Памятники Еревана
- 1 year ago
- 0
- 0
Оттавио Бертотти-Скамоцци ( итал. Ottavio Bertotti Scamozzi ; (5 апреля 1719, Виченца — 25 октября 1790, Виченца) — итальянский архитектор венецианской школы и теоретик архитектуры палладианизма . Один из продолжателей идей Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци , отсюда его двойная фамилия. Его собственное архитектурное творчество относят к течению неопалладианизма. В 1776—1783 годах Бертотти-Скамоцци издал собрание подлинных чертежей Палладио и этим увековечил своё имя.
Оттавио родился в скромной и небогатой семье в Виченце (провинция Венето), он был сыном парикмахера Антонио Бертотти и Виттории Скабора. Его отец посвятил его в свою профессию, но благодаря покровительству архитектора-любителя маркиза Марио Капра он смог получить хорошее гуманитарное образование. Жизнь у него была нелёгкая: семейное наследство было небольшим; Олимпийская академия в Виченце приняла его на работу уборщиком и смотрителем театра. Что касается обучения Оттавио архитектурной профессии, то изначально он был учеником Доменико Черато, приверженца Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци . Позднее он обратился к архитектору и историку архитектуры Томмазо Теманца , представителю неоклассицизма , затем к интеллектуалу Франческо Альгаротти . Он был в контакте с просветительскими кругами Виченцы, в частности с писательницей Элизабеттой Каминер.
Винченцо Скамоцци в своём завещании оставил наследство для того, чтобы ученики без средств смогли изучать архитектуру, но при единственном условии: они должны добавить к своей его фамилию. Оттавио Бертотти выиграл конкурс на такую стипендию (исполнителем завещания был маркиз Марио Капра) и с тех пор стал называться Оттавио Бертотти-Скамоцци .
Оттавио, вероятно, не совершал поездок за пределы родного города или, по крайней мере, провинции Виченца, за исключением пребывания по профессиональным причинам в Казале-Монферрато в 1789 году. Вечером 21 сентября 1786 года Бертотти-Скамоции встречался с Гёте , когда тот останавливался в Виченце во время путешествия по Италии. Немецкий поэт в своём «Итальянском путешествии» (Italienische Reise, 1816—1817) вспоминал, как Бертотти-Скамоцци, «талантливый и страстный художник», давал ему «некоторые указания», так, что Гёте даже выразил желание пройти у него краткий курс архитектуры .
Оттавио Бертотти-Скамоцци относят к течению неопалладианизма . На его собственные классицистические постройки в Виченце и её окрестностьях бесспорно повлияло творчество Палладио. Наиболее известны вилла Орацио Капра в Сарчедо (1764), фасад церкви Оньиссанти в Ронкаде (1768), собор в Читтаделла (Падуя), Палаццо Франческини (Виченца, 1770), Палаццо Муцци (1770), Каза Кастальди в Виченце .
В последнее десятилетие XVIII века, его творчество стало строже и проще, построенные им здания практически не имели орнаментальных деталей. Бертотти принадлежат попытки осмыслить и систематизировать творческое наследие Палладио , превратив его в некий канон «прекрасной архитектуры».
В 1761 году он опубликовал путеводитель по Виченце в диалогической форме, озаглавленный «Путеводитель для путешественника по выдающимся памятникам архитектуры и редким видам города Виченца» (Il forestiere istruito delle cose più rare di architettura e di alcune pitture della città di Vicenza) — диалог между вымышленными персонажами: архитектором Леандро (псевдоним автора) и неким лондонским незнакомцем (переиздания 1780 и 1804 годов). Диалог послужил автору предлогом для демонстрации преимуществ палладианской архитектуры перед всеми существующими. Текст сопровождают двадцать шесть гравюр на меди, воспроизводящих здания Палладио и Скамоцци. Они снабжены точными обмерами , выраженными в «вичентинских футах»: в качестве единицы измерения использовался «фут Виченцы», равный 0,356 м в сопоставлении с английским футом (0,304 м). Причём в качестве модулей автор на основании своих обмеров предлагал использовать 500 и 600 вичентинских футов. Сравнительные обмерные таблицы, созданные Бертотти-Скамоцци, стали особенно полезными для английских палладианцев: от Иниго Джонса до Уильяма Адама . Эта система в своё время имела широкий резонанс в Италии и за границей: И. Й. Фолькманн (автор «Историко-критических сведений об Италии…», Лейпциг, 1770—1771) рекомендовал ее Гёте как один из самых полезных текстов для познания архитектуры итальянских городов.
Другим важнейшим предприятием Бертотти-Скамоции стали капитальные издания: «Постройки и проекты Андреа Палладио, избранные и иллюстрированные» (Le fabbriche e i disegni di Andrea Palladio raccolti e illustrati, 1776—1783) и «Термы римлян, измерянные Андреа Палладио и переизданные с добавлением некоторых наблюдений Оттавио Бертотти» (Le terme dei Romani, disegnate da. Palladio…"). Эти издания требовали больших трудов, в том числе сбора средств по подписке, но затем Ф. Милициа признал, что они «делают честь всей Италии» (fa onore a tutta l’Italia) .