса во время знаменитого сражения его войска с турками. В частности, там говорится о загадочной шкатулке с пергаментом , захваченной венграми у турецкого летописца Селима Багадура . Содержимое шкатулки привело графа в ужас. Вскоре после этого, пушки турок разрушили стены замка, погребя графа вместе с таинственной шкатулкой, под обломками крепости.

Чёрный монолит

Пообщавшись с местными жителями и узнав подробности о Чёрном камне, повествователь решает наконец поближе познакомиться с предметом своих изысканий. Добравшись до места назначения, автор подробно описывает внешний вид камня и свои ощущения от наблюдения, приводя цитаты из различных историко-археологических трудов.

Согласно каноническому описанию Говарда, Чёрный камень находится в центре лесистого плато, скрытого со стороны деревни гребнем скалы, и представляет собой каменное изваяние восьмиугольного сечения, шестнадцати футов в высоту и полутора футов в поперечнике. Отшлифованная поверхность монолита покрыта иероглифами, «не принадлежащими ни одному известному языку». Рассказчик отмечает некоторую схожесть этих надписей с письменами другого похожего объекта, обнаруженного им в долине Юкатана . Исходя из своих впечатлений, исследователь делает вывод о внеземном происхождении мегалита. Более того, в тексте делается намёк на некую «подводную часть айсберга», предполагая наличие колоссального сооружения, ушедшего под землю, вершиной (шпилем) которого и является Чёрный камень.

Мастер Монолита

Закончив предварительные изыскания, главный герой возвращается в селение, где вскоре знакомится с местным школьным учителем. Учитель излагает свои суждения относительно чёрного монолита, во многом подтверждая выводы рассказчика. Учитель поясняет, что в давние времена вокруг камня ведьмы устраивали шабаши , а местные жители поклонялись языческим богам плодородия, принося им кровавые жертвы, используя чёрный камень в качестве жертвенного алтаря. Также, он пересказал местную легенду о Мастере Монолита ( англ. Master of the Monolith ) — сверхъестественном жабоподобном существе, по слухам до сих пор обитающем где-то в пещерах поблизости от камня. Древнее название этого существа — Ксутлтан, в его честь была названа вся описываемая местность, включая селение патанов, впоследствии переименованное венграми в Стрегойкавар.

Шабаш

Однажды вечером рассказчик решил снова прогуляться до монолита. Как раз был вечер накануне Ивана Купала , то есть время, когда по местному поверью к чёрному камню приближаться было наиболее опасным для здоровья. Дойдя до мегалита, повествователь присел в укромном месте и задремал. Но около полуночи он вроде бы проснулся и стал наблюдателем странного действа — возле камня собрались какие-то люди в звериных шкурах, явно с ритуальными целями. Он увидел дымящуюся жаровню и связанных пленников, приготовленных для культового жертвоприношения — молодую девушку и младенца. Собравшиеся люди постепенно доводили себя до религиозного экстаза , с помощью песнопений, танцев и самобичевания. Появившийся в момент наивысшей экзальтации жрец в волчьей маске совершил ритуальное убийство младенца, размозжив его голову о монолит. Жертва повлекла внезапное появление огромного жабоподобного существа, восседавшего на вершине монолита, олицетворявшего собой все низменные пороки первобытных людей. Затем в жертву уже самому существу была принесена девушка. На этом видение заканчивается.

Манускрипт

Придя в себя, повествователь вновь припомнил обстоятельства гибели графа Бориса Владинова и пришёл к выводу, что в месте его погребения всё ещё может находиться загадочный предмет, захваченный венграми у турецкого отряда Селима Багадура и решает его отыскать. Вновь оказавшись у развалин замка , он раскопал могилу графа и извлёк шкатулку с пергаментом . В старинном описывались события, сопутствующие турецкому вторжению в Стрегойкавар и давалось объяснение массовым убийствам патанов — местные дикари наводили ужас на турок своими ритуалами и обычаями. Турки пытали жрецов и те поведали им о Мастере Монолита — жабоподобном Ксутлтане, обитающем в отдалённой пещере, являющейся верхней частью грандиозного подземного мегалитического сооружения дочеловеческой эпохи Древних . Багадур отдал приказ отыскать пещеру Ксутлтана и умертвить древнее существо, которое, по мнению турок, оскверняло землю. Убийство Мастера Монолита не прошло безнаказанным — часть турецких солдат была уничтожена существом. Но Ксутлтана всё-таки предали огню.

Прочтя манускрипт Селима Багадура, неизвестный рассказчик констатирует, что в районе горной системы Стрегойковара, в подземных убежищах скрываются представители чуждой и враждебной цивилизации сверхъестественной природы. После этого он выбрасывает манускрипт и жреческую , найденную вместе с манускриптом в могиле Бориса Владинова, в воды Дуная . И уезжает на родину.

Персонажи и упоминаемые лица

Географические объекты и архитектурные сооружения

  • — населённый пункт в горной части Венгрии . Древнее название на языке — Ксутлтан.
  • — название местности (по́ля) и разрушенного венгерского замка графа Бориса Владинова.
  • — древнее мегалитическое изваяние внеземного происхождения в Венгрии .
  • — грандиозный древний комплекс сооружений, скрытый в горах.
  • Юкатан полуостров в Южной Америке ( Гондурас ), где был обнаружен второй мегалит , подобный Чёрному камню.
  • — аналогичное Чёрному монолиту сооружение на полуострове Юкатан . Имеет отношение к .

Расы и существа мифов Ктулху

  • — исчезнувшее языческое племя, поклонявшееся Чёрному монолиту.
  • — жабоподобное существо, называемое также Мастером Монолита (см. Голгор ).

Упоминаемые артефакты

См. также

Комментарии

  1. Здесь и далее все имена и названия приводятся по переводу Г. Корчагина
  2. Также упоминается в рассказах Р. И. Говарда « Тварь на крыше » ( англ. The Thing on the Roof ) и « » ( англ. The House in the Oaks ), в рассказе Говарда Лавкрафта « Тварь на пороге » ( англ. The Thing on the Doorstep ).

Примечания

  1. на сайте « Лаборатория Фантастики »
  2. Дата обращения: 6 июня 2015. 24 сентября 2015 года.

Ссылки

Источник —

Same as Чёрный камень (рассказ)