Окоча, Джей-Джей
- 1 year ago
- 0
- 0
Лейда Джей ( англ. Jay Leyda ; 12 февраля 1910, Детройт — 15 февраля 1988, Нью-Йорк ) — американский киновед , режиссёр и литературовед . Один из крупнейших западных исследователей советского кинематографа .
С 1930 года работал ассистентом режиссёра и фотографом. В 1931 году снял авангардистский чёрно-белый короткометражный фильм « ». Фильм снят в репортажной манере, где сталкивая традиционные для хроники перспективы с неожиданными, почти кубистскими ракурсами присутствует интерес к социальному комментарию .
В середине 30-х гг. учился во ВГИКе у С. М. Эйзенштейна , на лекции которого он присутствовал в Колумбийском университете ещё в 1930 году. Вместе с английским актёром Гербертом Маршаллом был одним из первых его иностранных учеников . Лично познакомился с Эйзенштейном в октябре 1933 году, заинтересовав его своим фильмом «Утро Бронкса» . По его словам, которые он приводит в своей книге «История русского и советского киноискусства» :
Самым плодотворным результатом первых неловких встреч с Эйзенштейном в Москве была его рекомендация посмотреть как можно больше спектаклей московских театров. Я стал следовать его совету, не отдавая себе отчета в том, что это и было началом наших с ним занятий.
В Москве и Ленинграде познакомился с выдающимися деятелями советского и зарубежного киноискусства ( Г. В. Александров , Л. Муссинак , А. Монтегю , Э. И. Шуб , Э. К. Тиссэ и др.). В 1935 году был его одним из четырех студентов, работавших в качестве режиссеров-практикантов на картине Эйзенштейна « Бежин луг », который был не завершён и раскритикован партийным руководством. Вспоминая своё участие в съёмках картины Лейда писал :
Основная наша деятельность сводилась к тому, чтобы быть под рукой во время разных «чепе», бегать по поручениям, давать консультации и пр. В мои обязанности входила помощь в подборе актеров, фотосъемка в период работы на натуре, а также ведение рабочего дневника.
После возвращения в США принял участие в разборе и описании рабочего материала неоконченного фильма Эйзенштейна « Да здравствует Мексика! », над которым тот работал в 1931—1932 гг. Из дублей и вариантов этого фильма он смонтировал две учебные картины, которые описывали метод режиссерской работы Эйзенштейна . Лейда перевёл на английский язык его важнейшие теоретические статьи и включил их в книги «Чувства кино» (1942), «Форма кино» (1949), «Статьи о кино» (1968).
С 1936 года работал в Отделе кино Музея современного искусства в Нью-Йорке . Работал во Французской синематеке в Париже (1957 — 1958 гг.), государственных киноархивах КНР (1959 — 1964 гг.) и ГДР (1964 — 1969 гг). Важнейшие киноведческие работы этого периода — «Кино. История русского и советского киноискусства», которая и до сих пор считается «наиболее полной историей русского и советского кино на Западе» и «Из фильмов — фильмы» (на русском языке опубликована с сокращениями в 1966 году). Участвовал в составлении и редактировании сборника « Роберт Флаэрти » (Берлин, 1965).
Был женат на танцовщице Сильвии Чен (Си Лан Чен) дочери китайского дипломата Евгения Чена и сестре Иоланды Чен .
Член жюри Венецианского кинофестиваля в 1965 году и XII Московского международного кинофестиваля в 1981 году.